Влияние через участие работников в управлении
Эффективность зависит от ситуации. Например, положительный эффект, если работник удовлетворяет свои активные потребности в самовыражении, участии, причастности, признании; отрицательный эффект, если работник не склонен к сотрудничеству, любит ясность целей, структурированность и контролируемые ситуации.
Итак, власть и влияние основаны на обращении к активным потребностям работника, создающим зависимость его от руководителя. Влияние будет тем сильнее, чем:
1) выше ценит работник свою потребность, к которой апеллирует руководитель;
2) выше степень осознания связи «подчинение – удовлетворение потребности»;
3) выше вероятность того, что работник оправдывает ожидания руководителя.
Эффективность применения определенного типа власти сильно зависит от ситуации.
Эффективность типов власти зависит от:
а) степени осознания подчиненным того, что его активные потребности удовлетворятся;
б) от ситуации.
Власть - есть инструмент, с помощью которого руководитель заставит подчиненного выполнить работу. Но это и инструмент сопротивления подчиненного руководителю (см. баланс власти).
Помимо власти существуют другие формы влияния руководителя на подчиненного, способствующие не подчинению в чистом виде, а активному сотрудничеству (особенно актуально, когда уровень образования руководителей и подчиненных сблизился, способности почти одинаковые).
Требования, предъявляемые к руководителю.
Руководитель – это должностное лицо, наделенное реальной властью, имеющее в своем подчинении определенное количество работников и обладающее правом принятия решений по вопросам, относящимся к сфере интересов соответствующего управленческого органа.
Руководитель решает, что и как делать, и несет за это соразмерную ответственность. Реализуя свое право принимать решения, руководитель получает возможность воздействовать на функционирование управляемого объекта.
Критерии оценки кандидата на руководящую должность:
- С точки зрения добросовестности.
- С политической позиции.
- С точки зрения знания дела.
- С точки зрения администраторских способностей.
Деловые качества – есть симбиоз компетентности и организаторских способностей, позволяющих находить адекватный ситуации путь по достижению целей организации.
Качества, необходимые руководителю:
1. Умение приспосабливать руководимую систему к внешней среде.
2. Компетентность, наличие достаточного и признанного полезным опыта работы в определенной сфере.
3. Способность выявлять, предугадывать тенденции развития системы, организовывать, мотивировать, направлять, координировать и контролировать деятельность подчиненных.
4. Нравственные достоинства – честность, правдивость, скромность, простота, высокая требовательность к себе и другим, чувство долга и ответственности, непримиримость к недостаткам.
5. Единство слова и дела, оперативность и гибкость, умение самостоятельно и своевременно принимать обоснованные решения, инициативно и настойчиво добиваться их исполнения путем соответствующих воздействий на подчиненных.
6. Знание человеческой психологии, способов срабатываться с людьми и формировать целеустремленный коллектив с высоким творческим потенциалом.
7. Стремление к аргументированному распределению функций между сотрудниками, объективная оценка результатов деятельности – своей и сотрудников.
8. Справедливость во взаимоотношениях с подчиненными, дар завоевывать их доверие и симпатию, создавать настроение в коллективе.
9. Умение правильно организовать свою работу, распределять время на решение текущих и перспективных задач, формировать условия для спокойной, благоприятной работы коллектива.
10. Проявление заботы о повседневных нуждах коллектива и отдельных работников, всемерном поддержании их здоровья и работоспособности.
Требуемые качества руководителя можно объединить в группы, в зависимости от выполняемых руководителем основных функций: (см. лекция "Введение").
- Руководитель – администратор.
- Социальный лидер (руководитель).
- Интеллектуальный центр.
Необходимость ума для руководителя объективна, т.к. «Все понимающий разум обычно отличается миролюбием и снисходительностью, а глупость и невежество воинственны, утверждают себя, не разбираясь в средствах».
Научное мышление предполагает склонность к анализу и синтезу, умение отделять существенное (главное) от несущественного (второстепенного), рассматривать явление как целое, как систему и т.д.