IV Работа в тетради «Сложение чисел в пределах 6».
1)Упражнения в написании числа 6 по образцу в тетради и на доске. Списывание схемы разложения числа 6 на 2 слагаемых.
2) Сравнение предметных множеств и чисел.
На доске картинки:
яблоки – 6 шт., апельсины – 6 шт.,
печенье -2 шт. конфеты - 3 шт.,
баранки – 3 шт., банка варенья – 1 шт.,
пряник - 1 шт., вафли - 4 шт.
Запишем выражения в тетради:
6 = 6 2 < 3
3 > 1 1 < 4
3) Составление и решение примеров.
- В гости к нам придут 6 гостей. Посмотрите внимательно на стол, что надо сделать?
Дети выполняют действия, комментируя их.
- Поставить еще 3 стула.
- Поставить на стол 1 чашку.
- Убрать 1 ложку.
- Добавить 2 блюдца.
Запишем примеры:
3 + 3 = 6 4 + 2 = 6
5 + 1 = 6 7 – 1 = 6 (пример не записывается)
Все готово к приему гостей. Мы немного устали, сделаем разминку.
V Физкультминутка.
VI. Решение задачи.
Учитель читает условие задачи, записанное на доске.
Мы приготовили для каждого гостя на блюдце 4 конфеты и 2 вафли. Сколько сладостей съест каждый гость?
Работа над задачей. Повторение основных элементов задачи.
- Повторите условие задачи.
- Какой вопрос имеет задача?
- Повторите всю задачу.
- Какое арифметическое действие нужно выполнить, чтобы решить задачу?
- Какой получится ответ?
- Запись решения задачи на доске и в тетради.
4 шт. + 2 шт. = 6 шт.
VII. Узнавание и называние геометрических форм знакомых предметов.
- Какой формы стол? Скатерть? Блюдце? Салфетка?
Стол – квадратный, скатерть – прямоугольная, блюдце – круглое, салфетка - треугольная.
VII. Итоги урока.
- Нужна ли математика нам в повседневной жизни?
- Да, нужна!
- Чему мы сегодня учились?
- Мы играли и учились математике: считать предметы, сравнивать количество и числа, повторили состав числа 6 , тренировались в составлении и решении примеров и задачи на сложение в пределах 6.; повторили основные геометрические формы.
1.2. Коррекционная подготовка
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Конспекты уроков развития устной речи
На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 классе
Конспект урока № 1
Тема: «Рыбы»
Задачи:
1) Обучающие:формировать у учащихся представление о рыбах как о классе животных; упражнять учащихся в составлении повествовательного рассказа.
2) Коррекционно-развивающие:формировать мыслительные операции;развивать слуховую память; расширять и активизировать активный словарь; формировать навыки диалогической и монологической речи.
3) Воспитательные:воспитывать интерес и любовь к природе.
Оборудование: тетради, предметные картинки с изображением рыб, учебник для 4 класса «Знакомство с окружающим миром», авторы: Е. Д. Худенко, И.А. Терехова.
Ход урока.
- Организационный момент.
Закончи предложение:
Голубь и галка - это…
Бабочка и жук – это …
Корова и лошадь это - …
Щука и карась - это…
- Сообщение цели урока и запись ее в тетрадь.
- Работа над темой урока. Актуализация опорных знаний и сообщение новых:
а) на доску выставляются картинки с изображением рыб (сом, щука, ерш, карась, окунь, акула, горбуша и др.). Даются названия.
Игра «Покажи и назови». Учитель называет 3 – 4 картинки. Ученик показывает их. Затем, отвернувшись от доски, называет картинки в том же порядке.
б) Есть рыбы, которые живут в соленой морской воде. Как мы можем назвать таких рыб? (морские). Другие рыбы живут в пресной воде рек, озер, прудов. Их называют пресноводными.
- Какие из данных рыб являются морскими?
- Каких рыб мы отнесем к пресноводным?
- Такие рыбы как лосось, горбуша могут жить и в морской, и в речной воде. Их называют проходными.
в) Рассмотрим внешнее строение рыбы.
- Чем покрыто ее тело?
- На спине, хвосте, на брюшке и по бокам туловища у рыб располагаются плавники. Как вы думаете, почему эти органы так называют?
- При помощи чего рыбы видит?
- Как вы думаете, может ли рыба слышать? Рыбы хорошо различают звуки. Наружного уха, как у многих животных, у рыб нет. Орган слуха спрятан внутри головы.
Все мы помним строчки из стихотворения Маршака:
«Раскрывает щука рот,
Но не слышно, что поет…»
- Как вы полагаете, умеют ли рыбы издавать звуки? Рыбы издают самые разные звуки, но человеческое ухо их не улавливает. Ученые записывают эти звуки при помощи специальной аппаратуры.
- Как все живые существа рыбы дышат кислородом. Откуда они поглощают кислород? Для этого у рыб существуют жабры. Рыба набирает воду ртом. Изо рта вода поступает в жабры. Там кислород попадает в кровь, а ненужная вода выталкивается наружу через жаберные щели, которые мы видим на картинке.
г) Зарисовка рыбы в тетради. Выполнение подписей основных частей тела.
4. Физкультминутка.
5. Продолжение работы над темой урока.
- Что требуется живым существам для жизни, кроме дыхания? (питание) Чем питаются рыбы?
- Обратите внимание на окраску чешуи рыб. Что вы можете о ней сказать? (Окраска может быть разной).
