Ситуация «Расследование несчастного случая»

Описание ситуации

Бетонщик К вышел на работу во вторую смену, которая начиналась в 16 часов. Мастер обнаружил, что К находится в состоянии алкогольного опьянения, и сказал ему, чтобы он покинул территорию стройки, после чего доложил об этом факте начальнику участка. В 15 часов 50 минут начальник участка также сказал К, чтобы он шел домой, завтра будет с ним разбираться.

Со стройки К не ушел, а переодевшись в рабочую одежду, поднялся на четвертый этаж в третьей секции строящегося жилого дома, где работало звено арматурщиков (звено бетонщиков, в составе которого был К, работало во второй секции). Там он подошел к арматурщику П, после разговора с которым пошел в сторону второй секции по наружной кирпичной стене. Дойдя до середины лестничной клетки, он упал с высоты 13,3 м, получив при этом смертельную травму. По заключению судмедэкспертизы, К в момент травмы находился в состоянии алкогольного опьянения.

Постановка задачи

1. Несут ли ответственность за действия пострадавшего руководители работ (мастер и начальник участка)?

2. Кто проводит расследование несчастного случая?

3. Кто должен подписывать акт по форме Н-1?

Задача «Воздействие цвета на функции органови систем человека»

На основании выданного преподавателем индивидуального задания, используя представленную ниже таблицу показателей физиологического состояния, определите воздействие красного, зеленого, синего цветов на функционирование органов и систем человека.

Показатель физиологического состояния
Артериальное давление Пульс Дыхание Эмоциональное воздействие
Увеличивается Ускоряется Учащается Возбуждает
Слегка увеличивается Слегка ускоряется Слегка учащается Стимулирует
Не меняется Не меняется Не меняется Уравновешивает
Слегка уменьшается Слегка учащается Слегка успокаивается Уравновешивает
Уменьшается Успокаивается Успокаивается Успокаивает
Уменьшается Успокаивается Замедляется Затормаживает
Сильно уменьшается Сильно уменьшается Сильно замедляется Подавляет

Задача «Принципы обеспечения безопасности труда»

Познавательное значение принципов состоит в том, что они определяют уровень наших знаний об опасностях трудовой деятельности и формируют требования к трудоохранным мероприятиям.

По признаку «реализации» принципы делятся на три класса: технические, организационные, управленческие. К каким классам относятся представленные ниже принципы обеспечения безопасности труда:

• прочности;

• рациональной организации труда;

• резервирования;

• подбора персонала;

• герметизации;

• ответственности;

• стимулирования;

• эргономичности;

• блокировки;

• контроля;

• слабого звена;

• резервирования;

• иерархичности;

• недоступности;

• плановости;

• зашиты расстоянием.

Классификацию принципов обеспечения безопасности представить в виде следующей таблицы

Технические Организационные Управленческие
     

Глава 9. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

9.1. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ.
СИТУАЦИЯ «ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА»

Описание ситуации

В отделе маркетинга крупного промышленного предприятия работает восемь человек. С целью повышения эффективности их труда, осуществления целенаправленной кадровой политики в области материального и морального стимулирования сотрудников, проведения аттестации, организации служебного продвижения и повышения квалификации предпринята оценка результатов труда и деловых качеств работников. Для этого используется интегральный коэффициент, комплексно учитывающий такие показатели, как профессиональные и личностные качества, уровень квалификации, сложность работ и результаты труда.

Исходные данные для расчета комплексной оценки результатов труда и деловых качеств работников отдела маркетинга приведены в табл. 9.1 и методических указаниях к данной ситуации.

Постановка задачи

1. Оцените профессиональные и личностные качества сотрудников отдела маркетинга.

2. Оцените уровень квалификации работников.

3. Оцените сложность выполняемых работ.

4. Оцените результаты труда.

5. Дайте комплексную оценку результатов труда и деловых качеств работников отдела маркетинга.

