Характеристика блоков хранения информации в трехкомпонентной модели памяти
Сенсорный регистр | Кратковременная память | Долговременная память | |
Ввод информации | механизм предвнимания | внимание | проговаривание |
Представление информации | след сенсорного воздействия | акустическая или артикуляционная, возможно, зрительная и семантическая | в основном семантическая |
Объем хранящейся информации | большой | маленький | предел неизвестен |
Забывание информации | угасание | вытеснение, возможно угасание | возможно, отсутствует |
Время сохранения | порядка 1 с | порядка 30 с | от нескольких минут до нескольких лет |
Извлечение информации | считывание | поиск | возможно поиск |
Структура памяти | неассоциативная | неассоциативная | ассоциативная |
Большую роль при запоминании играет направленность на прочность запоминания. Экспериментально доказано, что если перед человеком ставится задача запомнить материал на короткий срок или надолго, то во втором случае материал хранится более длительное время, чем в первом.
Обычно считается, что память обращена только к прошлому. Между тем, как показывают исследования, ее важнейшей детерминантой является предвидение возможных событий (прогнозирование) и планирование предстоящей деятельности. Иначе говоря, объем и точность запоминания зависит не только от того, что человек делал в прошлом, но и от того, что он предполагает делать в будущем. В экспериментально-психологических исследованиях было выявлено влияние вероятностного прогнозирования на непреднамеренное запоминание событий [94]. Предсказания и планы образуют как бы своеобразную координатную систему (систему «опорных точек»), относительно которой оцениваются действительные исходы событий. Эта система, определяемая стратегией прогнозирования, запоминается в первую очередь и служит как бы канвой для непреднамеренного запоминания действительных событий. Иначе говоря, запоминание происшедшего события зависит от того, насколько точно оно было предсказано.
Забывание— довольно сложный и неравномерный процесс. Кривая забывания характеризуется прежде всего стремительным падением вниз, сразу же в первые часы после запоминания материала. Оказалось, что усвоенная информация наиболее значительно уменьшается за первые девять часов: со 100% она падает до 35%. Потеря информации составляет более двух третей от первоначального объема. Соответствующие подсчеты показывают, что процент сбережения усвоенного материала обратно пропорционален логарифму времени (рис. 12.2).
В психологии выделяют три вида забывания:
1) потеря информации из-за того, что она не используется;
2)потеря информации в результате интерференции (проактивной и ретроактивной);
3)забывание, обусловленное мотивацией.
Считается, что причиной первого вида забывания является «стирание следов» в нервной системе. Второй вид обусловлен действием закона индукции нервных процессов (отрицательной индукцией, т. е. развитием процесса торможения под влиянием возбуждения).
Проактивное торможение возникает как результат влияния предшествующей деятельности на последующую (информация, запомненная во время деятельности, которая уже закончена, мешает запоминанию новой информации). Ретроактивное торможение — это отрицательное влияние последующей деятельности на предшествующую (новая информация как бы подавляет старую).
Рис. 12.2. Типичная форма кривой забывания (по Эббингаузу).
Третий вид забывания выражается в том, что из памяти человека исключается тот материал, который противоречит мотивам деятельности (например, человек старается забыть то, что ему неприятно). Потеря нформации в кратковременной памяти связана главным образом со «стиранием следов», в долговременной — с нарушением системы кодирования информации.
Важное условие перевода информации из кратковременной памяти в долговременную — повторение запоминаемого материала. Одним из средств, препятствующих забыванию, является обзор (краткое воспроизведение) прошлого материала перед сообщением новых заданий.
Воспроизведение — процесс извлечения информации, хранящейся в памяти. Обычно мы судим о свой--ствах памяти по тому, насколько полно и точно человек воспроизводит запомненную информацию. Так же как и запоминание, воспроизведение может быть преднамеренным (произвольным) и непреднамеренным (непроизвольным). В первом случае воспроизведение выступает как целенаправленный процесс восстановления хранимой информации. Иногда он связан с преодолением определенных затруднений. Во втором случае информация как бы всплывает сама собой. Эффективность воспроизведения, как преднамеренного так и непреднамеренного, существенно зависит от организации хранимой информации. Воспроизведение — это не просто механическая калька запомненного, а сложный процесс, включающий определенное преобразование информации. При произвольном воспроизведении человек пользуется определенными приемами поиска информации в памяти.
Экспериментально показано, что в условиях общения человека с другими людьми воспроизведение бывает более полным и точным по сравнению с воспроизведением в условиях индивидуальной деятельности [92]. Стратегия поиска хранящейся в памяти информации в условиях общения также оказывается иной.