Конституция Российской Федерации как источник муниципального права
Конституция Российской Федерации содержит начала всех правовых актов и закрепляет в гл. 8 «Местное самоуправление» наиболее важные принципиальные положения, определяющие основные цели и задачи местного самоуправления; роль местного самоуправления в механизме осуществления народовластия; основы деятельности населения по решению задач местного значения.
Конституционные нормы обладают верховенством и высшей юридической силой в отношении всех иных законодательных актов. При этом КРФ не только представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения, но и является императивом, стоящим над государством и законом и защищающим справедливый порядок государства.
Закрепленное в КРФ положение о высшей юридической силе и прямом действии основного закона Российского государства означает, что все конституционные нормы, в том числе и по вопросам организации местного самоуправления, имеют верховенство над законами и подзаконными актами.
Конституция РФ является основным источником МП. Нормы, посвящённые организации и деятельности МС, закреплены в главах 1 –3, 6, 8 Конституции РФ.
Ст.3 Конституции устанавливает, что единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ, который осуществляет свою власть в том числе и через органы МС.
Ч.2 ст.8 и ч.2 ст.9 выделяют среди прочих и муниципальную форму собственности.
Ст 12Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Ст.15 обязывает органы и должностных лиц МС соблюдать Конституцию и законы.
Ст.18 закрепляет, что права и свободы человека и гражданина определяют деятельность как органов гос. власти, так и МС.
Ст.32 предоставляет право гражданам РФ избирать и быть избранными в органы МС, а ст.33 предусматривает право обращения граждан как индивидуально, так и коллективно в органы МС.
Решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. (ст. 46)
Глава 8 (ст.130 – 133)
Статья 130
1. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 131
1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статья 132
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные
Федеральное законодательство как источник муниципального права. Его особенности
Наиболее распространенным федеральным источником права выступают федеральные законы. Для удобства можно выделить две группы федеральных законов:
а) непосредственно посвященные вопросам организации и деятельности местного самоуправления (прежде всего это базовый Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также еще ряд законов той же целевой направленности - например, Федеральный закон 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
б) федеральные законы и кодексы, регулирующие общественные отношения различных сфер и в определенной, порой даже в значительной мере касающиеся местного самоуправления (таких актов много, для примера назовем Федеральный закон 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ.
Источниками муниципального права могут быть федеральные подзаконные акты - указы Президента РФ, акты палат Федерального Собрания, постановления Правительства РФ (например, принимаемые в порядке реализации законов о федеральном бюджете, соответствующих президентских указов в области государственной поддержки местного самоуправления). Определенное значение в качестве источников имеют отдельные нормативные правовые акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти.
ФЗ развивают положения конституции. Базовый закон № 131 закладывает общие начала организации МС.
- ФЗ от от 12.06.02 №67 «об основных гарантиях избирательных прав..»
- ФЗ от 2005 года «О государственно регистрации уставов МО»
- ФЗ от 2007 «О муниципальной службе»
1) На сегодняшний день действует один федеральный закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года. Закон от 1995 года действительно регулировал общие принципы местного самоуправления. Закон 2003 года более жестко подошел к порядку регистрации уставов муниципальных образований к определению границ муниципальных образований, к вопросам участия населения в осуществлении местного самоуправления. Указанный закон полностью вступил в силу с 1 января 2009 года. Новый закон ни на ком не был пробирован, это совершенно новый закон, реформаторский. Был установлен переходный период для вступления в силу нового закона. За время переходного периода местные власти должны были решить все организационные, правовые, финансовые и другие вопросы. Но не все смогли решить такие вопросы. Поэтому решили продлить переходный период до 1 января 2009 года. Но для тех субъектов, которые успели подготовиться к вступлению закона, закон вступает как это было предусмотрено первоначально.
2) Данные законы являются базовыми в части регулирования муниципально-правовых отношений, однако, особенностью источников муниципального права является то, что в России существуют федеральные законы, регулирующие отдельные аспекты местного самоуправления. Например, ФЗ «об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» или ФЗ «о муниципальной службе в РФ».
3) ФЗ №131 обладает приоритетом по отношению к законам, регулирующим отношения МСУ, в частности закрепление принципиальных территориальных, организационных и правовых форм МСУ (территория и границы МО, структура ОМСУ, порядок их деятельности, акты ОМСУ и порядок их принятия).
4) ФЗ № 131 предусматривает принятие законов, устанавливающих порядок наделения ОМСУ государственными полномочиями, порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность.