Аттестация и оценка персонала
В ходе аттестации оцениваются знания работника, профессиональные навыки, опыт, качество работы (эффективность трудовой деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т. п.). В результате проведенной проверки делается вывод о соответствии (несоответствии) работника занимаемой должности (выполняемой работе).
Например, в системе государственной службы понимает государственную проверку деловой квалификации служащего в целях определения уровня его профессиональной подготовки и соответствия занимаемой государственной должности, а также решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), в т. ч. очередного. Он отмечает, что аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности государственного органа по подбору, повышению квалификации и расстановке государственных служащих, определению уровня их профессиональной подготовки и повышению эффективности их деятельности.
Правовую основу проведения аттестации государственных гражданских служащих составляют:
1.Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
2.Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».
3.Правовой акт государственного органа о формировании аттестационной комиссии, определяющий состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.
Цель аттестации - определение соответствия государственного гражданского служащего замещаемой должности государственной гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.
Задачи аттестации:
- формирование кадрового состава государственной гражданской службы;
- повышение профессионального уровня государственных гражданских служащих;
- определение преимущественного права на замещение должности государственной гражданской службы при сокращении должностей государственной гражданской службы в государственном органе;
- изменение условий оплаты труда государственных гражданских служащих.
Аттестацию как правовое понятие можно рассматривать в нескольких аспектах: как правовой институт, как систему правоотношений. Правовая регламентация аттестации осуществляется с помощью системы нормативных правовых актов.
Существенные признаки аттестации государственных и муниципальных служащих является:
1) аттестация является обязательной процедурой для каждого государственного служащего (за исключением отдельных категорий служащих, установленных Законом), т. е. непрохождение данной процедуры в установленный срок является нарушением служебной дисциплины и рассматривается как дисциплинарный проступок, который влечет наложение на государственного служащего дисциплинарного взыскания;
2) является государственной процедурой. Она проводится в государственном органе, с которым у государственного служащего заключен служебный контракт или в другой, как правило, специализированной для этого организации.
3) объектом проверки является теоретические, практические знания и навыки служащего по занимаемой должности, а также его личностные качества, имеющее значение для прохождения государственной службы;
4) осуществляется периодически — один раз в три года (очередная), а внеочередная — в иные периоды, но реже установленных для очередной аттестации;
5) осуществляется специально создаваемыми для этого аттестационными комиссиями;
6) используются разнообразные формы проведения аттестации. При этом в Законе данные формы не определены. Этот вопрос находится в ведении государственных и муниципальных органов, в которых проводится аттестация. Практика показывает, что чаще всего аттестация проводится в трех формах:
собеседования,
экзамена (с экзаменационными билетами);
тестирования.
7) результатом аттестации является продолжение, изменение или прекращение служебного контракта, которое может сопровождаться прохождением переподготовки, повышения квалификации, стажировки или получением дополнительного образования гражданским служащим, а также изменение условий оплаты его труда.
Тестирование проводится в письменной форме. Тест составляется с учетом квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, и специфики должностных обязанностей и содержит от 10 до 40 вопросов. Каждый вопрос теста имеет не менее трех вариантов ответов, один из которых является правильным. В ходе тестирования не допускается использование гражданскими служащими специальной, справочной и иной литературы, письменных заметок, средств мобильной связи и иных средств хранения и передачи информации.
При проведении собеседования вопросы членов аттестационной комиссии аттестуемому гражданскому служащему должны быть по теме его профессиональной деятельности и касаться:
- уточнения моментов в части исполнения профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
- степени участия гражданского служащего в решении задач, поставленных перед органом государственной власти;
- соблюдения гражданским служащим служебного распорядка;
- планов гражданского служащего в области совершенствования профессиональной служебной деятельности;
других аспектов, направленных на оценку профессиональной служебной деятельности и личностных качеств аттестуемого гражданского служащего.
Метод профессиональной диагностики гражданского служащего по методу «360 градусов» - оценочного листа аттестуемого гражданского служащего, содержащего среднеарифметические результаты оценки гражданского служащего по выделенным критериям и показателям.
Оценка проводится:
- вышестоящим руководителем гражданского служащего (руководителем структурного подразделения, в котором гражданский служащий замещает должность);
- непосредственным руководителем (заместителем руководителя структурного подразделения, начальником отдела, входящего в состав структурного подразделения);
- коллегой из подразделения, в котором гражданский служащий замещает должность;
- работником, находящимся в подчинении аттестуемого гражданского служащего (в случае, когда аттестуемым является гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями);
- самим аттестуемым работником (самооценка).
С учетом особенностей гражданской службы показатели оценки, содержащиеся в оценочном листе, должны быть сформулированы исходя из показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определенных должностным регламентом гражданского служащего, и могут быть сгруппированы в 3 укрупненных критерия оценки:
1) «Продуктивность деятельности» - по данному критерию оцениваются показатели, определяющие достигнутый уровень выполнения должностного регламента:
- эффективное планирование работы (расстановка приоритетов в работе, порядок в документации);
- выполняемый объем работы (количество завершенной и текущей работы вне зависимости от качества);
- дисциплина (соблюдение служебного распорядка и сроков выполнения работы).
2) «Профессиональный уровень» - по данному критерию оцениваются показатели, определяющие:
- уровень профессиональных знаний, навыков и умений, входящих в определенные должностным регламентом квалификационные требования по должности, которую замещает аттестуемый гражданский служащий (владение современными технологиями работы с информацией и информационными системами; составление документов аналитического, делового и справочно-информационного характера; ведение делового и профессионального общения; анализ законодательства, разработка проектов правовых актов; проведение аналитической работы; подготовка профессиональных заключений, консультаций, рекомендаций; подготовка и проведение официальных мероприятий, заседаний, совещаний и других форм коллективного обсуждения; анализ и систематизация информации, документов; составление и исполнение текущих и перспективных планов) и т.д.;
- качество выполненной работы (тщательность и аккуратность, независимо от количества);
- ответственность (исполнение обязанностей в срок с минимумом контроля);
- самостоятельность (способность выполнять задания без жесткого контроля).
3) «Потенциал развития» - по данному критерию оцениваются показатели, характеризующие аттестуемого гражданского служащего с точки зрения его:
- стремления к саморазвитию, профессиональному самосовершенствованию;
- готовности работать в новых условиях, воспринимать новые идеи и подходы в работе;
- способности выдвигать новые идеи и рационализировать работу;
- способности организовать работу группы людей;
- готовности к должностному росту.