Глава 19. Часть 2. Города, как опорные точки радиально-сетевой структуры.
Сейчас мы с вами живём в эпоху жесткой централизации управления и вертикали власти. Ну, может быть, не такой жёсткой, как это было при Сталине или даже Александре Втором, но всё-таки это вполне себе пирамидальная система. А любая пирамидальная система, как мы с вами помним из 14 главы, создаёт поток всех энергий в сторону верхушки пирамиды, высасывая, таким образом, эту энергию из своего основания. И только осознанные, целенаправленные и волевые действия верхушки способны создать в пирамиде систему некоего обратного распределения, чтобы всё, что собирается наверху, опять, пусть частично, пусть и небольшими дозами, но всё-таки возвращалось вниз. Таким способом верхушка может обеспечить сохранность себе, иначе переизбыток энергии в одном месте системы и недостаток в другом обязательно создаст условия для неконтролируемого выброса этой энергии, а точнее, взрыва. Мы уже говорили, что именно так и возникают все революции и перевороты. Но нам нужна совсем иная система устройства общества, та, которая позволит в принципе уйти от неравномерности распределения энергий, но, одновременно, и позволит добиваться быстрого исполнения принятых решений на уровне всего государства. Некий гибрид радиально-сетевой и пирамидальной структур управления, точнее, такого состояния, в котором на радиально-сетевой системе можно выстроить отдельные маленькие пирамиды, без риска того, что какая-то из них начнёт разрастаться и в результате затягивать в себя всё, что плохо прикреплено.
Поэтому нам необходимо будет поменять роль городов, в первую очередь, как мест, откуда рождается управленческие сигналы. Мы должны сохранить роль поселений, как источников управленческого сигнала, так, чтобы каждое поселение было максимально самодостаточным в своём управлении, и чтобы у нас именно города были при поселениях, а не наоборот, как это существует сейчас и существовало ещё минимум 700 лет до этого (начиная где-то с XV века, когда роль городов перевесила роль поселений, а князья окончательно перестали быть выборными). Для осуществления этого нужно, чтобы некие конгломераты поселений делегировали в города часть своих нужд, чтобы можно было их решать сообща быстро и качественно, имея определенные точки сборки.
Итак, какие же нужды придётся делегировать в города поселениям:
- Создание определенных подразделений, призванных справляться с чрезвычайными ситуациями: крупными пожарами, паводками, иными наводнениями, землетрясениями, засухой, последствиями ураганов, иными природными и техногенными катастрофами. Сейчас у нас такую функцию выполняет МЧС, в принципе, нет никаких возражений, чтобы оставить эту структуру в рамках всего государства.
- Защита территории поселений от вторжения захватчиков извне страны. Сейчас эту роль выполняет армия, и армия может быть последней структурой, в которой отменят принцип единоначалия, хотя некоторые признаки более свободного управления, некоторого внедрения радиально-сетевой системы в пирамиду армии мы уже видим сейчас, прямо на современных полях сражений, когда воюют не широким фронтом, а множеством мобильных автономных групп. Ну, о будущем устройстве армии мы ещё поговорим.
- Обеспечение безотказной работы всех транспортных потоков, в первую очередь системы Sky Way, а потом уже железнодорожного, воздушного, водного и автомобильного транспорта. Не думаю, что люди вообще откажутся от личных средств передвижения, автомобили явно останутся, но в большей степени из разряда городского и дальнешоссейного транспорта перейдут в разряд транспорта для пересеченной, сельской и лесной местности и спортивного туризма. То есть, мало кто станет ездить в город на работу на своём автомобиле, когда можно будет гораздо быстрее, удобнее и дешевле доехать на модуле системы Sky Way, однако за картошкой на своё поле или за грибами в лес всё-таки проще будет добраться на авто. Пусть они и станут в большей степени электроприводными.
