Природа и состав функций административного менеджмента
В основе концепции о функциях управления лежит процессный подход к изучению менеджмента. Управление рассматривается как процесс, включающий в себя непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
В наиболее общем виде функция управленияпредставляет собой обособленный однородный вид деятельности, направленной на достижение целей функционирования организации. Основной предпосылкой возникновения функций управления является функциональное разделение управленческого труда.
Большинство исследователей подразделяют функции менеджмента на общие и специальные. Под общими функциями менеджментапонимаются функции, образующие управленческий цикл и отражающие специфику управленческого труда вне зависимости от характера и специфики деятельности организации.
Кспециальным функциям управленияотносятся функции, определяющиеся спецификой деятельности управляемого объекта.
Помимо общих и специальных функций управления можно выделить еще и смешанные функции,такие как планирование выпуска готовой продукции, контроль хода производства, организация сбыта продукции и т. п.
Функции управления можно разделить на две группы. К первой группе относятся последовательные функции,которые осуществляются дискретно (т. е. повторяются через определенные промежутки времени), последовательно сменяя друг друга. Вторую группу образуют непрерывные функции,выполнение которых осуществляется постоянно в течение всего периода управления предприятием.
Последовательные и непрерывные функции менеджмента неразрывным образом связаны между собой и в своей совокупности образуют содержание управленческой деятельности, дифференцированной по различным признакам.
Характеристика последовательных функций административного менеджмента
Административный маркетинг
Первоначально под маркетингом понималась система внутрифирменного управления, ориентированная на изучение и учет потребностей рынка.
Социально-этический маркетингориентирован на удовлетворение запросов потребителей, но исходя из необходимости рационального и бережного использования природных ресурсов.
Некоммерческий маркетинг,осуществляется органами федеральной, региональной и местной государственной власти, а также общественными, религиозными и благотворительными организациями. Его основной целью является выявление среди крупных слоев населения спроса на социальные услуги, такие как обеспечение соблюдения общественного порядка, защита жизни и здоровья граждан, образование, культура и т. п.
Основными целями некоммерческого маркетинга являются:
• приведение деятельности органов государственной власти, общественных, религиозных и благотворительных организаций в соответствие с потребностями социальных групп населения, выступающих в качестве объекта указанной деятельности;
• обеспечение более рационального и оптимального распределения социальных и иных услуг;
• формирование позитивного общественного мнения в отношении конкретных программ, социальных институтов, государственных и общественных деятелей и т. п.
Помимо разделения видов маркетинга на коммерческие и некоммерческие их можно подразделять в зависимости от охватываемой сферы исследования. С этой точки зрения можно выделить внутренний и международный маркетинг.
Внутренний маркетингвключает в себя местные маркетинговые исследования, проводимые в рамках отдельного региона, и маркетинговые исследования, проводимые на территории всего экономического пространства отдельно взятого государства.
В структуру международного маркетингавходят экспор-тоориентированный, многонациональный и глобальный маркетинг.
Экспортоориентированный маркетингпредполагает проведение организацией исследований состояния внешней среды за пределами национального рынка той страны, где эта фирма зарегистрирована и фактически располагается. Указанный вид маркетинга применяется в целях стимулирования экспорта товаров, услуг, технологий, прав использования объектов интеллектуальной собственности и т. п.
Многонациональный маркетингсвязан с созданием дочерних предприятий, филиалов, структурных подразделений и представительств в различных странах мира
Глобальный маркетингоснован на предположении о том, что в перспективе станет возможным свободное перемещение по всему мировому рынку товаров, услуг, капитала, рабочей силы, информации и т. д.
Основной целью конверсионного маркетингаявляется трансформирование негативного спроса на результаты деятельности организации (т. е. товары, услуги и т. д.) в позитивный. Негативный спрос имеет место в случаях, когда основная масса потребителей отрицательным образом относятся к конкретному виду товара или услуги. Формирование позитивного спроса предполагает разработку и осуществление такого плана маркетинга, который в состоянии гарантировать появление спроса на продукт деятельности конкретной организации.
Стимулирующий маркетингприменяется в случаях нулевого спроса на товар, т. е. безразличного отношения к нему потребителей.
Развивающий маркетингиспользуют в ситуациях, характеризующихся наличием потенциального спроса на товар. Осуществление развивающего маркетинга состоит в практической реализации потенциального спроса, т. е. превращении потенциального спроса в реальный.
Реанимирующий маркетингзаключается в восстановлении первоначальных объемов снизившегося по каким-либо причинам спроса на товар.
Синхронный маркетингприменяется в условиях колеблющегося спроса с целью стабилизации сбыта.
Поддерживающий маркетингимеет место тогда, когда наблюдается полное соответствие уровня спроса уровню предложения.
Сдерживающий маркетингприменяется в ситуациях, когда спрос на товар в значительной степени превышает предложение. К этому виду маркетинга прибегают с целью профилактики формирования у потребителей негативного представления о возможностях организации.
Противодействующий маркетингприменяется с целью снижения объемов реализации товаров нерационального спроса, таких как алкогольные напитки, табачные изделия, теле- и видеопродукция, пропагандирующая насилие, и т. п.
Существенные изменения, произошедшие в последнее время в структуре общемирового рынка и большинства национальных рынков, позволяют с полной уверенностью утверждать о существовании и развитии такой принципиально новой сферы обмена, как рынок управления. В качестве основных сегментов указанного рынка можно выделить:
• рынок управленческих кадров;
• рынок управленческих технологий;
• рынок управленческих услуг;
• рынок управленческих консультаций.
