Истоки развития методики математики в детском саду.

Предшественником ее как науки было устное народное творчество (считалки, загадки). Мысль об обучении детей счету в процессе упражнений была высказана первопечатником Иваном Федоровым в «Букваре». Вопросы содержания и методов обучения детей арифметике и формирования представлений о размерах, мерах нашли отражение в трудах Коменского, Песталоцци, Ушинского и др. Коменский в «Материнской школе» в программу арифметике включил усвоение счета в пределах 20, различение чисел, определение большего, сравнение предметов и фигур, изучение мер. Песталоцци рекомендовал учить счету конкретных предметов, пониманию действий над числами, умению определять время. Толстой в своей «Азбуке» создал раздел «Счет». Предлагал учить счету вперед и назад в пределах 100. Фребель и Мантессори создали систему сенсорного воспитания, где рассматриваются вопросы ознакомления детей с геометрическими формами, величинами. Фребель создал знаменитые строительные «Дары». Мантессори предлагала использовать счетные ящики, счеты. Все они признали необходимость обучения ЭМЗ как можно раньше. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отра­жение в передовых педагогических системах воспитания, разрабо­танных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др.Педагоги той эпохи под влиянием практики пришли к выводу о необходимости подготовки детей к усвоению математики в дальнейшем обучении. Ими высказаны отдельные предложения о содержании и методах обучения детей в условиях семьи. Специальных пособий по подготовке детей к школе они не разрабатывали, а основные свои идеи включали в книги по воспитанию и обучению.Передовые педагоги прошлого, русские и зарубежные, признавали роль и необходимость первичных матем-х знаний в развитии и воспитании детей до школы, выделяли при этом счет в качестве средства умственного развития и настоятельно рекомендовали обучать ему детей как можно раньше, примерно с трех лет. Обучение понималось ими как упражняемость в практических, игровых действиях с использованием наглядного материала, воспроизведение накопленного детьми опыта в различении чисел, времени, пространства, мер.

12. Л.И. Тихеева о обучении детей дошкольного возраста элементам математики/Педагог-методист Тихеева считала, что ФЭМП у ребенка должно осуществляться без принуждения и давления, что можно обеспечить в игре и в повседневной детской жизни. В книгах «Современный дет. сад» и «Счет в жизни маленьких детей» она против систематического обучения, рекомендовала специальные игры-занятия. Разработала 60 задач для игр-занятий на закрепление количественных и пространственных представлений. В качестве счетного материала – камешки, листья, шишки (усвоение первого десятка, знакомство с цифрами, действия сложения и вычитания, самостоятельное составление задач, ознакомление с величиной, измерением). Все это включается в игры. В школе дети должны знать грамоту и счет. Воспитатель осуществляет контроль, дети – самообучение. Е.И. Тихеева, известный общественный деятель в области просве-щения, педагог-методист, считала, что формирование число­вых представ-лений должно осуществляться у ребенка естественно в ходе его развития, без принуждения и давления. Отсюда и требования к объему знаний, материалу, методам, разработан­ным ею. Эти требования сводятся к необходимости создания ус­ловий для легкого и непринужденного усвоения знаний. Такое ус­воение возможно обеспечить не в условиях коллективного обучения, считала Е. И. Тихеева, а в игре и повседневной детской жизни.В своих книгах «Современный детский сад» (1920), «Счет в жизни маленьких детей» (1920) E.И. Тнхеева высказывается против система-тического обучения дошкольников. Она считает, что до семи лет дети должны сами научиться считать в процессе повседневной жизни и игры. В то же время она возражает и против полной стихийности обучения. Для закрепления количественных представлений, полученных детьми в жизни, рекомендовались специальные игры-занятия с разработанным ею дидак-тическим материалом. Для легкого и незаметного усвоения счета Е.И. Тихеевой созданы пособия типа парных карточек, лото и др. Кроме этого, она раз­работала 60 задач для игр-занятий на закрепление количественных и пространственных представлений, объясняя необходимость их тем, что математика как точная наука требует систематизации в усво­ении числовых представлений. В качестве счетного материала ре­комендовалось использовать естественный материал – камешки, бо­бы, листья, шишки, а также мелкие игрушки, пуговицы, ленточки и т.п.Е. И. Тихеева определила и объем знаний, которым должны об­ладать дети. Особо подчеркивалось при этом значение правильного усвоения ими в дошкольном возрасте первого десятка, что является прочным фунда-ментом дальнейшего математического развития. Она считала необходи-мым знакомить детей и с цифрами, для чего ввела игры с парными карточками, на одной из которых написаны цифры, а на другой – числовые фигуры. Е.И. Тихеева рекомендовала использовать счетные ящики, в кото-рые укладывались мелкие пред­меты, в соответствии с указанной цифрой или числовой фигурой. Предлагалось также подкладывать цифры к груп-пам игрушек, разложенных в разных местах комнаты.На основе всех этих заданий Е.И. Тихеева знакомила детей с действиями сложения и вычитания и с их «записью» при по­мощи готовых карточек, на которых написаны цифры и знаки. Наря­ду с примерами вводились и задачи. Для этого рекомендова­лось использовать каждый подходящий случай. «Было у мальчика две конфетки. Одну он съел. Налицо задача, – говорит Е.И. Тихе­ева, – сколько конфет осталось?» Она считала, что на основе составления и решения задач из практической жизни, по картинкам дети в состоянии перейти к решению устных задач по представлению. Е.И. Тихеева рекомендовала также приучать детей к само-стоятель­ному составлению задач, пользуясь для этих целей мелкими игруш­ками и предметами.Большое внимание уделяла Е.И. Тихеева ознакомлению детей с предметами разной величины, усвоению отношений между ними: больше – меньше, шире – уже, длиннее – короче и др. В ходе игр на различение размеров считала возможным познакомить детей 5–6 лет с измерением с помощью общепринятых мер. С этой целью она знакомила детей с аршином (мера измерения, широко используемая в те годы) и учила обращению с ним. Дети получали также представление об объеме, измеряя стаканом емкость сосуда. Для знакомства с массой и объемом различных предметов Е.И. Тихеева использовала весы, раскрывала функциональную зависимость массы от объёма. Она указывала, что все эти виды измерений не должны быть, бесцельными и носить чисто учебный характер; необходимо включить их в игры, связывая приобретенные знания с прак-тически­ми задачами (например, игра в магазин).






Наши рекомендации