Тема 10. Руководство и лидерство

Руководство – это процесс взаимодействия руководителя с подчиненными по решению служебных задач для достижения целей организации.

Руководство – понятие более узкое, чем управление.

Руководство – это функция, которую приобретает работающий в результате намеренного действия формальной организации – делегирования полномочий. Т.е. руководитель ограничен рамками:

а) полномочий,

б) организационных структур.

Лидерство – процесс оказания влияния одного лица на членов группы.

Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

Руководитель организации – это человек, который одновременно является и лидером, и эффективно управляет своими подчиненными.

Лидерство является составным элементом (фактором) эффективного управления и руководства. Оно не имеет формальных ограничений (полномочия, структура).

Лидерство (влияние лидера) затрагивает:

- Поведение личности – например, подражание лидеру (харизма).

- Отдельные черты личности, ее установки, мотивацию.

В группе можно выделить три типа лидеров:

- Деловые лидеры

- эмоциональные лидеры

- ситуационные лидеры

Для успешного сотрудничества с человеком, лидеру (и не только) нужно ясно представать себе с кем он имеет дело, а именно такие качества работников, как:

1. Степень общительности – способность поддерживать деловые отношения с партнерами независимо от их характера.

2. Манеру поведения, чтобы в известной мере прогнозировать поступки.

3. Деловые и профессиональные качества.

4. Потенциальные возможности и условия их проявления у работника.

Формальный лидер организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и действует обычно в конкретной области деятельности.

Неформальный лидер опирается на признание его группой, на людей и их взаимоотношения вне определенных рамок (границ) организации.

Основные функции неформального лидера:

§ Помощь группе в достижении целей;

§ Поддержание и укрепление позиций группы, т.е.

- цели группы;

- социальное взаимодействие.

Необходимое условие для руководства и лидерства – наличие власти.

Власть – это возможность влиять на поведение других людей.

Власть необходима, т.к.:

- Руководитель всегда зависит не только от своих подчиненных, коллег и начальства, но и от сторонних людей (потребители, поставщики, государственные учреждения, общественность, СМИ и т.д.).

- Возможно неподчинение руководителю, невыполнение его распоряжений, приказов.

Власть (точнее – властные полномочия) формирует порядок в организации, скрепляет (цементирует) организационную структуру, является средством достижения эффективности в работе.

Влияние отлично от власти тем, что оно вызывает непосредственное изменение в поведении, действиях и т.д. другого человека. Влияние реализует властные полномочия, оно есть средство власти (например, просьба, приказ, назидание).

Важным назначением (функцией) влияния и власти является достижение целей организации.

В условиях организации власть зависит от:

- способностей руководителя,

- от личности, на которую оказывается влияние,

- от ситуации.

Зависимость власти от формальных властных полномочий выражена менее ярко, чем зависимость от личности другого человека. Чем больше зависимость одного человека от другого, тем большей властью обладает другой человек.

Процесс оказания влияния и распространения власти - двусторонний, т.е. зависит подчиненный (или коллега и т.п.) от руководителя, но и руководитель зависит от них, и обоюдный, т.е. чем больше власть руководителя, тем больше и власть подчиненных.

Предмет зависимости подчиненных от руководителя:

- Повышение заработной платы.

- Рабочие задания.

- Продвижение по службе.

- Расширение полномочий.

- Удовлетворение социальных потребностей.

Предмет зависимости руководителя от подчиненных и коллег:

- Необходимая информация для принятия решений.

- Неформальные контакты с нужными людьми.

- Влияние подчиненного на своих коллег.

- Способность подчиненных выполнять задания.

Руководитель должен осознавать, что у его подчиненных также есть власть над ним, и не вызвать ситуаций для демонстрации этой власти. Необходимо поддерживать баланс власти.

Нарушения баланса могут привести:

- К необоснованной демонстрации своей власти и силы обеими сторонами.

- К трате усилий, ресурсов (психологических).

- К конфликту.

- К снижению эффективности деятельности организации по достижению целей.

Дэвид Мак Клелланд сделал выводы по поводу эффективного руководства:

1. Эффективный руководитель имеет большую потребность во власти.

2. Эффективный руководитель никогда не будет проявлять свою власть в приказной, ожидающей подчинения, форме.

3. Эффективный руководитель заботится о реализации групповых решений, оказывая членам группы поддержку (материальную, информационную, психологическую).

Итак, чтобы руководить, необходимо влиять, а чтобы влиять, необходима власть.

1. Основные типы власти по Френчу и Рейвену:

Наши рекомендации