Таблица 9.1

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА И ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ РАБОТНИКОВ ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА

№ п/п Должность, Ф.И.О. Степень достижения признаков*, определяющих профессиональные и личностные качества Уровень образования Стаж работы по специальности (лет) Степень проявления признаков*, определяющих результаты труда
Начальник отдела Н.М. Иванов 1,25 1,25 1,0 1,25 1,0 - высшее 1,25 1,0 1,25
Главный специалист СИ. Ларин 1,25 1,25 1,25 1,25 1,0 1,0 высшее 1,0 1,25 1,25
Ведущий специалист Л.В. Воронина 1,25 1,25 1,0 1,0 1,25 1,0 высшее 1,25 1,25 1,0
Специалист I категории Л.С. Сушков 1,25 1,0 1,25 1,25 1,0 1,25 высшее 1,0 1,25 1,25
Специалист I категории A.M. Зимина 1,25 1,25 1,0 1,25 1,0 1,0 высшее 1,25 1,0 1,0
Специалист II категории З.К. Сахарова 1,0 1,0 1,25 0,75 1,0 1,0 незаконченное высшее (V курс) 1,0 1,0 0,75
Специалист II категории Н.И. Алексеев 1,25 1,25 1,0 1,0 1,0 1,25 незаконченное высшее (IV курс) 1,25 0,75 1,0
Специалист II категории СВ. Зуева 1,0 1,0 0,75 0,75 1,0 0,75 среднее специальное 1,0 0,75 1,0

* См. табл. 9.2 и 9.3.

6. По итогам комплексной оценки разработайте предложения по:

а) премированию лучших сотрудников;

б) изменению уровня должностного оклада;

в) должностному продвижению работников;

г) улучшению расстановки и рациональному использованию работников отдела;

д) повышению квалификации сотрудников отдела (выбору форм и методов работы).

Методические указания

Для рассмотрения ситуации следует воспользоваться учебником «Управление персоналом организации» (2-е изд. М., 2001). Оценка результатов труда и деловых качеств руководителей и специалистов производится на основе методики оценки деловых качеств государственных служащих (см.: Социально-трудовые отношения на государственной службе: Учебно-метод. пособие/ Под общ. ред. Е.Д. Катульского, Ю.М. Забродина, А.Ф. Зубковой. - М., 1997), а также Методических рекомендаций по оценке сложности и качества работ специалистов, разработанных Институтом труда (М., Экономика, 1989).

Оценка деловых качеств работников основана на факторах, характеризующих: а) самого работника, обладающего определенными знаниями, навыками, способностями; б) вид и содержание трудовых функций, которые он фактически выполняет; в) конкретные результаты его деятельности. Оценка производится на основе комплексного (интегрального) показателя, который может быть получен путем объединения двух частных оценок. Первая определяет показатели, характеризующие работника, т.е. степень развития профессиональных и личностных качеств работника (П) и уровень квалификации (К), а также их количественные измерители; вторая - показатели, характеризующие выполняемую работу, т.е. позволяет сопоставить результаты труда работников (Р) с учетом уровня сложности выполняемых ими функций (С).

Комплексная оценка (Д) определяется по формуле

Д = ПК + РС.

Каждый элемент комплексной оценки характеризуется своим набором признаков и имеет соответствующую шкалу для их количественного измерения. При расчете комплексной оценки значение каждого элемента выражается в долях единицы.

1. Расчет оценки профессиональных и личностных качеств работника (17)

Для определения величины показателя П производится оценка степени проявления каждого из признаков (табл. 9.2 и 9.3) с учетом их удельной значимости, определяемой экспертным путем, отдельно для руководителей и специалистов.

Каждый признак профессиональных и личностных качеств (для руководителей - 5, для специалистов - 6) имеет три уровня (степени) проявления и оценивается по принципу отклонения от среднего значения. При соответствии конкретного признака среднему уровню его количественная оценка равна 1, выше среднего - 1,25, ниже среднего - 0,75.