Административный рынок,или рынок управления, можно определить как одну из наиболее перспективных сфер современного рынка, в рамках которой формируются спрос и предложение на управленческие кадры, управленческие технологии, управленческие услуги и управленческие консультации.
Административный маркетингпредставляет собой управленческую деятельность по изучению основных закономерностей формирования спроса и предложения на рынке управления с целью выявления и приобретения или разработки и продвижения наиболее качественных и перспективных продуктов, реализуемых на данном рынке.
Структуру внешней среды организацииобразуют входящие в нее элементы и их взаимосвязи (см. рис. 4.1). К таким элементам прежде всего относятся поставщики, потребители, деловые партнеры, вышестоящие организации (в т. ч. материнские компании), нижестоящие организации (в т. ч. дочерние предприятия, представительства и филиалы), контролирующие органы, международные организации, общественные организации (профсоюзы, политические партии, общественные движения) и т. п.
Рис. 4.1. Структура внешней среды организации
Можно выделить пять ситуаций, характеризующихся различной степенью информированности субъекта управления о состоянии внешней среды. К числу таких информационных ситуаций относятся детерминированная, умеренно детерминированная, детерминированно-стохастическая, умеренно-стохастическая и стохастическая.
Детерминированная информационная ситуацияхарактеризуется наличием полной информации о состоянии внешней среды организации. В такой ситуации субъект управления имеет возможность с наибольшей точностью определить тенденции развития конъюнктуры рынка, адекватно и своевременно на них реагируя.
Умеренно-детерминированная ситуацияпроявляется в условиях наличия отдельных элементов неопределенности в структуре информационного обеспечения предприятия.
Для детерминированно-стохастической информационной ситуациихарактерна пограничная ситуация, когда руководство фирмы обеспечено необходимой для принятия управленческих решений информацией лишь на 50%.
Умеренно-стохастическая ситуацияпредставляет собой ситуацию, при которой аппарат управления организации располагает лишь незначительной (менее 50%) долей необходимой информации о состоянии внешней среды.
Стохастическая информационная ситуацияимеет место, когда субъект управления организации практически не располагает информацией о текущем состоянии внешней среды и о перспективах ее развития.
Информацию, получаемую и используемую при проведении маркетинговых исследований, можно разделить на первичную и вторичную.
Первичная информациясобирается в процессе проведения конкретного исследования, а вторичной считается информация, полученная ранее для каких-либо других целей. Вторичная информация,как правило, аккумулируется на предприятии в виде маркетинговой базы данных. Маркетинговая база данных представляет собой упорядоченный массив информации об основных элементах внешней среды организации и о характере взаимоотношений между этими элементами.
Для сбора первичной информации могут использоваться самые разнообразные методы. К числу таких методов относятся наблюдение, опрос, сбор статистических данных и проведение экспериментов.
Анкета представляет собой лист бумаги, содержащий перечень вопросов, на которые должны быть получены ответы от респондентов. При составлении анкет выделяют вопросы двух типов: закрытые и открытые. Закрытые вопросы содержат перечень возможных ответов и требуют выбора одного из них.
Планирование в системе административного менеджмента
В наиболее общем виде планированиеможно охарактеризовать как процесс, включающий в себя разработку основных направлений деятельности и развития организации, определение потребностей в ресурсах и средствах, необходимых для реализации указанных направлений, а также выбор методов и способов осуществления намеченных мероприятий.
В основе системы планирования лежит концепция целевого подхода.
Доведение целей до каждого уровня управления и их комплексная оценка требуют построения дерева целей.
Дерево целей представляет собой структурное отображение распределения целей по уровням управления рассматриваемой организации в их взаимосвязи (см. рис. 4.2).
Рис. 4.2. Дерево целей
К содержанию конкретных управленческих задач обычно предъявляются следующие требования:
• соответствие целям функционирования организации;
• простота формулировки и изложения;
• согласование с нижестоящими руководителями и исполнителями;
• закрепление в письменной форме;
• реализм, т. е. задача должна быть реально достижимой.
Сформулированные задачи должны быть поставлены в порядке их приоритетности. В этом плане выделяют задачи высшего, среднего и низшего приоритета. К задачам высшего приоритета относятся задачи, которые необходимо решить любой ценой. В число задач среднего приоритета входят задачи, которые должны быть решены. Задачами низшего приоритета считаются задачи, которые хорошо было бы решить.
Для каждой задачи составляется список действий, необходимых для ее решения, поэтому третьим этапом административного планирования является составление плана осуществления указанных действий, который устанавливает предельные сроки их выполнения.
Процедура составления графика выполнения работ включает в себя следующие этапы:
1. Разбить каждый шаг программы на ряд последовательных событий и стадий, которые могут быть представлены следующим образом:
а) исследование ситуации;
б) представление руководству предложений;
в) подготовка опытно-испытательного проекта нового режима работы;
г) оценка результатов эксперимента;
д) доклад руководству результатов эксперимента;
е) переход на новый режим работы.
2. Определить, сколько времени понадобится на выполнение каждой стадии работы. Время выполнения работы на каждой стадии должно быть установлено в календарных днях с учетом возможных незапланированных задержек и простоев.
3. Определить, какие шаги должны выполняться последовательно, а какие могут осуществляться параллельно.
4. Разработка общего календарного графика.
5. Уточнение составленного графика работы посредством включения в него дополнительных мероприятий.
Среди работ по составлению графиков функционирования чаще всего преобладает планирование текущей работы, этапы которой нередко повторяются с ежедневной, еженедельной или ежемесячной периодичностью.