Методы и средства изучения трудовой деятельности человека
Объект изучения | Метод и методика | Используемые средства |
Рабочие движения и трудовые операции | Циклография, фото- и киносъемка (обычная и стереоскопическая), тензометрия и стробофотография | Фото- и киноаппараты, видеомагнитофоны, тензодатчики, самописцы, эргографы |
Функции зрительного анализатора | Исследование остроты зрения, определение контрастной чувствительности, определение скорости зрительного восприятия, исследование движений глаз | Таблицы, адаптометры, диски Максвелла, тахистоскопы, аномалоскопы, периметры, киноаппараты, анализаторы движений глаз, электроокулографы, измерители реакции |
Функции слухового и тактильного анализаторов | Проверка разборчивости речи, аудиометрия, эстезиометрия | Аудиометры, циркуль Вебера, эстезиометры |
Функции двигательного аппарата | Эргография, динамометрия, координометрия, электромиография | Эргографы, динамометры, тремометры, суппорты, ко-ординометры, электромиографы, многоканальная био РТС «Вега», интеграторы |
Функции психомоторики | Усвоение программы психомоторных действий | Адаптроны, аппарат группового исследования психомоторики |
Обмен веществ и теплообмен | Определение водного баланса, термометрия тела и кожи, определение теплоотдачи, определение основного обмена | Медицинские весы, термометры и термокамеры, теплохронорефлексометры, радиометры, спирографы |
Функции внимания и памяти | Тахистоскопия, корректурные пробы | Тахистоскопы, бланковые и аппаратурные психологические тесты |
Исследование групповой деятельности | Исследование влияния каждого члена группы на ход совместной работы, исследование совместимости и сработанности группы | Гомеостаты, кибернометры с мягкой и жесткой связью, социометрические тесты |
управляемые ЭВМ. Весьма эффективным является также применение телевизионных тахистоскопов, изготавливаемых на базе промышленных телевизионных установок. К их преимуществам относится возможность работы при малой освещенности (до 0,1 лк) и возможность изоляции испытуемого от помех.
Для проведения коллективных экспериментов применяются проекционные тахистоскопы, представляющие собой специально оборудованные диапроекторы. Тахистоскопы различаются также количеством независимо работающих каналов предъявления информации. Тахистоскопы находят широкое применение в исследованиях восприятия, опознания, памяти и других познавательных процессов [173].
Рис. 10.1. Структурная схема рефлексометра.
Рефлексометром называется прибор, предназначенный для измерения времени выполнения оператором тех или иных действий. В отличие от механических вре-мяизмерительных устройств (например, секундомеров, часов) рефлексометр автоматически запускается в момент предъявления сигнала (команды) к началу действия и выключается после выполнения обусловленного действия оператором. Для осуществления этого в каждом конкретном случае индивидуально разрабатывается и изготавливается простейший блок управления на базе бесконтактных или электромагнитных реле. Структурная схема такого прибора приведена на рис. 10.1. При необходимости ведения исследования в быстром темпе к блоку управления может быть подключено автоматическое програмное устройство (АПУ), а результаты через транскриптор выведены на цифропечать.
Адаптометр (от лат. adapte — приспособляю и metron — мера) служит для измерения световой чувствительности глаза в процессе темновой адаптации, то есть в процессе постепенного привыкания глаза к темноте. Адаптрон построен на принципе измерения порога светового раздражения зрительного анализатора путем предъявления точно дозированных световых воздействий. Прибор позволяет установить минимальную интенсивность светового раздражителя, вызывающую у испытуемого ощущение света при данных условиях. Яркость тестового объекта может меняться в очень большом диапазоне, что позволяет исследовать изменение чувствительности и, следовательно, ход темновой адаптации как нормального глаза, так и при глазной патологии.
