Виды арифм. задач, использ. в раб. с дошк.

1.к первой группе относятся простые задачи при решении которых дети усваивают конкретный смысл арифметического действия. Это задачи : - на нахождение суммы 2х чисел (3+1=…) Пример, Маша нашла 3 гриба, а потом еще один. Сколько грибов нашла Маша?); - на нахождение разности 2х чисел (остатка) (3-1=…);

2.ко второй относятся простые задачи при решении которых надо осмыслить связь между компонентами и результатом арифметических действий. Это задачи на нахождение неизвестных компонентов:

- на нахождение первого слагаемого по известной сумме и второму слагаемому (…+1=8) Пример, Нина вылепила из пластилина несколько грибков и одного мишку, а всего вылепила 8 игрушек. Сколько грибков вылепила Нина?);

- на нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому (1+…=7);

- нахождение уменьшаемого по известным вычитаемости и разности (…-1=3) пример, дети сделали на елку несколько гирлянд. Одну из них уже повесили на елку. У них осталось 3 гирлянды. Сколько гирлянд сделали дети?);

- нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности (8-…=1);

3.относятся простые задачи, связанные с понятием разностных отношений:

- увеличение числа на несколько единиц (6+1=…) Пример, Леша вылепил 6морковок, а Костя на одну меньше. Сколько морковок вылепил Костя?);

- уменьшение числа на несколько единиц (4-1=…) (аналогично увеличению);

- разностное сравнение 2х чисел (4-3=…) Пример, на полке стояла 4 красные и 3 синие чашки. На сколько синих чашек меньше чем красных?) Особое место в системе наглядных пособий занимают задачи-иллюстрации. Если в задачах-драматизациях все предопределено, то в задачах-иллюстрациях при помощи игрушек создается простор для разнообразия сюжетов, для игры воображения (в них ограничиваются лишь тематика и числовые данные). H-р, на столе слева стоят 5 самолетов, а справа — 1. Содержание задачи и ее усл. может варьироваться, отраж. знания д.об окруж. жизни, их опыт. Эти задачи развив.воображение, стимул. память и умение самост.придумывать задачи, а сл-но, подводят к реш.и составлению устных задач. Для иллюстрации задач широко примен.различные картинки. Осн.требования к ним: простота сюжета, динамика содержания и ярко выраженные количественные отношения между объектами. Такие картинки готовятся заранее, некоторые из них издаются. На одних из них все предопределено: и тема, и содержание, и числовые данные. Например, на картине нарисованы три легковых и одна грузовая машина. С этими данными можно cocтавить 1—2 варианта задач.Но задачи-картинки могут иметь и более динамичный xapактер. Например, дается картина-панно с фоном озера и 6epега, на берегу нарисован лес. На изображении озера, берега и леса сделаны надрезы, в которые можно вставить небольшие контурные изображения разных предметов. К картине прилагаются наборы таких предметов, по 10 штук каждого вида: утки, зайцы, птицы, легушки и т. д. Т.о., тематика и здесь предопределена, но числовые данные и содерж. задачи можно в известной степени варьировать. Указанные наглядные пособия способствуют усвоению смысла арифметической задачи и ее структуры.




Планирование и учет работы по матем. в д/ саду.

Планирование – один из способов управления процессом ФЭМП у детей. План дает возможность распределять по времени учебные задачи, определяет отчетную документацию. Для правильного планирования по ФЭМП воспитатель должен: знать программу в целом и данной возрастной группы; знать методику работы; повышать свой уровень и квалификацию. Планирование невозможно без учета (конкретный анализ результатов работы в процессе обучения). Планирование и учет взаимосвязаны. При правильном планировании достигаются высокие результаты. В основном используется календарное и перспективное планирование. Перспективное – разрабатывается совместно с руководством, может использоваться несколько лет, предусматриваются лишь образовательные задачи. 2способа перспективного планирования: 1- распределение программных задач по определенной теме (количество и счет, величина); 2-распределение задач всего раздела ФЭМП. Занятия могут включать от 3 до 5 программных задач. Задачи развития у детей элементарных математических представ­лений не могут быть решены без правильного планирования и учета работы. Планирование – один из способов управления процессом форми-рования элементарных математических представлений у детей. План дает возможность целенаправленно и систематически распре­делять по времени программные задачи и пути их осуществления. Кроме того, план опре-деляет отчетную документацию, по которой можно судить о состоянии и результатах педагогического процесса. Для правильного планирования и постановки работы по развитию элементарных математических пред-ставлений у детей воспитатель должен:

1) хорошо знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой он работает в текущем учебном году;

2) знать возрастные и индивидуальные особенности своих вос­питанников;3) уметь руководствоваться дидактическими принципами при планировании и организации обучения;4) знать методические основы развития у детей математических представлений;5) постоянно повышать квалификацию, быть в курсе совре­менных достижений науки и практики воспитания дошк-в. Планирование уч.-воспит процесса невозможно без учета его результатов. Учет – это глубокий, всесторонний и кон­кретный анализ результатов работы педагога и детей в процессе обучения. Он дает возможность оценить эффективность приемов и методов обучения, резуль-таты усвоения программного материала детьми, наметить перспективы дальнейшей работы.Таким образом, планирование и учет взаимосвязаны. Только при правильном планировании и объективном, не формальном уче­те возможно достижение эффективных результатов выполнения программы формиро-вания математических представлений.

Наши рекомендации