Управление деловой карьерой персонала
7.4.1. Ситуация «Составление личного жизненного плана»
Описание ситуации
Менеджер по персоналу находится на полпути к достижению конечной цели своей карьеры. В организации, где он работает, наметились структурные изменения, которые могут привести к непредвиденным ранее дополнительным перестановкам.
Постановка задачи
Менеджеру необходимо дать оценку сложившейся ситуации в организации и взвесить свои возможности и перспективы продвижения по службе. Для этого необходимо составить (если его нет) или уточнить свой личный жизненный план карьеры (рис. 7.2).
Методические указания
Рис. 7.2. Примерная структура личного жизненного плана карьеры руководителя
Личный жизненный план
Оценка жизненной ситуации
1.1. Работа
Имею ли я четкую картину о своей работе и ее целях?
Помогает ли моя работа в достижении других жизненных целей?
Каковы мои цели развития и продвижения по отношению к работе?
Какую работу я хотел бы выполнять через пять лет?
Есть ли у меня воодушевление и мотивация?
Чтоявляется для меня мотивацией сейчас? Через пять лет?
Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации?
Какие действия следует предпринять, чтобы моя работа в ближайшие годы отвечала моим личным потребностям?
1.2. Экономическое состояние
Каково мое экономическое положение?
Есть ли у меня личный бюджет - каков он, придерживаюсь ли я его рамок?
Какие меры я могу в случае необходимости применить для улучшения экономического положения?
1.3. Физическое состояние
Каково мое физическое состояние?
На чем основана моя оценка (собственное представление, тесты и т.д.)?
Бываю ли я регулярно на осмотрах у врача?
1.4. Социальное состояние - человеческие отношения Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других?
Как я их учитываю?
Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы?
Интересует ли меня другое мнение?
Навязываю ли я другим свои мысли и мнения?
Умею ли я слушать?
Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь?
Как это проявляется на практике?
Способствую ли я развитию людей, с которыми общаюсь?
Как я поддерживаю дружеские отношения?
Могу ли я развивать свои отношения обратной связи?
1.5. Психологическое состояние
Каково мое психическое состояние?
На чем основана моя оценка (собственное представление, тесты, результаты медицинского обследования)?
Какие стрессоры беспокоят меня в настоящее время? Не следует ли мне в настоящее время поменять работу? Какие стрессоры могут ожидать меня в ближайшем будущем? Не следует ли мне поменять образ жизни, круг общения, хобби0 Нуждаюсь ли я в помощи психиатров?
1.6. Семейная жизнь
Имеются ли у меня условия для создания семьи?
Следует ли завести еще одного ребенка?
Уделяю ли я достаточно внимания родителям, жене, детям?
Как лучше проводить досуг в кругу семьи?
Куда поехать на отдых?
Куда пойти учиться детям?
Как помочь детям, имеющим свою семью?
Постановка личных конечных целей карьеры
2.1. Целями моей карьеры являются:
1)___________________________________________________
2)___________________________________________________
3)___________________________________________________
2.2. Моя карьера должна осуществляться до 20___г. самое позднее
2.3. Какие факторы способствуют осуществлению моей карьеры? 2.3.1. А какие препятствуют?
2.4. Каковы наиболее критические пункты в осуществлении моей карьеры? Что я могу сделать в этом плане?
2.5. Что мне нужно использовать для осуществления карьеры: время, деньги, здоровье и т.д. ?
2.5.1. Готов ли я взять на вооружение эти факторы или мне нужно изменить свои цели ?
3. Частные цели и планы деятельности, способствующие осуществлению моей карьеры
Для достижения поставленных жизненных целей мне нужно решить следующие частные задачи | Мероприятия | Время |
3.1. В области развития служебной деятельности | ||
3.2. В области экономического состояния | ||
3.3. В области здоровья и физического воспитания 3.4. В области социального взаимовлияния, дружеских отношений и увлечений | ||
3.5. В области моральной мотивации и психологического состояния | ||
3.6. В области семейной жизни |
Ситуация «Построение карьерограммы для менеджера»
Описание ситуации
Будущий менеджер по персоналу заканчивает высшее учебное заведение по специальности «Управление персоналом». Перед ним встает вопрос, как построить свой дальнейший жизненный путь.
Постановка задачи
Постройте карьерограмму возможного карьерного пути (путей) менеджера по персоналу после окончания высшего учебного заведения.
Методические указания
Карьерограмма - инструмент управления карьерой, представляющий собой графическое описание того, что должно происходить или происходит с людьми на различных этапах карьеры. Проводятся специальные научные исследования в заинтересованных организациях, по результатам которых строятся карьерограммы для различных специалистов и руководителей.
Карьерограмма состоит из двух частей. В первой части содержится перечень должностей, выстроенных в последовательную цепочку по восходящей линии, которые менеджер может занимать в течение всей своей трудовой деятельности с указанием сроков занятия должностей в годах. Во второй - характеристика видов обучения, повышения квалификации, переподготовки кадров с указанием видов учебных заведений, факультетов, курсов, которые необходимо пройти менеджеру на карьерном пути, включая защиту диссертаций и получение ученых степеней и званий, с указанием периодов (в годах) прохождения обучения. Самостоятельное обучение также входит во вторую часть карьерограммы. Следует отметить, что сроки нахождения на отдельных должностях должны увязываться со сроками постоянного обучения.
Решение ситуации
На рис. 7.3 приводится карьерограмма менеджера по персоналу высшего звена управления.
Рис. 7.3. Карьерограмма менеджера по персоналу высшего звена управления