Оценка по всей совокупности признаков, определяющих профессиональные и личностные качества работников (П), производится путем суммирования оценок признаков, умноженных на их удельную значимость, и рассчитывается по формуле

Ситуация «Расследование несчастного случая» - student2.ru ,

где i - порядковый номер признака (i = 1, 2, ... n) (для руководителей n = 5, для специалистов n = 6);

j - уровень (степень) проявления признака (j = 1, 2, 3);

aij- количественная мера признака у работника;

xi - удельная значимость признака в общей оценке (доли единицы).

Таблица 9.2

ОЦЕНКА ПРИЗНАКОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ

№ п/п Признаки профессиональных и личностных качеств Удельная значимость признаков в общей оценке деловых качеств Оценка признаков с учетом удельной значимости
0,75 1,0 1,25
гр. 4 = гр. 3*0,75 гр. 5 = гр. 3*1,0 гр. 6 = гр. 3*1,25
Профессиональная компетентность - знание законодательных актов, руководящих и нормативных документов, широта профессионального кругозора 0,27 0,2 0,27 0,34
Способность оперативно и самостоятельно принимать обоснованные решения и отвечать за них, умение быстро и правильно реагировать на возникающие ситуации, аргументированно отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать меры, направленные на ликвидацию или предупреждение наметившихся отклонений 0,23 0,17 0,23 0,29
Способность практически организовывать работу коллектива и направлять деятельность работников на осуществление поставленных задач (умение планировать и распределять работу между подчиненными, координировать и контролировать работу сотрудников) 0,13 0,1 0,13 0,16
Способность воспитывать у работников чувство ответственности за порученное дело, стимулировать творческую инициативу, направленную на повышение эффективности труда, рост квалификации, освоение новых технологий; умение создать в коллективе благоприятный морально-психологический климат, способность направлять деятельность подчиненных, поддерживать дисциплину, проявлять систематическую заботу о них 0,12 0,09 0,12 0,15
Способность работать в экстремальных условиях, выполнять работы, требующие аналитической оценки в процессе выработки и принятия нестандартных решений 0,25 0,19 0,25 0,31

Таблица 9.3

ОЦЕНКА ПРИЗНАКОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА

№ п/п Признаки профессиональных и личностных качеств Удельная значимость признаков в общей оценке деловых качеств Оценка признаков с учетом удельной значимости
0,75 1,0 1,25
гр. 4 = гр. 3*0,75 гр. 5 = гр. 3*1,0 гр. 6 = гр. 3*1,25
Профессиональная компетентность - знание законодательных актов, руководящих и нормативных документов, широта профессионального кругозора, умение работать с документами 0,34 0,25 0,34 0,42
Сознание ответственности за последствия своих действий, принимаемых решений 0,17 0,13 0,17 0,21
Способность четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, сосредоточиться на главном 0,12 0,09 0,12 0,15
Способность выполнять должностные функции самостоятельно, без помощи руководителя или старшего по должности 0,10 0,07 0,10 0,12
Творческий подход к решению поставленных задач, активность и инициатива в освоении новой компьютерной и информационной технологий, способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям 0,10 0,07 0,10 0,12
Способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях 0,17 0,13 0,17 0,21

Решение

Профессиональные и личностные качества экономиста I категории А.И. Павлова характеризуют следующие уровни признаков (см. табл. 9.3).

1-й признак - 1,25; 2-й признак - 1,0; 3-й признак - 1,25; 4-й признак - 1,0; 5-й признак - 1,0; 6-й признак - 0,75.

По табл. 9.3 определяются оценки, соответствующие уровням проявления признаков и учитывающие их удельную значимость. Сумма этих оценок составит общую оценку профессиональных и личностных качеств оцениваемого работника - экономиста I категории А.И. Павлова:

П = 0,42 + 0,17 + 0,15 + 0,10 + 0,10 + 0,13 = 1,07.

Наши рекомендации