Устройство асинхронного двигателя

Так же, как и электрические двигатели других типов, асинхронный двигатель имеет ротор и статор (рис. 2.14).

Устройство асинхронного двигателя - student2.ru

Рис. 2.14. Асинхронный двигатель:

1 – ротор; 2 – статор

Статор двигателя (рис. 2.15) содержит сердечник-магнитопровод 1 и три обмотки 2. Каждая обмотка содержит много катушек. Сердечник чаще всего, но не всегда, заключен в корпус 3. Концы обмоток выведены в клеммную коробку 4.

Устройство асинхронного двигателя - student2.ru Устройство асинхронного двигателя - student2.ru

Рис. 2.15. Статор асинхронного двигателя:

1 – сердечник; 2 – обмотка; 3 – корпус; 4 – клеммная коробка; 5 – выступ

Сердечник 1 сделан из тонких листов электротехнической (магнитомягкой) стали. Листы имеют изолирующее покрытие и собраны в пакет. Такая конструкция исключает появление токов Фуко, разогревающих сердечник. В листах сердечника имеются пазы, в которых находятся провода обмоток 2. По торцам сердечника расположены лобовые (не рабочие) части обмоток. Число полюсов 2p (или пар полюсов p) и частота питающего напряжения определяют так называемую синхронную, без учета скольжения, скорость двигателя. При частоте f = 50 Гц стандартные синхронные скорости двигателей равны:

n0 = 3000об/мин при р = 1;

n0 = 1500 об/мин при р = 2 (самые распространенные двигатели);

n0 = 1000 об/мин при р = 3;

n0 = 750 об/мин при р = 4.

Действительная, номинальная скорость двигателей отличается от синхронной на 50…300 об/мин. Например, при n0 = 3000 об/минскорость двигателя может быть nдв = 2800 об/мин.

воздух
Корпус 3 чаще всего изготавливают из алюминиевого сплава и оснащают ребрами для увеличения поверхности теплоотдачи. Магнитопровод ротора двигателя (рис. 2.16) так же, как и статор, выполнен шихтованным (послойно собранным) из листов 1 электротехнической стали.

А-А
ток
Устройство асинхронного двигателя - student2.ru

Рис. 2.16. Магнитопровод ротора асинхронного двигателя:

1 – лист; 2 – стержень; 3 – колесо; 4 – кожух; 5 – ребро

Обмотка ротора имеет вид алюминиевых стержней 2, замкнутых по концам ротора алюминиевыми кольцами, – короткозамкнутая обмотка типа «беличье колесо».

Охлаждение двигателя осуществляется, как правило, путем самовентиляции. Для этого на второй, не рабочий конец вала насаживают колесо 3 центробежного вентилятора. Кожух 4 организует поток воздуха от вентилятора вдоль ребер 5 корпуса статора. Если двигатель используется при малых скоростях вращения и собственный центробежный вентилятор не эффективен, двигатель охлаждают внешним вентилятором.

Двигатель можно включить в сеть по разным схемам (рис. 2.17). В табличке на корпусе каждого двигателя обозначается, какому напряжению (220 В, 380 В) должно соответствовать то или иное включение обмоток. На этой же табличке обозначают типоразмер двигателя, номинальные мощность, скорость, ток, коэффициент мощности cos φ (зависит от индуктивности обмотки), относительную продолжительность включения ПВ, тип защиты, класс изоляции.

Устройство асинхронного двигателя - student2.ru

а б

Рис. 2.17. Схемы включения асинхронного двигателя:

Устройство асинхронного двигателя - student2.ru а – треугольником (D); б – звездой ( )

Важно помнить, что при одинаковой мощности размеры двигателя (диаметр D) существенно зависят от номинальной скорости (рис. 2.18), т. к. мощность

Устройство асинхронного двигателя - student2.ru (2.12)

где F – сумма магнитодвижущих сил.

Поэтому Устройство асинхронного двигателя - student2.ru (при Устройство асинхронного двигателя - student2.ru ).

Устройство асинхронного двигателя - student2.ru

n0 = 750 об/мин n0 = 1500 об/мин n0 = 3000 об/мин

Рис. 2.18. Соотношение номинальной скорости и размеров двигателя

При питании двигателя от стандартной сети f = 50 Гц, скорость двигателя не может быть больше n0= 3000 об/мин, соответственно есть предел уменьшения габаритов. Дальнейшее уменьшение габаритов возможно при питании с частотой более 50 Гц. Например, в самолетах бортовая сеть имеет частоту 400 Гц.

Наши рекомендации