Аудиометр (от лат. audio — слышу и греч. metron — мера) представляет специальный электроакустический прибор для исследования слуха. Сам процесс исследования называется аудиометрией. По сравнению с другими методами исследования слуха (речью, камертонами, свистками и др.) аудиометрия имеет ряд преимуществ: позволяет дозировать интенсивность звуковых сигналов в общепринятых единицах — децибелах, производить исследование почти всех звуковых частот, воспринимаемых человеком, и осуществлять ряд функциональных проб (исследование пороговой дифференциальной чувствительности, интенсивности, маскировки и т. п.). Аудиометрия позволяет довольно точно охарактеризовать функциональное состояние слухового аппарата, а отчасти, и его функциональные возможности. Аудиометрию проводят в звукоизолированных камерах; результаты заносят на специальные бланки — аудиограммы. В зависимости от подаваемого сигнала и метода регистрации различают тональную, шумовую, автоматическую и рефлекторную аудиометрию [148].
Эргометры и эргографы (от греч ergon — работа и grappho — пишу) используются для изучения работы мышц человека, определения величины мышечной работоспособности, регистрации движений рук и ног человека. Графическая запись результатов исследования с помощью этих приборов называется эргограммой. С ее помощью определяю величину и мощность проделанной работы. Особенности эргограммы зависят от величины груза, быстроты ритма и состояния нервной системы работающего.
Определение моторных характеристик осуществляется также с помощью таких приборов, как кинематометр, тремометр, координометр. Кинематометр позволяет определить чувствительность кинестетического анализатора человека (ощущение положения руки в пространстве). Тремометр применяется для оценки точности движений. Координометры обеспечивают измерение координации движений рук. Простейшей моделью координометра является суппорт от токарного станка. Испытуемый, оперируя одновременно или по очереди двумя рукоятками, перемешает ствол суппорта, на котором заложена пластина с фигурной щелью (траекторией), так чтобы неподвижный штифт не касался ее краев. Оцениваются те же параметры, что и в тремометре [173]. Для изучения групповой деятельности применяются приборы типа гомеостат и кибернометр.
Полиграф представляет прибор, предназначенный для одновременной регистрации и анализа нескольких физиологических характеристик человека. Его применение позволяет реализовать на практике полиэффекторную методику исследования функционального состояния оператора. В результате оказывается возможным судить об особенностях изучаемой деятельности, установить корреляции между характером внешних сигналов и ответными реакциями на них. Преимуществом полиграфа является и то, что с его помощью создается возможность разграничить те сложные функциональные системы, в которые регистрируемая частная реакция входит в качестве одного из компонентов. На принципе полиграфа построен такой широко известный прибор, каким является детектор лжи [148].
Рассмотренные приборы (а их перечень можно было бы продолжить) выпускаются, как правило, серийно и находят широкое применение в инженерно-психологических исследованиях. Однако они далеко не полностью удовлетворяют потребностям практики, поэтому помимо них возможно применение несерийной аппаратуры, которую условно можно разделить на две группы.
К первой группе относятся схемные решения и способы исследований, защищенные авторскими свидетельствами на изобретателя. Их отличительная черта — элемент новизны по сравнению с ранее существующими устройствами и способами. В зависимости от целей изобретения авторские свидетельства на устройства и способы изучения и анализа деятельности оператора можно, в свою очередь, разделить на две группы. В первой из них целью изобретения является совершенствование схемных решений (упрощение схемы, повышение эксплуатационных и технических характеристик ее работы и т. п.) по сравнению с ранее существующими вариантами. Инженерно-психологические аспекты в этих авторских свидетельствах практически не отличаются от ранее существующих решений. Целью авторских свидетельств второй группы является расширение функциональных возможностей предлагаемых устройств по сравнению с прототипами (применение новых методов регистрации психофизиологических данных, контроля уровня подготовки операторов, организации тренировок и т. п.). Элемент новизны носит здесь прежде всего инженерно-психологический аспект. Применение таких устройств и способов позволяет реализовать на практике новые инженерно-психологические принципы и рекомендации. Авторские свидетельства этого класса можно разделить на следующие виды: устройства и способы изучения психофизиологических характеристик человека, устройства для обучения и тренировок операторов, устройство контроля работоспособности и состояния операторов, способы и устройства анализа речевых сигналов [173].
Ко второй группе принадлежат приборы единичного (мелкогруппового) изготовления. Многие из них не имеют элементов новизны в схемных решениях, поэтому не являются изобретениями. Однако в отличие от большинства приборов первой группы (авторских свидетельств) каждый из приборов второй группы реально изготовлен в одном или нескольких экземплярах и был применен при проведении тех или иных исследований. Описанию аппаратурно-экспериментальных методик проведения инженерно-психологических исследований посвящен целый ряд работ. Однако их анализ показывает, что наибольшее внимание уделяется разработке приборов узкого назначения, предназначенных для исследования отдельных закономерностей деятельности оператора: влияния различных факторов на его надежность [24, 192], закономерностей процесса слежения [40, 108, 109, 111, 201], возможности оценки функционального состояния оператора психологическими и физиологическими методами [96, 108, 109, 112, 188], отдельных сторон групповой деятельности [32, 54, 125], изучения закономерностей процесса принятия решения оператором [27, 87, 150] и др.
Ряд приборов и устройств предназначен для комплексного изучения и моделирования в лабораторных условиях целостной деятельности оператора как сравнительно простой (например, экскаваторщика [8]), так и более сложной в психологическом плане (имитационные комплексы «Уникод» [173] и «Оператор» [139] для моделирования деятельности оператора АСУТП). В практике проектирования СЧМ находят применение шаблоны и макеты для отработки конструкции рабочего места и стенды для динамического макетирования лицевых панелей пультов управления [10].
В качестве примера более подробно остановимся на двух конкретных аппаратурных разработках, нашедших широкое применение в инженерно-психологической практике. Одной из них является прибор АГИП (аппарат группового исследования психомоторики). Он позволяет одновременно обследовать группу до 24 человек; при этом можно измерять параметры следующих психомоторных процессов: сенсомоторных реакций, выполняемых одной или двумя руками; сенсомоторной координации, осуществляемой в условиях визуальных помех; сенсомоторной координации, осуществляемой при повышенном темпе предъявления сигналов (дефицит времени).
Прибор состоит из следующих составных частей: пульта управления экспериментом (ПУЭ) с программным устройством, пульта обследуемого (ПО), светового табло (СТ) со светосигнальными полями зрительных сигналов (рис. 10.2). На пульте управления расположены тумблеры для включения помех, переключения скорости прохождения программы, переключения режима работы (ручной или автоматический), избирательного включения ламп на световом табло. Световое табло служит для отображения световых сигналов, посылаемых с ПУЭ вручную или автоматически. На СТ расположено 26 сигнальных ламп, светящихся разным цветом. Поле СТ поделено пополам: справа и слева находится по 13 сигнальных ламп, реагировать на которые необходимо соответственно правой или левой рукой. Лампы в каждой половине размещены в определенном порядке с таким расчетом, чтобы задавать направления движений рук. Красные лампы (4) указывают направления движения рычагов ПО; зеленые (5) являются сигналом для возвращения рычагов ПО в исходное состояние; белые (6) служат для создания
Рис. 10.2. Аппарат группового исследования
психомоторики: а — световое табло; б — пульт
оператора.
зрительных помех. Пульты обследуемых (24 штуки) содержат рычаги (3) для воспроизведения движений руки, счетчик (2) для фиксации времени реакции обследуемого и 16 клемм (4) по восемь штук вокруг каждого рычага, расположенных в соответствии с размещением сигналов на обеих половинах СТ. Задача оператора заключается в определенной манипуляции рычагами в соответствии с заданной инструкцией [214].
