Государственная система управления трудовыми ресурсами
Ситуация: «Взаимодействие органов государственной службы занятости населения с кадровой службой предприятия»
Описание ситуации
На рис. 1.1 представлена схема взаимодействия Службы занятости Москвы и кадровой службы предприятия. На схеме показаны различные органы, подразделения, принимающие непосредственное участие в трудоустройстве населения (Служба занятости Москвы, Управление по труду и занятости округа Москвы (УТиЗ), Окружной совет конфедерации промышленников и предпринимателей, префектура, районная управа, трехсторонняя комиссия, предприятие и др.), а также перечислены основные направления работы Управления по труду и занятости каждого округа Москвы с предприятиями и некоторые функции их кадровой службы.
Рис. 1.1. Схема взаимодействия службы занятости г. Москвы и кадровой службы предприятия: цифрами обозначены порядковые номера направлений работы УТиЗ округа, а буквами - основные функции кадровой службы предприятия
Постановка задачи
1. Изучить состав основных органов (комиссий, конфедераций), участвующих в процессе трудоустройства населения.
2. Изучить основные направления работы Управления по труду и занятости округа Москвы.
3. Изучить основные функции кадровой службы предприятия, связанные с высвобождением, трудоустройством своих работников или с планированием новых рабочих мест.
4. Провести анализ взаимодействия Службы занятости Москвы с предприятиями; эффективность их информационных взаимосвязей.
Методические указания
Для изучения и анализа данной ситуации следует воспользоваться материалом учебника «Управление персоналом организации» под редакцией А.Я. Кибанова (2-е изд., перераб. и доп.: ИНФРА-М, 2001, п. 1.7). Служба занятости города является составной частью органов Государственной службы занятости, деятельность которой регламентирована Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации».
1.4.2. Ситуация «Анализ численности студентов и преподавателей государственных вузов СССР и России»
Описание ситуации и постановка задачи
В табл. l.l представлены показатели численности студентов и преподавателей в государственных вузах России за ряд лет. Рассчитайте недостающие показатели, проанализируйте факторы, повлиявшие на ситуацию в сфере образования в различные социально-экономические периоды жизни СССР и России.
Показатели | 1970 г. | 1980 г. | 1990 г. | 1997 г. | 2000 г. | Темп роста 2000 г., % к 1970 г. |
Число государственных вузов | ? | |||||
Численность студентов, тыс. чел. - всего | ? | ? | ? | ? | ? | ? |
в том числе: | ? | |||||
вечерней формы | ? | |||||
заочной формы | ? | |||||
Прием студентов, тыс. чел. - всего | ? | ? | ? | ? | ? | ? |
в том числе: дневной формы | ? | |||||
вечерней формы | ? | |||||
заочной формы | ? | |||||
Численность профессорско-преподавательского состава в вузах госсектора, тыс. чел. - всего | ? | |||||
в том числе: доктора наук | нет данных | 9,6 | 13,7 | 22,8 | ? | |
кандидаты наук | нет данных | 92,4 | 125,4 | ? | ||
Удельный вес докторов и кандидатов наук в численности профессорско-преподавательского состава, % | - | ? | ? | ? | ? | ? |
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Ситуация «Концепция управления персоналом»
Описание ситуации
Характеристика японского и американского подходов к управлению персоналом организации приведена в табл. 2.1.
Таблица 2.1
ЯПОНСКИЙ И АМЕРИКАНСКИЙ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ
ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
Критерии организации работы | Японский подход | Американский подход |
Основа организации | Гармония | Эффективность |
Отношение к работе | Главное - выполнение обязанностей | Главное - реализация заданий |
Конкуренция | Практически нет | Сильная |
Гарантии для работника | Высокие (пожизненный наем) | Низкие |
Принятие решений | Снизу вверх | Сверху вниз |
Делегирование полномочий | В редких случаях | Распространено |
Отношения с подчиненными | Семейные | Формальные |
Метод найма | После окончания учебы | По деловым качествам |
Оплата труда | В зависимости от стажа | В зависимости от результатов |
Постановка задачи
В чем заключается специфика российского подхода к управлению персоналом? Опишите основные черты такого подхода, используя критерии, приведенные в табл. 2.1. Приведите два варианта: в условиях СССР и в настоящее время.