Государственная система управления трудовыми ресурсами

Ситуация: «Взаимодействие органов государственной службы занятости населения с кадровой службой предприятия»

Описание ситуации

На рис. 1.1 представлена схема взаимодействия Службы занятости Москвы и кадровой службы предприятия. На схеме показаны различные органы, подразделения, принимающие непосредственное участие в трудоустройстве населения (Служба занятости Москвы, Управление по труду и занятости округа Москвы (УТиЗ), Окружной совет конфедерации промышленников и предпринимателей, префектура, районная управа, трехсторонняя комиссия, предприятие и др.), а также перечислены основные направления работы Управления по труду и занятости каждого округа Москвы с предприятиями и некоторые функции их кадровой службы.

государственная система управления трудовыми ресурсами - student2.ru

Рис. 1.1. Схема взаимодействия службы занятости г. Москвы и кадровой службы предприятия: цифрами обозначены порядковые номера направлений работы УТиЗ округа, а буквами - основные функции кадровой службы предприятия

Постановка задачи

1. Изучить состав основных органов (комиссий, конфедераций), участвующих в процессе трудоустройства населения.

2. Изучить основные направления работы Управления по труду и занятости округа Москвы.

3. Изучить основные функции кадровой службы предприятия, связанные с высвобождением, трудоустройством своих работников или с планированием новых рабочих мест.

4. Провести анализ взаимодействия Службы занятости Москвы с предприятиями; эффективность их информационных взаимосвязей.

Методические указания

Для изучения и анализа данной ситуации следует воспользоваться материалом учебника «Управление персоналом организации» под редакцией А.Я. Кибанова (2-е изд., перераб. и доп.: ИНФРА-М, 2001, п. 1.7). Служба занятости города является составной частью органов Государственной службы занятости, деятельность которой регламентирована Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации».

1.4.2. Ситуация «Анализ численности студентов и преподавателей государственных вузов СССР и России»

Описание ситуации и постановка задачи

В табл. l.l представлены показатели численности студентов и преподавателей в государственных вузах России за ряд лет. Рассчитайте недостающие показатели, проанализируйте факторы, повлиявшие на ситуацию в сфере образования в различные социально-экономические периоды жизни СССР и России.

Показатели 1970 г. 1980 г. 1990 г. 1997 г. 2000 г. Темп роста 2000 г., % к 1970 г.
Число государственных вузов ?
Численность студентов, тыс. чел. - всего ? ? ? ? ? ?
в том числе: ?
вечерней формы ?
заочной формы ?
Прием студентов, тыс. чел. - всего ? ? ? ? ? ?
в том числе: дневной формы ?
вечерней формы ?
заочной формы ?
Численность профессорско-преподавательского состава в вузах госсектора, тыс. чел. - всего ?
в том числе: доктора наук нет данных 9,6 13,7 22,8 ?
кандидаты наук нет данных 92,4 125,4 ?
Удельный вес докторов и кандидатов наук в численности профессорско-преподавательского состава, % - ? ? ? ? ?

Глава 2. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Ситуация «Концепция управления персоналом»

Описание ситуации

Характеристика японского и американского подходов к управлению персоналом организации приведена в табл. 2.1.

Таблица 2.1

ЯПОНСКИЙ И АМЕРИКАНСКИЙ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ
ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ

Критерии организации работы Японский подход Американский подход
Основа организации Гармония Эффективность
Отношение к работе Главное - выполнение обязанностей Главное - реализация заданий
Конкуренция Практически нет Сильная
Гарантии для работника Высокие (пожизненный наем) Низкие
Принятие решений Снизу вверх Сверху вниз
Делегирование полномочий В редких случаях Распространено
Отношения с подчиненными Семейные Формальные
Метод найма После окончания учебы По деловым качествам
Оплата труда В зависимости от стажа В зависимости от результатов

Постановка задачи

В чем заключается специфика российского подхода к управлению персоналом? Опишите основные черты такого подхода, используя критерии, приведенные в табл. 2.1. Приведите два варианта: в условиях СССР и в настоящее время.



Наши рекомендации