Методические особенности обучения теме «Текстовая информация и компьютер» в школьном курсе информатики (кодирование символьной информации; принципы работы с текстовыми редакторами).
Семакина И.Г 8 класс, 3 раздел: текстовая информация и компьютер, 9 часов.
Босова Л.Л и Босова А.Ю. 5 кл,3 раздел: информационные технологии, 13ч (+практические работы).
7-9 класс, Угриновича Н.Д.раздел: обработка текстовой информации,13 часов (+ практические работы).
Требования к знаниям и умениям учащихся при изучении технологии работы с текстовым редактором.
Учащиеся должны знать:
-способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);
-назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
-основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
-набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
-выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
-сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
-создавать на компьютере документы, совмещающие объекты разного типа: тексты, таблицы, рисунки и др. (на примерах школьного учебного материала).
На данную тему в учебном плане выделяется 7—8 уроков.
Урок 1. Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.
Изучаемые вопросы: 1)Преимущества компьютерного хранения документов. 2)Кодировочная таблица, международный стандарт ASCII. 3)Текстовые файлы. 4) Понятие гипертекста.
Урок 2. Текстовые редакторы и текстовые процессоры.
Изучаемые вопросы: 1) Понятия текстового редактора и текстового процессора. 2) Режимы работы.
3) Шрифты. 4) Форматирование текста. 5) Работа с фрагментами текста. 6) Многооконный режим работы.
Урок 3. Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста. Выполнение практического задания №4.
Приобретаемые умения и навыки: -Использование знаков препинания при наборе текста.
-Использование режимов вставки и замены при наборе текста. -Вставка символов. -Удаление символов. -Объединение строк. -Разделение строк. -Загрузка файла. -Сохранение файла на диске.
Урок 4.Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. Выполнение практического задания №5.
Приобретаемые умения и навыки: Задание параметров страницы; Орфографическая проверка текста с использованием встроенного словаря; Выделение фрагмента текста; Задание шрифта, его размера и начертания; Установка параметров абзаца и его форматирование; Выравнивание абзацев; Вывод документа на печать.
Урок 5. Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. Выполнение практического задания №6.
Приобретаемые умения и навыки: Удаление фрагмента текста; Копирование фрагмента текста; Перемещение фрагмента текста; Поиск заданного фрагмента текста и его замена на другой.
Урок 6. Работа с таблицами. Выполнение практического задания №7.
Приобретаемые умения и навыки: Создание таблицы; Удаление строк и столбцов таблицы; Вставка строк и столбцов таблицы; Изменение ширины столбца; Заливка и установка границ для отдельных ячеек таблицы; Сортировка таблицы; Использование объектов WordArt.
Урок 7. Дополнительные возможности текстового процессора
Изучаемые вопросы: Орфографический контроль.
-стили и шаблоны.
-списки, графика, формулы в текстовых документах.
Урок 8. Выполнение итогового практического задания №8.
Виды систем компьютерной графики: основные характеристики, основы работы в конкретном редакторе. Типы графических файлов. Методика.
Компьютерная графика— раздел информатики, предметом которого является создание и обработка на компьютере с графических изображений (рисунков, чертежей, фотографий и пр.)
Виды компьютерной графики:
1)Растровая графика
2)Векторная графика.
3)Фрактальная графика.
Растровая графика.
Форматы: .tif .bmp .gif .jpg .png . WBMP. PCX. PCD. RAW. Изображения в растровой графике состоят из отдельных точек различных цветов, образующих цельную картину (наподобие мозаики) Типичным примером растровой графики служат отсканированные фотографии или изображения созданные в графическом редакторе PhotoShop. Применение растровой графики позволяет добиться изображения высочайшего фотореалистичного качества. Но такие файлы очень объемны и трудно редактируемы (каждую точку приходиться подправлять вручную) При изменении размеров качество изображения ухудшается. Так при уменьшении исчезают мелкие детали, а при увеличении картинка превращается в набор пикселей :) При печати растрового изображения или при просмотре его на устройствах, имеющих недостаточную разрешающую способность значительно ухудшается восприятие образа.
Разрешение измеряется в единицах:
- ppi (pixel per inch - пиксел на инч (дюйм)) - количество пикселов на единицу длины в 1 дюйм;
- dpi (dots per inch - точки на дюйм) - количество точек на единицу длины в 1 дюйм;
1 дюйм = 25,4 мм.
Достоинства растровой графики:
1. Каждый пиксел независим друг от друга.
2. Техническая реализуемость автоматизации ввода (оцифровки) изобразительной информации. Существует развитая система внешних устройств для ввода изображений (к ним относятся сканеры, видеокамеры, цифровые фотокамеры, графические планшеты).
3. Фотореалистичность (можно получать живописные эффекты, например, туман или дымку, добиваться тончайшей нюансировки цвета, создавать перспективную глубину и нерезкость, размытость и т.д.).
4. Форматы файлов, предназначенные для сохранения точечных изображений, являются стандартными, поэтому не имеет решающего значения, в каком графическом редакторе создано то или иное изображение.
5. Можно использовать в Web-дизайне
Недостатки растровой графики:
1. Объём файла точечной графики однозначно определяется произведением площади изображения на разрешение и на глубину цвета (если они приведены к единой размерности). При этом совершенно неважно, что отображено на фотографии: белый снежный пейзаж с одиноким столбом вдалеке, или сцена рок-концерта с обилием цвета и форм. Если три параметра одинаковы, размер файла будет практически одинаковым.
2. При попытке слегка повернуть на небольшой угол изображение, например, с чёткими тонкими вертикальными линиями, чёткие линии превращаются в чёткие "ступеньки" (это означает, что при любых трансформациях: поворотах, наклонах и т.д. в точечной графике невозможно обойтись без искажений).
3. Невозможность увеличения изображений для рассмотрения деталей. Поскольку изображение состоит из точек, то увеличение изображения приводит только к тому, что эти точки становятся крупнее. Никаких дополнительных деталей при увеличении растрового изображения рассмотреть не удаётся. Более того, увеличение точек растра визуально искажает иллюстрацию и делает её грубой (пикселизация).