Основные виды ОСУ: (с точки зрения процесса формирования ОСУ).
1. Бюрократия.
Концепция рациональной бюрократии нем. социолога Макса Вебера (1900г):
а) четкое разделение труда , что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности.
б) иерархичность уровней управления с четкими связями типа “вышестоящий- нижестоящий”;
в) наличие взаимосвязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач ;
г) дух формальной обезличенности, которыми официальные лица выполняют свои должностные обязанности;
д) найм на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.
Первопричиной негативных явлений бюрократии (волокита, согласования, справки, формы и т.п.)- не бюрократия как таковая. А недостатки в реализации правил работы и целей организации, обычные трудности, связанные с размером организации, поведением сотрудников, несоответствующим правилам и задачам организации
Недостатки бюрократии:
1. Социолог Р.К. Мертон: “Трудности… связаны с преувеличением значимости стандартизированных правил, процедур и норм”.- т.е. утраты гибкости организации, сокращение поиска альтернатив при решении проблем *
2. Катц и Кан: “Отсутствие способности спонтанно и по-новому реагировать на окружающие условия, что существенно необходимо для эффективного функционирования организации”. – т.е. исключительный упор на строгое соблюдение правил ведет к негибкости ОСУ * нововведений в своей деятельности (например, создание какого-либо отдела или сокращение) .
2. Функциональная ОСУ - по функциям.
Деление организации производится на функциональные блоки (финансы, производство, маркетинг). Если необходимо , то в пределах каждого направления создается вторичные подразделения (отделы- сектора, служба- отделы).
Преимущества функциональной ОСУ:
а) стимулирование деловой и профессиональной специализации;
б) уменьшается дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях;
в) улучшается координация в функциональных областях.
Недостатки функциональной ОСУ:
а) увеличивается возможность конфликтов между функциональными областями в связи с большей заинтересованностью в реализации собственных целей, чем общих целей организации.
б) в большой организации цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной.
Обычная сфера применения:
1. организации с малой номенклатурой продукции (сырьевые предприятия, добывающая).
2. организации, действующие в стабильных внешних условиях (металлургия, резинотехническая).
3. Организации, где требуются для* решения стандартных управленческих задач (см. выше).
3. Дивизионные ОСУ.
Деление организации производится по различным признака:
а) дивизионально-продуктовая ОСУ – по основным продуктам организации.
Применяются при широком ассортименте диверсифицированной продукции (впервые “Проктер энд Гембл” “Дженерал Моторс”).
Преимущества: а) достижение успеха в производстве и реализации новой и разной продукции за счет более детального учета ее специфики.
б) четко определен руководитель и ответственные за производство и сбыт продукции (конкретной).
в) дает преимущества при * в условиях конкуренции, технологии, спроса.
Недостатки: а) возможное увеличение затрат вследствие дублирования одни и тех же видов работ для различных видов продукции.
б) ОСУ, ориентированная на потребителя – по основным специфическим группам потребителей.
Цель ОСУ – максимально удовлетворить потребителей, используя специализацию (банки, НФ кемГУ).
Подразделения, ориентированные на различных потребителей, фактически действуют как независимые организации.
в) региональные ОСУ – по территориальному признаку.
Обеспечивается решение проблем, связанных с местными условиями (законодательством, обычаями, потребностями населения); облегчается связь организации с клиентом (обслуживание ксероксов) и между членами организации в регионе.
4. Адаптивные ОСУ (с нач. 1960-ых), или органические ОСУ.
Характеризуются быстрой реорганизацией в связи с изменениями внешней среды, технологии и т.д. (Хьюлет Паккард). Применяют, когда проблему нельзя структурировать. Взаимодействие между сотрудниками, как правило, в виде консультаций.
а) проектная ОСУ – это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи (например, НИР и НИОКР).
Цель – привлечение высококвалифицированных специалистов, концентрация всех усилий на одной задаче. Имеется руководитель проекта, подчиняющийся высшему руководству или руководителю какого-либо функционального отдела;
б) матричные ОСУ – наложение проектной ОСУ на функциональную. В них члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и своим обычным начальникам функциональных подразделений (где работают).
Руководители проектов обладают проектными полномочиями (от жесткой линейной связи до штабных полномочий) и отвечают за интеграцию всех видов деятельности и ресурсов по проекту. Контролируют количество, качество и временные параметры проекта.
Руководители функциональных отделов решают где и как должны быть выполнена та или иная работа.
Преимущества:
1. Гибкость при перераспределении трудовых ресурсов в зависимости от потребностей каждого из проектов (как и в проектной ОСУ).
2. Возможность координации деятельности (как и дивизионных ОСУ).
Недостатки:
1. сложность и подрыв принципа единоначалия, тенденция к анархии.
2. Возникновение борьбы за власть.
3. Чрезмерные накладные расходы.
Конгломератные ОСУ («Пепсико») – совокупность различных ОСУ в пределах одной организации. Имеется основная фирмы и дочерние компании как самостоятельные экономические центры.