- У рыб, которые живут в верхней части воды окраска более светлая. Рыбы, которые живут на большой глубине, имеют более темную окраску. Почему так происходит? Зачем рыбе бать незаметной? (Чтобы спасаться от врагов, чтобы подкараулить жертву и т. д.)
- Посмотрите на окуня. Как окрашена его чешуя? (Она полосатая). Как вы думаете, почему? Вспомните, как называют такой вид окраски. (Маскировочная)
Рассказ учителя. Теперь поговорим о размножении рыб. Некоторые животные рождают живых детенышей. Птицы выводят птенцов из яиц. А рыбы откладывают икру. Икринки похожи на шарики размером с булавочную головку. Цвет икры у разных видов рыб различный: серый, черный, оранжевый. Из икринок на свет появляются мальки. Летом на речке мы наблюдали стайки мальков. Они плавают в мелких местах, где вода хорошо прогрета. Мальков часто поедают хищные рыбы. Те мальки, которые уцелеют, станут взрослыми рыбами.
- В период откладывания икры ловить рыбу запрещается. Можете объяснить, почему?
6. Закрепление полученных знаний.
Игра «Спроси и угадай»
Один ученик достает из конверта картинку с изображение рыбы. Второй пытается угадать, какая это рыба. Задавая вопросы типа «Где живет эта рыба?», «Какого цвета у нее чешуя?»
7. Работа над составлением рассказа.
Отгадайте загадку:
«Что это у Галочки:
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
Ниточка в реке? (Удочка)
- Для чего нужна удочка?
- Послушайте предложение «Коля и Саша пошли ловить рыбу». Попробуйте передать эту мысль другими словами. Сейчас мы попробуем составить рассказ о рыбалке. Помогут вам словосочетания и фразы из учебника.
8. Лексические упражнения. Для чего нужно ловить рыбу? Чтобы употреблять рыбу в пищу, ее нужно готовить. Что делают с рыбой? (жарят, варят суп или уху, консервируют, солят)
9. Домашнее задание. Выполнить задания на стр.119
10. Итог урока.
- О каких животных мы говорили?
- Что нового вы узнали?
- Что показалось интересным?
Тема: «Рыбы в аквариуме»
Задачи:
1) Обучающие:закрепить знания учащихся об особенностях рыб.
2) Коррекционно-развивающие:формировать мыслительные операции;расширять и активизировать активный словарь; формировать навыки монологической речи.
3) Воспитательные:воспитывать интерес и любовь к природе.
Оборудование: картинки с изображениями аквариума, рыб; живые рыбки; полоски с предложениями для составления рассказа, учебник (Е. Д. Худенко, И.А. Терехова «Знакомство с окружающим миром»)
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет рыбу.
2. Повторение.
- О каких животных мы говорили на прошлом уроке?
- Где живут рыбы?
- Чем покрыто их тело?
- Как называется орган дыхания у рыб?
- При помощи чего они передвигаются в воде?
- Чем питаются?
- Назовите 3 этапа в развитии рыбы.
На доске написаны слова: дышит, плавает, летает, заглатывает, чирикает, бежит, клюет.
- Выберите действия, которые может выполнять рыба.
3.Введение в тему.
Загадка:
Посмотрите, дом стоит
До краев водой налит.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
- Что это такое? (Аквариум).
- Как мы можем назвать рыбок, которые живут в аквариуме? (Аквариумные рыбки)
4. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня вы узнаете, какие существуют аквариумные рыбки и как за ними ухаживать.
5. Изучение нового материала.
а) Наблюдение за аквариумными рыбками.
- Это гуппи. Какова рыбка по размеру? Какого она цвета? Бывают еще черные и синие гуппи. Как плавает рыбка? У этой рыбки есть особенность. Икра развивается в теле матери и на свет рождаются живые мальки. Гуппи – живородящая рыбка.
- Это жемчужный гурами. Можете сказать, почему ее так назвали? (Из-за окраски чешуи) Какая у нее чешуя? (Серебристая, отливает фиолетовым). Какие у нее плавники? (Прозрачные).
- Это вуалехвост. Как вы думаете, почему его так зовут? Что вы можете сказать о плавниках (Большие, похожи на тонкую прозрачную ткань). Как окрашена чешуя? Кого вам напоминает эта рыбка? Как она плавает?
б) Рассматриваются рыбки на картинках. Отмечаются их особенности.
в) Игра «Узнай по описанию»
г) Скажите, для чего люди разводят аквариумных рыбок? (Они украшают жилище).
Рассказ учителя об устройстве аквариума и уходе за рыбками.
- Аквариум устанавливают подальше от телевизора и других источников шума. Почему?
- По дно нужно положить чистый песок. В аквариуме обязательно должны быть растения и улитки. Зачем?
- Сразу из под крана воду наливать нельзя. Ее специально отстаивают, так же как для поливки комнатных растений.
- Раз в месяц воду нужно менять. В грязной воде рыбкам очень трудно дышать. Они страдают из-за недостатка кислорода. Если ваши рыбки высовываются из воды и хватают ртом воздух, значит, вам давно нужно поменять воду. Рыбок корят специальным кормом. Его лучше насыпать в кормушку.
6. Физкультминутка.
7. Моделирование повествовательного рассказа «Как устроить аквариум?»
На отдельных полосках написаны предложения: «Залить воду в аквариум». «Взять песок и помыть его», «Отстоять ее» и т. п. Дети расставляют предложения в нужной последовательности.
8.Итог урока.
- Что нового и полезного вы узнали на уроке?
Приложение к урокам развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 классе по теме «Рыбы»