Информация в системе управления.
52. Понятие информации, свойства управленческой информации.
53. Требования, предъявляемые к управленческой информации.
54. Системы информационного обеспечения управленческой деятельности.
Результаты экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При выставлении оценок учитывается уровень приобретенных компетенций студента по составляющим «знать», «уметь», «владеть». Компонент «знать» оценивается теоретическими вопросами по содержанию дисциплины, компоненты «уметь» и «владеть» - практико-ориентированными заданиями. Важное значение имеют объем, глубина знаний, аргументированность и доказательность умозаключений студента, а также общий кругозор студента.
При выставлении оценки экзаменатор руководствуется следующим:
- оценка «отлично» выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы, усвоившему основную литературу и знакомый с дополнительной литературой; как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины «Основы менеджмента» с сопряженными дисциплинами, а также их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании курса (посредством приведения примеров);
- оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе, но недостаточно глубоко изучивший дополнительные материалы по изучаемой дисциплине; как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению;
- оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в минимальном объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, знакомый с основной литературой. Как правило, оценка «удовлетворительно», выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене, но обладающим необходимым потенциалом для их устранения под руководством преподавателя;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему значительные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в ответе на экзамене.
Курсовое проектирование
Примерная тематика курсовых работ:
1. Формирование организационной структурыуправления фирмы.
2. Совершенствование информационного обеспечения управления фирмой.
3. Управление социальными процессами в фирме.
4. Совершенствование технологий разработкиуправленческих решений в фирме.
5. Нормирование деятельности в организации управления фирмой.
6. Пути и средства повышения эффективности управления фирмой.
7. Разработка стратегии развития фирмы.
8. Оценка и анализ организационной культуры в фирме.
9. Анализ кризисных тенденций в деятельности фирмы.
10. Концепция построения системы управления фирмы.
11. Проектирование диверсификации деятельности фирмы.
12. Проектирование системы управления качеством продукции фирмы.
13. Проектирование системы управления персоналом фирмы.
14. Проектирование системы мотивации деятельностив фирме.
15. Пути повышения конкурентоспособности фирмы.
16. Бизнес-план на новый вид продукции (услуги) фирмы.
17. Программа социально-экономического развития фирмы.
18. Формирование структуры капитала фирмы и управлениеликвидностью его активов.
19. Проект создания фирмы малого предпринимательства.
20. Проект создания системы маркетинга в фирме.
21. Проект системы учёта, контроля и анализа в фирме.
Критерии и шкала оценивания:
Курсовая работа выполняется индивидуально. Результаты курсовой работы оцениваются как «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Критерии оценивания курсовой работы:
Критерии | Показатели |
1.Новизна материала | - новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы; - наличие авторской позиции, самостоятельность суждений. |
2. Степень раскрытия сущности проблемы | - соответствие содержания теме и плану реферата; - полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; - умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы. |
3. Обоснованность выбора источников | - круг, полнота использования литературных источников по проблеме; - привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.). |
4. Соблюдение требований к оформлению | - правильное оформление ссылок на используемую литературу; - грамотность и культура изложения; - владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; - соблюдение требований к объему работы; - соответствие требованиям к оформлению студенческих работ. |
5. Грамотность | - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; - отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых; - литературный стиль. |
Оценка «отлично», ставится, если студент на защите демонстрирует знание заданной темы, а сама курсовая работа полностью отвечает вышеуказанным критериям.
Оценка «хорошо» ставится студенту, показавшему полное знание учебно-программного материала, усвоившему основную литературу, рекомендованную для подготовки курсовой работы, но недостаточно глубоко изучившему дополнительные материалы. Также оценка «хорошо» выставляется, если работа не в полном объеме соответствует критериям «Новизна материала», «Степень раскрытия сущности проблемы».
Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший на защите знание основного учебно-программного материала в минимальном объеме. А курсовая работа не соответствует двум-трем критериям, указанным в таблице.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему значительные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в ответе при защите курсовой работы. Также оценка «неудовлетворительно» выставляется, если работа не выполнена или не соответствует более чем трем критериям, указанным в таблице.
6.2.3. Оценочные средства для контроля компетенций, структурированные по разделам дисциплины.
Тема 1. Введение в “Менеджмент”. Цели управления. Эффективность управления.
Вопросы для устного опроса:
1. Чем вызвано множество разнообразных подходов к определению содержания управления?
