Оценка вклада выявленных характеристик в общую полезность деятельности канала
Второй этап совместного анализа. Подготовка и проведение опроса
Поскольку предстоит обработка большого объема данных, то сам эксперимент и построение модели будет производиться в пакете SPSS.
Опрашиваемым будет предложено несколько вариантов YouTube каналов, из которых они будут выбирать наиболее понравившиеся, этот вариант будет удаляться, и так пока не останется самый последний, наиболее не понравившийся респонденту вариант. В пакете SPSS любой вариант YouTube канала будет называться карточкой или комплектацией этого канала.
Необходимо определится с кодировками, то есть с теми кодами, которые будут использоваться вместо текстового описания уровней характеристик (таблицы 2.4, 2.5, 2.6).
Желаемый набор профилей с математической точки зрения называется ортогональным планом эксперимента, однако здесь стоит сделать пояснение.
Поскольку в этом исследовании процедура совместного анализа будет использоваться уже для существующих объектов - YouTube каналов, в связи с этим, конечный, ортогональный план будет состоять из уже существующих каналов, обладающих уникальными характеристиками, без полного повторения. Не существует возможности оценить ортогональное сочетание всех характеристик, поскольку каналов, которые бы обладали ими, в своей категории, в природе, и в выборке не существует. И поскольку исследование направленно не на создание оптимального, с точки зрения потребителя, конечного продукта, но оценке его составляющих, подобная модернизация составления ортогонального плана является вынужденной мерой. Конечно, выборка состоит из релевантных каналов, чье число подписчиков превосходит несколько десятков тысяч. С точки зрения менеджеров партнерской сети, нет смысла оценивать маленькие каналы, каким бы уникальным набором характеристик они не обладали. Однако значимость каждой в отдельности имеет вес, который оправдывается числом подписчиков. В выборку попали каналы, подключенные за последний год, и это является хорошим показателем – меньше чем за год собрать несколько десятков тысяч подписчиков.
Составление ортогонального плана в пакете SPSS выглядит следующим образом. На верхней панели кнопка «Данные» - далее «Ортогональный план» - «Генерировать». В открывшемся окне необходимо указать имя фактора (характеристики) и его метку, пробелы в названиях характеристики запрещены, однако это правило не распространяется на название метки. После заполнения этих двух полей, слева необходимо нажать кнопку «Добавить». Выделение имени фактора в рабочем поле, активирует кнопку «Задать значения», нажатие этой кнопки дает возможность задать значения и коды факторов. В первом столбце задаются коды значений факторов, во втором метки, т.е. текстовые описания. Кнопка «продолжить» чтобы окончательно определить фактор.
Эту процедуру необходимо проделать для всех факторов выбранной категории. Для категории «Gaming» должны быть определены характеристики – жанр, смысловая нагрузка и манера повествования, со всеми возможными значениями этих характеристик. Далее необходимо сохранить файл с данными. Для этого в нижней части окна ставится галочка рядом с «Создать новый», это активирует кнопку «файл», и сохранить файл с данными исследования в любую удобную директорию. Поскольку категорий для исследования выбрано три, эту процедуру от добавления характеристик и их уровней, до сохранения файла, необходимо провести для каждой категории отдельно, получив три файла с данными для дальнейшей работы.
Процедура совместного анализа предполагает создание карточек, или макетов предполагаемого объекта, но поскольку оценивается уже существующие каналы, это действие отпадает, и в качестве макетов опрашиваемым для оценки будут предложены уже существующие каналы, обладающие тем или иным набором определенных характеристик. В качестве карточек в опросном листе будут выступать ссылки на эти YouTube каналы.
Всего в опросе в категории «Film/animation» и «How to/Style» будет участвовать по двенадцать и восемь уникальных каналов соответственно, которые были отобраны из всех подключенных к партнерской сети за последний год. В категории «Gaming» таких каналов будет двадцать четыре.
Опросный лист создавался в сервисе Google Forms. Сверху необходимо заполнить строку с названием опросного листа, а так же описание, с инструкциями к требованию заполнения опроса. Левое поле, подписанное как «ссылки на каналы» - это вопросы формы, в данном случае эти поля заполнялись ссылками на каналы, которые были сокращены, для удобства просмотра формы. Слева выбирается метод внесения ответов в опрос. В данном случае для получения ранжированных результатов, необходимо выбрать метод «сетка (множественный выбор)» и сделать столько столбцов с ответами, сколько каналов участвует в каждом опросе, для форм «Film/animation» их двенадцать, для категории «How to/style» их восемь, для категории «Games» их двадцать четыре. Сами столбцы помечаются числом, которое указывает, какой канал респондент считает наиболее привлекательным, а какой наименее, где, например, в категории «How to/style» - «1» - самый понравившийся канал и «8» - самый непонравившийся. Так же необходимо включить требования обязательного заполнения всех строк внизу формы, и в выпадающем меню в виде троеточия поставить галочку, напротив «по одному ответу на столбец» чтобы исключить повторы в ранжировании. Таким образом, достигается соответствие опросного листа, требованиям совместного анализа. Так же внизу формы был создан дополнительный вопрос, о возрасте респондента.
Опрос проводился не по совсем традиционной схеме, в которой респондентам предлагается оценить набор объектов, или их муляжей (рисунков), с точки зрения привлекательности, после чего выбранный респондентом объект удалялся, с отметкой о выборе и опрашиваемый повторял процедуру, до тех пор, пока не кончались варианты объектов.
В данном случае в качестве карточек объектов выступали прямые ссылки на каналы, которые респонденты и оценивали с точки зрения личной привлекательности, но карточки не удалялись, как это делается в традиционном опросе, поскольку инструмент Google Form не дает такой возможности, поэтому респондентам необходимо было самим расставить очередность выбора.
Однако данные опроса в конечном виде переносятся в Google таблицу и имеют удобный вид, где в строках находятся значения результата выбора о постановке того или иного канала, на конкретное место с точки зрения привлекательности, отдельно взятого респондента.