Другим примером аппаратурной методики исследования деятельности оператора является ДПФИ (дистанционный прибор для физиологических исследований). Прибор предназначен для измерения характеристик зрительного, слухового и двигательного анализаторов, а также основных характеристик, определяющих состояние организма человека. К ним относятся: время простой сенсомоторной реакции на звуковой (частотой 1000 Гц) и световой раздражитель; время сложной реакции на комплекс световых сигналов; чувствительность и подвижность зрительного анализатора по критической частоте слияния мельканий (КЧСМ) и порогу возникновения ощущения света (фосфена), а также критической частоте исчезновения мелькающего фосфена (КЧИФ) при электрическом раздражении зрительного анализатора; статическая и динамическая (скорость простых движений — темпинг-тест) мышечная выносливость; скорость и точность координированных движений; частота и амплитуда тремора (мелких колебаний расслабленных мышц); электрическое сопротивление кожи.
Конструктивно прибор выполнен в виде двух частей: пульта экспериментатора и пульта испытуемого. С пульта экспериментатора подаются команды и сигналы на пульт испытуемого для контроля ответных реакций. Измерение характеристик из перечня заложенных в приборе методик может производиться в любой последовательности. Для достижения связи экспериментатора с испытуемым пульты, разнесенные на расстояние до 50 м, соединяются электрическим кабелем. Это позволяет избежать субъективного влияния присутствия экспериментатора на процесс исследования, размещать испытуемого на реальном рабочем месте (в кабине, отсеке, аппаратном помещении, у пульта управления и т. п.) и измерять характеристики человека в кратковременных перерывах деятельности даже в реальных условиях труда [184, 199].
Все рассматриваемые до сих пор приборы позволяют решать лишь определенный, достаточно узкий класс задач инженерно-психологического анализа деятельности оператора. Помимо этого делаются попытки создания универсальных приборов, построенных на базе динамических (функциональных) макетов рабочего места оператора, моделирующих прежде всего информационные потоки, поступающие к оператору. Анализ и оптимизация деятельности проводится с их помощью на основе максимизации функции качества при ограничениях, накладываемых на инженерно-психологические характеристики рабочего места.
В таком динамическом макете лицевую панель исследуемого рабочего места набирают на специальной моделирующей установке (рис. 10.3) с соблюдением геометрических размеров, компоновки и алгоритма трудовой деятельности. Установка снабжается логико-временным блоком 1, блоком питания 2 и набором быстросъемных соединений для подключения этих блоков к съемным элементам, установленным в ячейках монтажной платы 6. Съемные элементы 4 выполнены в виде единичных модулей с органами индикации и управления.
Макетирование выполняют следующим образом. На монтажной плате 6, прикрепленной к каркасу, набирают лицевую панель исследуемого пульта управления путем установки единичных модулей в установленные ячейки 3 монтажной платы. Незанятые ячейки закрываются фальшпанелями 5, имитирующими окрашенную поверхность пульта. С помощью быстросъем-ных соединений единичные модули коммутируются между собой в соответствии с алгоритмом работы, а также подключаются к элементам логико-временного блока 1, который осуществляет требуемую логическую связь и позволяет реализовать требуемые временные задержки. На полученном макете в реальных условиях рабочей среды моделируют все конкурирующие варианты компоновки пульта управления, а, следовательно, и алгоритма работы оператора и для каждого из них определяют функцию качества. Из нескольких сравниваемых вариантов выбирают тот, для которого функция качества принимает максимальное значение [10].
В заключение следует отметить, что в последнее время наблюдается все более возрастающая тенденция автоматизации инженерно-психологических исследований. В этих целях разрабатываются и совершенствуются устройства ввода в ЭВМ и вывода из нее психофизиологической информации, а также устройства для автоматизированной обработки результатов эксперимента [27, 74, 109, 127]. Эти вопросы требуют специального рассмотрения.
Рис. 10.3. Установка для динамического макетирования операторской деятельности.