2. Что общего между управлением и искусством?
3. На чем основывается утверждение о том, что управление является наукой?
4. Что составляет фундаментальную основу науки управления?
5. Какие принципиально важные положения научных школ используются в современном менеджменте?
6. Почему управление ассоциируется с людьми, профессионально осуществляющими эту функцию?
7. Чем вызвана необходимость формирования новой системы взглядов на управление при переходе к постиндустриальной (информационной) стадии общественного развития?
8. Анализ основных положений новой парадигмы, сформулированной зарубежными учеными и специалистами по управлению.
9. Анализ основных положений старой и новой парадигм управления организациями в Российской Федерации.
10. Главные отличия и сходство между современной системой взглядов на управление за рубежом и в нашей стране.
Тема 2. Генезис науки менеджмент.
Вопросы для устного опроса:
1. Основные этапы развития менеджмента.
2. Школа научного менеджмента.
3. Административная школа управления.
4. Школа человеческих наук и поведенческих отношений.
5. Процесный подход.
6. Системный подход.
Тема 3. Системно-ситуационный подход в управлении.
Вопросы для устного опроса:
1. Чем определяется необходимость использования в управлении системно-ситуационного подхода?
2. Почему организацию нужно рассматривать как живой организм?
3. Можно ли осуществлять управление организацией, представляя её как закрытую систему? Если - "да", то к чему это обязательно приводит?
4. Чем определяется то, что системный и ситуационный подходы можно и нужно объединить в единый системно-ситуационный подход?
5. Почему не существует оптимального (наилучшего) способа управления и соответственно оптимального решения?
Тема 4. Организация как социально-экономическая система.
Практическое задание:
Провести сравнительный анализ организационно-правовых форм деятельности предприятий. Результаты представить в форме таблицы:
ОПФ | Имущественная ответственность | Размер уставного капитала | Право собственности на имущество | Форма распределения доходов |
ИП | ||||
ООО | ||||
ОАО | ||||
ЗАО | ||||
Кооператив | ||||
Унитарное предприятие |
Тема 5. Процесс планирования.
Вопросы для устного опроса:
1. Для чего нужна формулировка общей цели организации?
2. Сформулируйте ваше отношение к таким понятиям, как миссия,
философия и назначение организации.
3. Какую роль выполняет сформулированная миссия организации?
4. Какие важнейшие характеристики организации отражаются в её миссии?
5. Дайте определение понятия «цель организации» и сформулируйте основные требования к её постановке.
6. Какая связь существует между миссией и генеральной целью организации?
7. В чём состоит отличие цели от задачи?
8. Для чего используется классификация целей организации?
9. Какие критерии классификации целей чаще всего применяются на практике и почему?
10. Какие преимущества имеет организация, использующая концепцию управления по целям?
11. Главные недостатки концепции управления по целям, препятствующие её широкому распространению в современных условиях.
Практическое задание:
Сформулировать миссию какой-либо известной Вам организации. Построить для нее «дерево целей».
Тема 6. Организационные структуры управления.
Вопросы для устного опроса:
1. Какие виды связей существуют между элементами структуры управления?
2. Характеристики типов организационных структур управления, их достоинства и недостатки.
3. Принципы построения эффективных организационных структур управления.
4. Факторы, определяющие выбор типа организационной структуры управления.
5. Как можно оценить эффективность изменений в организационной структуре управления?
Тема 7. Процесс мотивации.
Вопросы для устного опроса:
1. Содержательные теории мотивации:
· иерархия потребностей Маслоу;
· теория ERG Альдерфера;
· двухфакторная теория Герцберга;
· теория приобретенных потребностей МакКлелланда.
2. Процессуальные теории мотивации.
· теория ожидания
· теория справедливости
Практическое задание:
Назовите по пять наиболее важных, по вашему мнению, мотиваторов для следующих лиц:
Вас лично на работе (в классе):
1._________________________________________
2._________________________________________
3._________________________________________
4._________________________________________
5._________________________________________
квалифицированного рабочего:
1._________________________________________
2._________________________________________
3._________________________________________
4._________________________________________
5._________________________________________
служащего в конторе:
1._________________________________________
2._________________________________________
3._________________________________________
4._________________________________________
5._________________________________________
профессионала (врача, юриста, преподавателя):
1._________________________________________
2._________________________________________
3._________________________________________
4._________________________________________
5._________________________________________
неквалифицированного работника:
1._________________________________________
2._________________________________________
3._________________________________________
4._________________________________________
5._________________________________________
Тема 8. Процесс контроля и координирования (регулирования).
Тест по общим вопросам «Функции управления»:
1. Набор функций управления зависит от
а) размеров организации
б) природы организации
в) сферы деятельности
г) уровня в управленческой иерархии
д) функций внутри организации
е) все ответы верны
ж) верны ответы 1,3
2. Является ли верным утверждение, что в организации управление призвано создавать и управлять функциональными процессами, протекающими в ней?
а) да
б) нет
3. Функцией чего является неопределенность внешней среды?
а) разнообразия факторов, оказывающих влияние на организацию
б) недостатка информации для принятия решений
4. Технология планирования, предусматривающая широкое вовлечение персонала в процесс разработки проектов планов, называется?
а) децентрализованной прогрессивной (снизу вверх)
б) децентрализованной ретроградной (сверху вниз)
в) партисипативной (участие сотрудников)
5. К основным функциям управления не относится:
а) планирование;
б) координация;
в) контроль;
г) руководство;
6. Осуществление отдельных функций менеджмента должно соответствовать:
а) специализированным принципам;
б) специальным принципам;
в) частным, иначе говоря, функциональным принципам;
г) всем указанным в п.п. а) – в).
7. Планирование, ориентированное на поиск новых возможностей развития организации, называется _________________________.
8. Анализ и оценка деловой обстановки, как функция менеджмента, представляет собой:
а) результат взаимодействия элементов деловой обстановки на конкретном участке или направлении деятельности организации;
б) процесс познания по избранным критериям состояния и динамики развития деловой обстановки;
в) результат процесса познания по избранным критериям состояния и динамики развития деловой обстановки;
г) качественные и количественные характеристики состояния и динамики (тенденций) развития деловой обстановки;
д) все, указанное в п.п. а) и б);
е) все, указанное в п.п. б) и в)
ж) все указанное в п.п. а) - г).
9. Существуют следующие виды планов:
а) региональные;
б) стратегические;
в) рискованные;
г) личные планы работы;
д) перспективные и текущие;
е) ситуационные;
ж) специальные;
з) идеальные и реальные;
и) выполнимые и невыполнимые;
к) все указанное в п.п. а) – ж);
л) все указанное в п.п. а), б), г), д), е), ж);
м) все указанное в п.п. г) – и);
н) все указанное.
10. Существуют следующие подходы к планированию:
а) планирование сверху;
б) планирование снизу;
в) планирование сбоку;
г) однонаправленное планирование;
д) двунаправленное планирование;
е) встречное планирование;
г) все указанное в п.п. а) и б);
д) все указанное в п.п. г) и д);
е) все указанное в п.п. а), б) и е);
д) все указанные.
11. Завершающей стадией мотивационного процесса является:
а) получение вознаграждения за осуществление действия;
б) осуществление действия;
в) устранение потребности;
г) определение целей (направленности) действия;
д) поиск путей удовлетворения потребности;
е) возникновение новой мотивации;
ж) появление новых стимулов;
з) формирование новой структуры мотивации;
и) выявление структуры мотивации;
к) совместное действие мотивов и стимулов;
12. Существуют следующие группы теорий мотивации:
а) содержательные;
б) экономические;
в) синтетические;
г) социологические;
д) процессуальные;
е) иерархические;
ж) аналитические;
з) указанные в п.п. а) и д);
и) указанные в п.п. в) и ж);
к) указанные в п.п. б) и г);
л) все указанные.
13. Процесс контроля включает в себя:
а) обоснование стандартов деятельности;
б) измерение и оценку результатов;
в) проведение корректировок, направленных на устранение выявленных отклонений;
г) использование неформальных коммуникаций;
д) все указанное в п.п. а) – в).
14. Состав контролируемых параметров и количество контролируемых однородных объектов определяет:
а) объем контроля;
б) масштаб контроля;
в) предмет контроля;
г) охват контроля.
15. Состав направлений, линий, участков деятельности одного объекта контроля определяет:
а) объем контроля;
б) масштаб контроля;
в) предмет контроля;
г) охват контроля.
16. Включенное наблюдение как метод контроля – это:
а) личное участие контролера в контролируемой деятельности;
б) использование контрольно-измерительных приборов;
в) использование служебной документации;
г) обсуждение результатов деятельности;
д) опрос.
