Ситуация «Расследование несчастного случая»
Описание ситуации
Бетонщик К вышел на работу во вторую смену, которая начиналась в 16 часов. Мастер обнаружил, что К находится в состоянии алкогольного опьянения, и сказал ему, чтобы он покинул территорию стройки, после чего доложил об этом факте начальнику участка. В 15 часов 50 минут начальник участка также сказал К, чтобы он шел домой, завтра будет с ним разбираться.
Со стройки К не ушел, а переодевшись в рабочую одежду, поднялся на четвертый этаж в третьей секции строящегося жилого дома, где работало звено арматурщиков (звено бетонщиков, в составе которого был К, работало во второй секции). Там он подошел к арматурщику П, после разговора с которым пошел в сторону второй секции по наружной кирпичной стене. Дойдя до середины лестничной клетки, он упал с высоты 13,3 м, получив при этом смертельную травму. По заключению судмедэкспертизы, К в момент травмы находился в состоянии алкогольного опьянения.
Постановка задачи
1. Несут ли ответственность за действия пострадавшего руководители работ (мастер и начальник участка)?
2. Кто проводит расследование несчастного случая?
3. Кто должен подписывать акт по форме Н-1?
Задача «Воздействие цвета на функции органови систем человека»
На основании выданного преподавателем индивидуального задания, используя представленную ниже таблицу показателей физиологического состояния, определите воздействие красного, зеленого, синего цветов на функционирование органов и систем человека.
Показатель физиологического состояния | |||
Артериальное давление | Пульс | Дыхание | Эмоциональное воздействие |
Увеличивается | Ускоряется | Учащается | Возбуждает |
Слегка увеличивается | Слегка ускоряется | Слегка учащается | Стимулирует |
Не меняется | Не меняется | Не меняется | Уравновешивает |
Слегка уменьшается | Слегка учащается | Слегка успокаивается | Уравновешивает |
Уменьшается | Успокаивается | Успокаивается | Успокаивает |
Уменьшается | Успокаивается | Замедляется | Затормаживает |
Сильно уменьшается | Сильно уменьшается | Сильно замедляется | Подавляет |
Задача «Принципы обеспечения безопасности труда»
Познавательное значение принципов состоит в том, что они определяют уровень наших знаний об опасностях трудовой деятельности и формируют требования к трудоохранным мероприятиям.
По признаку «реализации» принципы делятся на три класса: технические, организационные, управленческие. К каким классам относятся представленные ниже принципы обеспечения безопасности труда:
• прочности;
• рациональной организации труда;
• резервирования;
• подбора персонала;
• герметизации;
• ответственности;
• стимулирования;
• эргономичности;
• блокировки;
• контроля;
• слабого звена;
• резервирования;
• иерархичности;
• недоступности;
• плановости;
• зашиты расстоянием.
Классификацию принципов обеспечения безопасности представить в виде следующей таблицы
Технические | Организационные | Управленческие |
Глава 9. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
9.1. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ.
СИТУАЦИЯ «ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА»
Описание ситуации
В отделе маркетинга крупного промышленного предприятия работает восемь человек. С целью повышения эффективности их труда, осуществления целенаправленной кадровой политики в области материального и морального стимулирования сотрудников, проведения аттестации, организации служебного продвижения и повышения квалификации предпринята оценка результатов труда и деловых качеств работников. Для этого используется интегральный коэффициент, комплексно учитывающий такие показатели, как профессиональные и личностные качества, уровень квалификации, сложность работ и результаты труда.
Исходные данные для расчета комплексной оценки результатов труда и деловых качеств работников отдела маркетинга приведены в табл. 9.1 и методических указаниях к данной ситуации.
Постановка задачи
1. Оцените профессиональные и личностные качества сотрудников отдела маркетинга.
2. Оцените уровень квалификации работников.
3. Оцените сложность выполняемых работ.
4. Оцените результаты труда.
5. Дайте комплексную оценку результатов труда и деловых качеств работников отдела маркетинга.
