Оптимизация контуров регулирования
Оптимизация контура тока якоря и скорости осуществляется так же, как в однозонном ЭП. При большом диапазоне регулирования во второй зоне, т.е. за счет ослабления поля двигателя, требуется проводить линеаризацию контура скорости с целью поддержания коэффициента в контуре скорости на одном и том же уровне при различных потоках двигателя.
Оптимизация подсистемы, осуществляющей регулирование потока двигателя, начинается с внутреннего контура потока.
Оптимизация контура потока
Структурная схема контура потока представлена на рисунке 5.56.
Рисунок 5.56 |
Оптимизацию проводим, полагая наличие датчика потока. Оптимизация на МО
Wкпp(p)=Wpп(p)
= ;
Wрп(р)=
.
Рисунок 5.57 |
Получим ПИ-регулятор потока.
.
С ПИ-регулятором контур потока является астатическим как по заданию, так и по возмущению. Возмущение – изменение напряжения. Настройка контура является оптимальной только в одной расчетной точке при фиксированных Кп, ТвS, Твт (см. рисунок 5.57).
Передаточная функция объекта
W0 (p) = ;
К0 = .
Постоянная времени обмотки возбуждения
Тв = Lв/Rв,
где Lв = – индуктивность обмотки возбуждения.
Y = 2рwФ,
где Y – потокосцепление;
р – число пар полюсов;
w – число витков на полюс;
Ф – поток.
Тогда индуктивность обмотки возбуждения равна
,
где Кп – динамический коэффициент передачи магнитной цепи двигателя.
Тв = Lв/Rв = 2pwKп/Rв;
ТвS = 1,1Тв.
Передаточная функция объекта будет равна
W0(p) = .
Если w< , то членами в скобках можно пренебречь и передаточная функция объекта W0(p) = .
Если <w< , то W0(p) = ,
где Ти = .
Если w> , то W0(p) = .
Для диапазона частот w> в выражении W0(p) есть две переменных величины: W0(p) = f(Кп,ТвS).
Тв = Lв/Rв = 1,1×2pwKп/Rв;
.
Получили выражение для передаточной функции объекта, которая остается постоянной и не зависит от рабочей точки на кривой намагничивания (КНМ). Поэтому частота среза разомкнутого контура потока также будет оставаться неизменной при изменении рабочей точки на кривой намагничивания. То есть, в соответствии с рисунком 5.58, положение участка с наклоном –20дБ/дек остается неизменным.
Изменение рабочей точки на КНМ изменяет положение низкочастотного участка ЛАЧХ контура, который достаточно удален от частоты среза и поэтому существенного влияния на настройку контура не оказывает, т.е. контур остается оптимальным практически во всех рабочих точках.
Рисунок 5.58 Рисунок 5.59 |
Изменение ЛАЧХ объекта при настройке регулятора положения в точке с минимальным потоком изображено на рисунке 5.59.
Если ТвS >>Тm, то вместо ПИ-регулятора положения можно применить более простой П-регулятор. С этим П-регулятором характер переходных процессов будет практически такой же, но система будет статической и по заданию и по возмущению.
Wрп(р) = ;
.
Определим ошибку по заданию
.
Величина ошибки будет менее 5% при ТвS>>20Tm.
Для непосредственного измерения потока двигателя необходимы либо датчики Холла, либо специальные обмотки, которые закладываются в пазы статора. Проще измерить поток косвенно по сигналу датчика потока возбуждения.