17. Методами контроля являются:
а) наблюдение, обсуждение;
б) опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент;
в) изучение документов;
г) анализ;
д) все указанное.
18. Основное преимущество текущего контроля заключается в том, что он позволяет:
а) своевременно внести коррективы в проект решения или в намеченный порядок его выполнения;
б) охватить все основные направления, линии, участки деятельности организации;
в) регулировать процесс исполнения решения и корректировать принятое решение;
г) оценить состояние и результаты работы за контролируемый период;
д) выявлять положительный опыт работы;
е) получить информацию для дальнейшего планирования;
ж) осуществить контроль в заранее установленные сроки, в соответствии с заблаговременно составленным планом проверок.
19. К негативным формам контроля относятся:
а) предварительный и последующий контроль;
б) тотальный и эпизодический контроль;
в) односторонний, скрытый, формальный контроль;
г) все указанные в п.п. б) и в);
д) все указанные.
20. Функции стратегического управления президента фирмы не подлежат делегированию:
а) да
б) нет
Тема 9. Процесс коммуникации.
Вопросы для устного опроса:
1. Коммуникации - понятие, виды, их характеристика.
2. Коммуникационный процесс: основные элементы.
3. Коммуникационный процесс: основные этапы, их характеристика.
4. Способы оценки эффективности коммуникаций.
Тема 10. Процесс принятия решения.
Тест «Процесс принятия решения»:
1. Верное ли это утверждение:процесс управления – это определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию или услуги на «выходе» системы.
а) да;
б) нет.
2. Расставьте блоки в правильной последовательности в процесс принятия управленческих решений:
а) разработка и принятие управленческих решений;
б) организация выполнения принятых решений;
в) моделирование состояния объекта управления на основании поступающей от него информации.
3. Какой тип процесса управления применяется, когда есть полная конкретная определенность относительно целей, точно можно оценить ситуацию. Возможность полного осуществления каждого из этапов: достаточно информации, полно определена проблема. Используется в стандартных ситуациях (повторение).
а) линейный;
б) корректируемый;
в) разветвленный;
г) ситуационный;
д) поисковый.
4. Какой тип процесса управления применяется, когда фирма крупная и решается вопрос относительно нее. Цель может быть общей или нет. Цели фирмы на каждый год определяются (в начале)
а) линейный;
б) корректируемый;
в) разветвленный;
г) ситуационный;
д) поисковый.
5. Какой тип процесса управления применяется, когда полная ясность цели, но при этом сложно оценить ситуацию относительно этой цели. Решение разрабатывается на основе общей оценки ситуации и на основе ясной цели.
а) линейный;
б) корректируемый;
в) разветвленный;
г) ситуационный;
д) поисковый.
6. Какой тип процесса управления применяется, когда нет достаточной информации чтобы конкретно определить цель или слишком мало информации для ее формулирования, либо осуществляется что-то новое.
а) линейный;
б) корректируемый;
в) разветвленный;
г) ситуационный;
д) поисковый.
7. Какие свойства имеет процесс управления:
а) изменчивость;
б) устойчивость;
в) непрерывность;
г) дискретность;
д) последовательность;
е) цикличность;
ж) все выше перечисленное верно.
8. Этапы процесса управления:
а) Целеполагание -> Оценка ситуации -> Определение проблемы -> Решение;
б) Оценка ситуации -> Целеполагание -> Определение проблемы -> Решение;
в) Определение проблемы -> Оценка ситуации -> Целеполагание -> Решение;
г) Определение проблемы -> Целеполагание -> Оценка ситуации -> Решение.
9. Концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии – это…
10. Классификация решений, принимаемых организациями, по степени структурированности:
а) стратегические, оперативные, тактические;
б) индивидуальные, групповые;
в) программируемые, непрограммируемые.
11. На первом этапе, рациональной (классической) модели процесса принятия решений, в качестве критерия распознавания проблемы чаще всего используется:
а) идеальная модель
б) целевая функция
в) оценка решений
12. Процесс принятия решений начинается с:
а) формулировки миссии предприятия
б) постановки управленческих целей
в) выявления проблемы
г) определения лица, ответственного за приятие решений
д) идентификации функциональной сферы, где принимается решение.
13. В какой модели процесса принятия решений используется эвристический подход?
а) в рациональной (классической)модели;
б) в альтернативной модели.
Тема 11. Управление социальными процессами в организации.
Вопросы для устного опроса:
1. Понятие организации как социальной системы.