Таблица 9.1
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ТРУДА И ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ РАБОТНИКОВ ОТДЕЛА МАРКЕТИНГА
№ п/п | Должность, Ф.И.О. | Степень достижения признаков*, определяющих профессиональные и личностные качества | Уровень образования | Стаж работы по специальности (лет) | Степень проявления признаков*, определяющих результаты труда | |||||||
Начальник отдела Н.М. Иванов | 1,25 | 1,25 | 1,0 | 1,25 | 1,0 | - | высшее | 1,25 | 1,0 | 1,25 | ||
Главный специалист СИ. Ларин | 1,25 | 1,25 | 1,25 | 1,25 | 1,0 | 1,0 | высшее | 1,0 | 1,25 | 1,25 | ||
Ведущий специалист Л.В. Воронина | 1,25 | 1,25 | 1,0 | 1,0 | 1,25 | 1,0 | высшее | 1,25 | 1,25 | 1,0 | ||
Специалист I категории Л.С. Сушков | 1,25 | 1,0 | 1,25 | 1,25 | 1,0 | 1,25 | высшее | 1,0 | 1,25 | 1,25 | ||
Специалист I категории A.M. Зимина | 1,25 | 1,25 | 1,0 | 1,25 | 1,0 | 1,0 | высшее | 1,25 | 1,0 | 1,0 | ||
Специалист II категории З.К. Сахарова | 1,0 | 1,0 | 1,25 | 0,75 | 1,0 | 1,0 | незаконченное высшее (V курс) | 1,0 | 1,0 | 0,75 | ||
Специалист II категории Н.И. Алексеев | 1,25 | 1,25 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,25 | незаконченное высшее (IV курс) | 1,25 | 0,75 | 1,0 | ||
Специалист II категории СВ. Зуева | 1,0 | 1,0 | 0,75 | 0,75 | 1,0 | 0,75 | среднее специальное | 1,0 | 0,75 | 1,0 |
* См. табл. 9.2 и 9.3.
6. По итогам комплексной оценки разработайте предложения по:
а) премированию лучших сотрудников;
б) изменению уровня должностного оклада;
в) должностному продвижению работников;
г) улучшению расстановки и рациональному использованию работников отдела;
д) повышению квалификации сотрудников отдела (выбору форм и методов работы).
Методические указания
Для рассмотрения ситуации следует воспользоваться учебником «Управление персоналом организации» (2-е изд. М., 2001). Оценка результатов труда и деловых качеств руководителей и специалистов производится на основе методики оценки деловых качеств государственных служащих (см.: Социально-трудовые отношения на государственной службе: Учебно-метод. пособие/ Под общ. ред. Е.Д. Катульского, Ю.М. Забродина, А.Ф. Зубковой. - М., 1997), а также Методических рекомендаций по оценке сложности и качества работ специалистов, разработанных Институтом труда (М., Экономика, 1989).
Оценка деловых качеств работников основана на факторах, характеризующих: а) самого работника, обладающего определенными знаниями, навыками, способностями; б) вид и содержание трудовых функций, которые он фактически выполняет; в) конкретные результаты его деятельности. Оценка производится на основе комплексного (интегрального) показателя, который может быть получен путем объединения двух частных оценок. Первая определяет показатели, характеризующие работника, т.е. степень развития профессиональных и личностных качеств работника (П) и уровень квалификации (К), а также их количественные измерители; вторая - показатели, характеризующие выполняемую работу, т.е. позволяет сопоставить результаты труда работников (Р) с учетом уровня сложности выполняемых ими функций (С).
Комплексная оценка (Д) определяется по формуле
Д = ПК + РС.
Каждый элемент комплексной оценки характеризуется своим набором признаков и имеет соответствующую шкалу для их количественного измерения. При расчете комплексной оценки значение каждого элемента выражается в долях единицы.
1. Расчет оценки профессиональных и личностных качеств работника (17)
Для определения величины показателя П производится оценка степени проявления каждого из признаков (табл. 9.2 и 9.3) с учетом их удельной значимости, определяемой экспертным путем, отдельно для руководителей и специалистов.
Каждый признак профессиональных и личностных качеств (для руководителей - 5, для специалистов - 6) имеет три уровня (степени) проявления и оценивается по принципу отклонения от среднего значения. При соответствии конкретного признака среднему уровню его количественная оценка равна 1, выше среднего - 1,25, ниже среднего - 0,75.
