Нематериальные методы стимулирования
Нематериальные стимулы очень многообразны и делятся на три группы: социальные, моральные, социально-психологические. Используя их в комплексе, можно добиться высокой эффективности.
Социальные стимулы связаны с потребностью работников в самоутверждении, с их стремлением занимать определенное общественное положение, с потребностями в определенном объеме власти. Эти стимулы характеризуются возможностью участвовать в управлении производством, трудом и коллективом, принимать решения; перспективами продвижения по служебной лестнице, возможностью заниматься престижными видами труда. Следовательно, предполагается, что работникам предоставляется право голоса при решении ряда проблем, им делегируются права и ответственность.
Моральные стимулы к труду связаны с потребностями человека в уважении со стороны коллектива, в признании его как работника, как нравственно одобряемой личности. Признание может быть личным или публичным.
Личное признание подразумевает, что особо отличившиеся работники будут отмечены в специальных докладах высшему руководству организации. Они могут быть представлены лично руководителю. Им гарантируется право подписи в документах, в разработке которых они принимали участие. Такие работники по случаю праздников и юбилейных дат персонально поздравляются администрацией.
Публичное признание выражается в широком распространении информации о достижениях работников в многотиражных газетах, выпускаемых организациями, на специальных стендах («Досках почета»), в награждении особо отличившихся людей специальными знаками, грамотами. Нередко публичное признание сопровождается премиями, ценными подарками и т.д.
К моральным стимулам относятся похвала и критика.
Социально-психологические стимулы вытекают из той особой роли, которую играет общение в жизни человека. Именно общение является коренной потребностью и условием нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому комфортный климат в коллективе, обеспечивающий нормальное общение, позволяет самореализовываться человеку, является прекрасным стимулом к ощущению удовлетворенности работника в труде.
Между материальными и нематериальными стимулами существует диалектическая связь. Так, заработная плата (материальный стимул) влияет на оценку и самооценку работника, удовлетворяя тем самым его потребности в признании, уважении окружающих, самоуважении, самоутверждении, т.е. материальный стимул выступает одновременно и как социальный, моральный, психологический. Но если использовать лишь материальный стимул, не задействовав моральных, социальных, творческих стимулов, то вся система стимулирования перестанет выполнять присущие ей функции в полной мере, что приведет к преобладанию экономических стимулов в ущерб социальным, моральным, психологическим и нравственным.
Таким образом, материальные и нематериальные стимулы взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Набор персонала
Кадровое планирование служит ряду целей, самая обширная из которых - обеспечение организации квалифицированными сотрудниками.
Существует два вида источников набора персонала:
5. Внутренний (из организации)
6. Внешние
Все внешние источники разделяются на:
· Дорогие (мун и гос организации)
· Недорогие (кадровые агентства)
Существуют следующие виды внешних источников:
8. Привлечение кандидатов по рекомендации знакомых
9. Самостоятельные кандидаты
10. Реклама в СМИ
11. Контакты с учебными заведениями
12. Государственная служба занятости
13. кадровые агентства
a. Кадровые агентства могут иметь следуюшие специализации:
i. массовый подбор персонала
ii. Услуги временного персонала
iii. Лизинг персонала
iv. Подбор руководителей
Отбор персонала
Окончательное решение при отборе персонала обычно формируется на нескольких этапах, которые следует пройти претендентам:
1. предварительная отборочная беседа (главная цель - оценка уровня образования, личные качества и внешний вид)
2. Заполнение бланка заявления
3. Беседа по найму (интервью)
Существуют следующие виды интервью:
§ Биографическое интервью (прошлый опыт работы)
§ Ситуационное
§ Структурированное
§ Стрессовое (как кандидат ведет себя в стрессовых ситуациях, задание провокационных вопросов)
4. Тестирование, ролевые игры и проф. Испытание
5. Проверка рекомендаций и послужного списка
6. Медицинский осмотр
7. Принятие решения
На первоначальном этапе предложение о работе требует особого внимания, особенно следующих аспектах:
1. Следует четко назвать предлагаемую должность и оговорить специальные условия
2. Кандидат должен быть ознакомлен с условиями работы
3. Предлагаемая кандидату зарплата должна соответствовать предлагаемой должности
4. Следует четко определить следующий этап взаимодействия с кандидатом
Адаптация персонала
Взаимное приспособление работника и организацию основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психологических организационных и других условиях труда и отдыха.
Основные цели адаптации:
7. Уменьшение стартовых издержек
8. Снижение степени неопределенности у новых работников
9. Сокращение текучести рабочей силы
10. экономия времени руководителей и сотрудников
11. Позитивное отношение к работе
Выделяют следующие виды адаптации:
1. Социальная - процесс вживания индивида в социальную среду и превращение ее в сферу его деятельности
2. Производственная - усвоение работником производственных условий, норм трудовой деятельности и т.п.
3. Профессиональная
4. Психофизиологическая
5. Социально-психологическая (отношения с коллективом)
6. Организационная
7. Экономическая - приспособление к заработной плате
Стадии адаптационного периода:
3. Стадия ознакомления (новичок узнает цели и задачи организации, микроклимат и сопоставляет их со своими целями)
4. Стадия приспособления (новичок должен 'вписаться' в коллектив)
5. Стадия ассимиляции (новичок становится полноправным членом коллектива)