2. Социальные организации.
3. Социальные признаки организаций.
4. Классификация организаций.
Тема 12. Лидерство и стиль руководства.
Практическое задание «Лидер, которого я знаю»:
Используя факты и события своей жизни, студент описывает поведение человека, который, по его мнению, в определенных ситуациях проявлял лидерские качества во взаимодействии с другими людьми. Необходимо, чтобы при этом был сделан вывод и дано обоснование в отношении того, какая из традиционных или ситуационных моделей лидерства лучше объясняет поведение этого лидера. В качестве лидера могут быть не только менеджеры или начальники, но и родители, друзья, учителя, преподаватели, тренеры и т.п.
Тема 13. Принципы управления и методы управления.
Типовые практические задания:
1. Какими методами, в каком сочетании и порядке Вы будете бороться с регулярными опозданиями большинства работников? Насколько эффективен в этом случае авторитет и пример директора?
2. Компания переживает стремительный рост выручки от реализации. Собственники рассматривают много различных систем оплаты труда менеджеров. Они желают добиться:
- роста выручки;
- улучшения контроля за издержками;
- соблюдения фирменных стандартов качества, чистоты;
- найма и обучения людей, способных стать менеджерами отделений сети.
Что произошло бы, если з/п менеджера ресторана зависела от роста выручки от реализации? От прибыли ресторана? Какой тип оплаты труда следовало бы принять фирме? Примите во внимание факторы сезонности, развития конкуренции.
3. Известно, что отдельные продавцы на рынке часто обманывают своих покупателей. Это обстоятельство уменьшает поток покупателей, торгового оборота рынка в целом. Ситуация усугубляется конкуренцией. Какими методами администрации рынка справиться с этой проблемой?
Тема 14. Информация в системе управления.
Вопросы для устного опроса:
1. Понятие и роль информации в управлении.
2. Классификация информации.
3. Свойства и качественные характеристики информации.
4. Информационный процесс.
На заключительном практическом занятии может проводится тестирование по всему курсу дисциплины. Материалы для подготовки к тестированию размещены в УМК дисциплины.
Краткая характеристика используемых оценочных средств
Оценочное средство | Критерии оценки | Шкала оценивания |
Устный опрос | 1. Правильность ответа по содержанию. 2. Полнота и глубина ответа. 3. Понимание студентом излагаемого материала. 4. Логика изложения материала 5. Умение грамотно использовать специальную терминологию. | · «зачтено» - если студент демонстрирует знание материала по разделу, основанные на знакомстве с обязательной литературой и современными публикациями; дает логичные, аргументированные ответы на поставленные вопросы. Также оценка «зачтено» ставится, если студентом допущены незначительные неточности в ответах, которые он исправляет путем наводящих вопросов со стороны преподавателя. · «незачтено» - имеются существенные пробелы в знании основного материала по разделу, а также допущены принципиальные ошибки при изложении материала. |
Дискуссия | · Полнота знаний теоретического контролируемого материала. · Способность к публичной коммуникации (демонстрация навыков публичного выступления и ведения дискуссии на профессиональные темы, владение нормами литературного языка, профессиональной терминологией) | · «зачтено» - если студент демонстрирует знание материала по разделу, основанные на знакомстве с обязательной литературой и современными публикациями; активно участвует в дискуссии; дает логичные, аргументированные ответы на поставленные вопросы. · «незачтено» - отсутствие знаний по изучаемому разделу; низкая активность в дискуссии. |
Практическое задание (Кейс) | Уровень овладения компонентами «уметь», «владеть» | · 0 баллов – задание не выполнено; · 1 балл – содержание задания не осознано, продукт неадекватен заданию; · 2 балла – допущены серьезные ошибки логического и фактического характера, выводы отсутствуют; · 3 балла – задание выполнено отчасти, допущены ошибки логического или фактического характера, предпринята попытка сформулировать выводы; · 4 балла – задание в целом выполнено, но допущены одна-две незначительных ошибки логического или фактического характера, сделаны выводы; · 5 баллов – задание выполнено, сделаны в целом корректные выводы. |
Тест | · Полнота знаний теоретического контролируемого материала. · Количество правильных ответов. | · «отлично» - процент правильных ответов 80-100%; · «хорошо» - процент правильных ответов 65-79,9%; · «удовлетворительно» - процент правильных ответов 50-64,9%; · «неудовлетворительно» - процент правильных ответов менее 50%. |