- Получение высшего и среднего специального образования, научная деятельность. Если в каждом поселении можно организовать школы, то вот уже колледжи, техникумы, университеты и научно-исследовательские институты не организуешь. Я кстати, не очень согласен с видением некоторых западных специалистов о том, что в будущем всё образование переместится в сферу он-лайн. Во-первых, роль личности преподавателя и непосредственного общения с ним никто не отменял. Во-вторых, учиться коллективом, в группе, оказывается более продуктивно, чем поодиночке. Здесь чётко срабатывает влияние эгрегоров и создание коллективного ментального поля. В-третьих, студенчество, особенно университетское – это, наверное, самый интересный период жизни, и я не думаю, что люди будут готовы отказаться от такого приключения. Ну и, в-четвёртых, именно из студенческих групп, из взаимодействия с преподавателями начинает выкристаллизовываться будущая научная гвардия. Поэтому, города в первую очередь и будут нужны, чтобы являться учебно-научными центрами. А вот все производственные площадки, и все энергостанции должны будут покинуть пределы городов и образовать собственные конгломераты.
- Также в городах останутся все места культурного досуга, просвещения и развлечения людей. Это и театры, и музеи, и выставочные комплексы, это большие спортивные дворцы, стадионы, это архитектурные и скульптурные памятники, это парки, катки, площадки для фестивалей и больших ярмарок, это и большие торгово-развлекательные комплексы. Думаю, что несмотря на активный переход на он-лайн торговлю, желание пройтись в выходные по магазинчикам, всяким лавочкам, бутикам, посидеть в кафешке у людей, особенно у женщин и детей, останется.
- В городах будут сосредоточены службы донесения информации до людей: телевидение, радио, интернет, издания, ну, или точнее, информационные холдинги, соединяющие в себе все эти инструменты. В городах же будут находиться все электронные и бумажные архивы, в том числе и библиотеки.
- В городах будут функционировать отделения Научного Арбитража государства, о чьих функциях написано в главе 18.
- Ну и ещё в городах придётся сохранять усиленную службу охраны порядка и законности, а также службу исполнения наказаний. То есть это будет уже государственная полиция, следственные органы, прокуратура, тюрьмы. Надеюсь, всё-таки, что эти службы, особенно исполнения наказаний, в нашем светлом будущем будут весьма малочисленны. И предпосылки к этому есть, ещё раз повторюсь, что правильное образование, воспитание и раннее раскрытие потенциала человека, установление общества справедливости существенно поможет сократить появление людей, склонных к нарушению законов, насилию и садизму. Какой бы не был Советский Союз, но в 50-60-70 годы и даже до середины восьмидесятых преступность у нас была очень низкая. А ведь именно тогда старались проявить способности человека, образование было бесплатным, было множество Домов Пионеров, Детского творчества, кружков и секций, ну и была, пусть и своеобразная, но всё-таки какая-то справедливость.
Разумеется, для того, чтобы всё это в городе могло нормально и комфортно существовать, понадобится достаточное количество людей, обеспечивающих обслуживание всего вышесказанного. Это и коммунальные службы, и бытовые услуги, это пекарни, кафе, столовые, рестораны, это иные люди, создающие удобства, строящие и осуществляющие ремонт. Однако, всё-таки, нам необходимо законодательно ограничить количество людей, постоянно проживающих в городах. Иначе, если этого не сделать, то города опять начнут работать как гигантские пылесосы, затягивающие в свои недра все близлежащие окрестности. Посмотрите, что сейчас происходит с Москвой или Питером. Они ширятся, разрастаются, и если не остановить их рост, то они скоро поглотят в себя большую часть населения России. А это крайне опасно в стратегическом и оборонном аспекте существования страны. Значит, нам нужно ограничить численность людей в городах уездного, районного значения – до 500000 тысяч, губернского, волостного значения – до 1000000 человек, столичного значения – до 3000000 человек постоянно находящихся в них жителей. Право постоянного, но не более 5 лет единовременного проживания в городе должны иметь: студенты, полицейские, следователи, прокуроры, сотрудники службы МЧС, работники тех предприятий, где работа производится круглосуточно. Все остальные, кроме князя города, его службы, членов Совета Мудрых города и их службы, должны проживать в поселениях, а в город приезжать на работу. Разумеется, при каждом университете, колледже, театре и прочих учреждениях должно быть организовано жильё для временного проживания на период проведения действий, требующих почти постоянного присутствия: научных экспериментов, репетиций, создания фильмов, ремонта старых и построения новых зданий, дорог, транспортных, логистических и информационных узлов.