Выгодно, т.к. 1. Можно продавать и покупать целые подразделения (например, в виде филиалов) не нарушая сложившихся связей.
2.Руководство, входящее в конгломерат фирмы, само определяет свою ОСУ и деятельность, но в рамках всей организации.
Полномочия
Второй аспект в организационном процессе – распределение полномочий как по горизонтали, так и по вертикали.
Полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы организации для выполнения делегированных (переданных) задач.
Результатом делегирования полномочий является цепь команд “сверху вниз”. Принцип единоначалия предотвращает путаницу в полномочиях.
Полномочия делегируются должности, а не индивиду.
Ответственность – обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение – не может быть делегирована. Отвечает всегда руководитель, а не подчиненный.
Объем ответственности определяет размер з/платы.
Делегирование затрудняется из-за противодействия как руководителей (потеря контроля, власти и т.п.), так и подчиненных (приобретают дополнительную работу и ответственность( в части удовлетворенного выполнения работы).
Важно отличать полномочия от власти:
а) полномочия означают наличие права действовать;
б) власть – наличие реальной возможности действовать.
Можно иметь власть, не имея полномочий.
Типы полномочий в организации:
1. линейные полномочия – это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее другим подчиненным.
Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет право принимать решения в отведенных ему пределах.
Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Результатом является цепь команд.
2. Штабные (аппаратные) полномочия – полномочия административного аппарата.
а) рекомендательные полномочия – предлагаемые консультации, рекомендации штабного аппарата могут быть не приняты к реализации (имеют право рекомендовать что-либо, но не требовать выполнения);
б) обязательные согласования – линейное руководство должно согласовывать (обсуждать) определенные вопросы (рыночная ситуация), до принятия решений, но не обязано следовать рекомендациям аппарата;
в) параллельные полномочия – наличие права вето, отклонять решения линейного руководства. Цель – установление системы контроля для уравновешивания власти и недопущения грубых ошибок (финансисты 2 подписи).
г) функциональные полномочия – различия между штабными и линейными полномочиями устраняются, т.к. аппарат может как предложить, так и запретить какие-либо действия в области своей компетенции. Цель – сократить время прохождения команды по линейным каналам;
д) личные полномочия внутри аппарата – возникают, если собственно аппарат имеет свою структуру, иерархию, цепь команд.
Эффективное делегирование полномочий затруднено в связи со следующими причинами:
1. Заблуждение руководителей “Я это сделаю лучше” – затраты личного времени.
2. Отсутствие способности руководить, т.к. погружены в выполнении текущей работы.
3. Отсутствие доверия к подчиненным.
4. Боязнь риска, т.е. что за неудовлетворительную работу подчиненного придется самому отвечать.
5. Отсутствие выборочного контроля для предупреждения руководства о возможной опасности от действий подчиненных.
Подчиненные избегают ответственности и делегирования по причинам:
1. подчиненному удобнее спросить, что делать, чем самому решить проблему.
2. боязнь критики за совершенные ошибки, а рост ответственности увеличивает и вероятность ошибок.
3. отсутствие у подчиненного информации и ресурсов, необходимых для успешного выполнения задания.
4. наличие у подчиненного работы уже больше, чем он может сделать (или он так считает).
5. отсутствие уверенности в себе.
6. отсутствие положительных стимулов дополнительной ответственности.
Полномочия реализуются через выполнение конкретных функций структурными подразделениями и работниками.
Признаки распределения функций, максимально распространенные:
1. Проблемный признак
На подразделение или его сотрудников возлагается решение конкретных проблем (например, организация системы оплаты труда).
2. Объектный признак
Предусматривается ответственность подразделения и его сотрудников за развитие и решение комплекса проблем, относящихся к данному объекту (цеху, производству).
3. Проблемно-объектный признак.
Каждый сотрудник отвечает не за решение проблемы вообще, а за решение конкретной проблемы конкретного объекта.
Характеристики ОСУ
Любую ОСУ можно охарактеризовать с точки зрения степени централизации (т.е. на каком уровне управления принимаются важные для организации решения) по следующим параметрам:
1. Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления, и их важность.
2. Последствия решений, принятых на нижестоящих уровнях.
3. Степень контроля за работой подчинённых.
Преимущества централизованной ОСУ:
1. улучшается контроль и координация, снижается количество и масштабы ошибочных решений, принятых менее опытными специалистами.
2. Отдельные структурные подразделения и организация в целом растут и развиваются равномерно, а не за счет друг друга.
3. Более экономное и рациональное использование опыта и знаний персонала центрального органа управления
Преимущества децентрализованной ОСУ:
1. облегчается процесс принятия решения, т.к. а) принимать решений надо меньше; б) информации для принятия решения также меньше и подготовленной.
2. Оперативность принятия решения и компетентность лица, его принимающего.(где проблема- там и решили ее).
3. Стимулируется инициатива, отождествление себя с организацией.
4. Подготовка молодого специалиста к более высоким должностям, требующим принятия еще более важных решений. Приобретение опыта.