Оценка по всей совокупности признаков, определяющих профессиональные и личностные качества работников (П), производится путем суммирования оценок признаков, умноженных на их удельную значимость, и рассчитывается по формуле
,
где i - порядковый номер признака (i = 1, 2, ... n) (для руководителей n = 5, для специалистов n = 6);
j - уровень (степень) проявления признака (j = 1, 2, 3);
aij- количественная мера признака у работника;
xi - удельная значимость признака в общей оценке (доли единицы).
Таблица 9.2
ОЦЕНКА ПРИЗНАКОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ
№ п/п | Признаки профессиональных и личностных качеств | Удельная значимость признаков в общей оценке деловых качеств | Оценка признаков с учетом удельной значимости | ||
0,75 | 1,0 | 1,25 | |||
гр. 4 = гр. 3*0,75 | гр. 5 = гр. 3*1,0 | гр. 6 = гр. 3*1,25 | |||
Профессиональная компетентность - знание законодательных актов, руководящих и нормативных документов, широта профессионального кругозора | 0,27 | 0,2 | 0,27 | 0,34 | |
Способность оперативно и самостоятельно принимать обоснованные решения и отвечать за них, умение быстро и правильно реагировать на возникающие ситуации, аргументированно отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать меры, направленные на ликвидацию или предупреждение наметившихся отклонений | 0,23 | 0,17 | 0,23 | 0,29 | |
Способность практически организовывать работу коллектива и направлять деятельность работников на осуществление поставленных задач (умение планировать и распределять работу между подчиненными, координировать и контролировать работу сотрудников) | 0,13 | 0,1 | 0,13 | 0,16 | |
Способность воспитывать у работников чувство ответственности за порученное дело, стимулировать творческую инициативу, направленную на повышение эффективности труда, рост квалификации, освоение новых технологий; умение создать в коллективе благоприятный морально-психологический климат, способность направлять деятельность подчиненных, поддерживать дисциплину, проявлять систематическую заботу о них | 0,12 | 0,09 | 0,12 | 0,15 | |
Способность работать в экстремальных условиях, выполнять работы, требующие аналитической оценки в процессе выработки и принятия нестандартных решений | 0,25 | 0,19 | 0,25 | 0,31 |
Таблица 9.3
ОЦЕНКА ПРИЗНАКОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА
№ п/п | Признаки профессиональных и личностных качеств | Удельная значимость признаков в общей оценке деловых качеств | Оценка признаков с учетом удельной значимости | ||
0,75 | 1,0 | 1,25 | |||
гр. 4 = гр. 3*0,75 | гр. 5 = гр. 3*1,0 | гр. 6 = гр. 3*1,25 | |||
Профессиональная компетентность - знание законодательных актов, руководящих и нормативных документов, широта профессионального кругозора, умение работать с документами | 0,34 | 0,25 | 0,34 | 0,42 | |
Сознание ответственности за последствия своих действий, принимаемых решений | 0,17 | 0,13 | 0,17 | 0,21 | |
Способность четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, сосредоточиться на главном | 0,12 | 0,09 | 0,12 | 0,15 | |
Способность выполнять должностные функции самостоятельно, без помощи руководителя или старшего по должности | 0,10 | 0,07 | 0,10 | 0,12 | |
Творческий подход к решению поставленных задач, активность и инициатива в освоении новой компьютерной и информационной технологий, способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям | 0,10 | 0,07 | 0,10 | 0,12 | |
Способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях | 0,17 | 0,13 | 0,17 | 0,21 |
Решение
Профессиональные и личностные качества экономиста I категории А.И. Павлова характеризуют следующие уровни признаков (см. табл. 9.3).
1-й признак - 1,25; 2-й признак - 1,0; 3-й признак - 1,25; 4-й признак - 1,0; 5-й признак - 1,0; 6-й признак - 0,75.
По табл. 9.3 определяются оценки, соответствующие уровням проявления признаков и учитывающие их удельную значимость. Сумма этих оценок составит общую оценку профессиональных и личностных качеств оцениваемого работника - экономиста I категории А.И. Павлова:
П = 0,42 + 0,17 + 0,15 + 0,10 + 0,10 + 0,13 = 1,07.