Поскольку в городах будут свои постоянные жители, то здесь тоже будут школы, детские сады, больницы, поликлиники, оздоровительные центры, спортивные центры, бассейны и прочие учреждения, необходимые для удобной жизни. Как мы уже говорили, всё образование и медицинское обслуживание в нашей стране должно быть бесплатным, тут никаких сложностей и разночтений возникать не должно. Вопросы могут возникать только относительно оплаты коммунальных услуг, а также платы за использование общегородских спортивных и оздоровительных центров, а также Домов культуры для взрослых. Поскольку даже сейчас в нормальной общемировой практике есть общежития для студентов, в которых они живут за государственный счёт, а также при всех учебных заведениях имеются свои бесплатные спортивные и оздоровительные центры для студентов и преподавательского состава, то вопрос оплаты существования студентов перед нами не стоит. Всё функционирование государственных учебных заведений будет оплачиваться государством. Так же, как бесплатными должны быть студенческие столовые.
Ну, а использование подобных городских учреждений (спортивных и оздоровительных центров, домов культуры, прочего), также как оплата коммунальных услуг, транспорта, посещение музеев, театров, кино, выставок и прочих развлекательных площадок должно оплачиваться жителями города, людьми, работающими в городе, а также туристами и гостями города по установленным тарифам. Впрочем, во власти Совета Мудрых города и Князя будет менять оплату или делать бесплатными те же музеи, выставки и Дома культуры.
Для того, чтобы города могли нормально и безбедно жить, их бюджет должен складываться из определенной части автоматического сбора налога с покупок, сделанных на территории уезда или волости, а также части налога с прибылей государственных корпораций и предприятий, расположенных на этих же территориях. Плюс, каждый постоянный взрослый житель города, имеющий право голосовать, должен уплачивать ежегодный городской сбор, размер которого определяется Советом Мудрых города. Тем не менее, всё образование, наука и медицинское обслуживание относятся только к прерогативе государственного бюджета, чтобы не было так, что в одном городе детские сады, школы, больницы, университеты нищие, а в других не будут знать, на что бы ещё потратить деньги. Всё финансирование должно выделяться пропорционально количеству учащихся, или жителей данного населенного пункта в случае лечебных учреждений.
Как и в поселениях, высшим органом управления городом будет Совет Мудрых. Для уездного города Совет Мудрых – это 12 членов, 6 мужчин и 6 женщин, для губернского – 16 членов, 8 мужчин и 8 женщин. То же самое, 16 членов Совета Мудрых и для столиц, больше не надо, а то при большем количестве людей трудно будет приходить к единому видению и выносить единое решение по необходимым вопросам. Также, как и поселениях, Совет Мудрых предлагает к выбору три кандидатуры Князя города, только за условием того, что Князем Города может быть только тот, кто уже был Князем Поселения. Заметьте, что полностью у нас уходят такие в прошлое такие персонажи, как управители областей, как это существует, например, сейчас, когда у нас есть мэр Москву и губернатор Московской области. Они просто будут не нужны при предлагаемой структуре управления, подразумевающей гораздо большую ответственность и самостоятельность на местах, в поселениях.
Вопрос голосования. Механизм такой же, как в поселении, но здесь каждому взрослому человеку (старше 25 лет) принадлежит один голос, а не как в поселении, один дом – один голос. В городах атомарность людей всегда будет намного выше, чем в поселении, много будет людей одиноких, здесь труднее отследить, кто к какой ячейке относится.
Распределение властных полномочий между Советом Мудрых и Князем будет таким же, как и в поселении, только в ведение Князя ещё добавится контроль за деятельностью всех транспортных систем уезда или волости, МЧС, полиции, следственных органов, помощь в работе Научного Арбитража, а также обеспечение жизнедеятельности всех высших и средне-специальных учебных заведений. Армия, прокуратура подчиняются высшим органам власти Государства. Количество людей в аппаратах Совета мудрых и Князя города будет зависеть от количества жителей города и его величины.