Деятельность оператора в особых условиях
Деятельность оператора зачастую протекает в условиях, которые предъявляют к нему повышенные требования. Такие условия называются особыми (усложненными, уникальными). Их изучением занимается специальное направление прикладной психологии— психология труда в особых условиях [144]. К числу таких условий относятся: наличие факторов риска, высокая психологическая «цена» деятельности, усложнение функций оператора, расширение диапазона скоростей управляемых процессов, увеличение темпа деятельности, монотонность работы в условиях ожидания сигнала к действиям, совмещение различных по цели действий в одной деятельности (совмещенная деятельность), переработка больших объемов и потоков информации (перегрузкаинформацией), дефицит времени на выполнение требуемых действий, сложная динамика изменения функциональных состояний, возникновение аварийных ситуаций, недостаток информации (сенсорный голод), ограничение двигательной активности (профессиональная гипокинезия) и др.
Особые условия предъявляют повышенные требования к оператору, часто являются причиной ошибок и срывов в его работе, неблагоприятно влияют на его работоспособность и состояние здоровья. Особые условия всегда связаны с воздействием экстремальных факторов или возникновением экстренных ситуаций. В зависимости от степени периодичности или частоты их появления различают:
■ собственно особые условия деятельности, которые справедливы для тех ситуаций, когда деятельность сопряжена с эпизодическим действием экстремальных факторов;
■ экстремальные условия деятельности (как крайняя форма особых условий), связанных с постоянным действием экстремальных факторов.
Например, деятельность космонавта или летчика в полете осуществляется всегда в экстремальных условиях; т. е. постоянно имеют место экстремальные факторы: невесомость, перегрузки, сенсорная изоляция, потенциальная угроза и т. п. В то же время работа машиниста локомотива, водителя автотранспорта, оператора энергосистемы осуществляется в особых условиях, связанных с определенной вероятностью аварийных ситуаций, с возможным резким изменением функциональных состояний от монотонии и оперативного покоя до стрессовых состояний.
Особые и экстремальные условия могут носить различный характер (см. выше), однако работа в них характеризуется определенными закономерностями. Рассмотрим некоторые из них.
1. Напряженность работы оператора в таких условиях может быть эмоциональной, вызванной действием эмоциональных факторов, и операционной (деловой), являющейся результатом большой сложности выполняемой работы.
2. Особые и экстремальные условия вызывают колебания работоспособности оператора или ее явное понижение, особенно при сильной эмоциональной
напряженности. При этом увеличивается количество ошибок, нарушается последовательность операций, замедляется темп реакций и т. п. В особо тяжелых случаях происходит распад трудовых навыков. Понижение работоспособности наиболее часто проявляется у молодых операторов.
3. Понижение работоспособности и эффективности деятельности существенно зависит от индивидуальных свойств операторов, и прежде всего от свойств их нервной системы. Так, люди с сильной, уравновешенной нервной системой более выносливы к экстренному напряжению, чем лица, обладающие слабой или неуравновешенной нервной системой. «Слабые» более подвержены утомляющему влиянию сверхсильных воздействий. Важна и подвижность нервных процессов, быстрота и легкость смены возбуждения и торможения. Люди с малой подвижностью нервных процессов труднее переключаются с одного режима деятельности на другой [118].
4. Эмоциональная устойчивость и работоспособность операторов существенно повышается, если они заранее детально изучили особенности предстоящей деятельности, объекты управления, возможную обстановку и последствия неправильных действий.
5. Существенное влияние на работоспособность оператора в особых и экстремальных условиях оказывает предварительная тренировка, как специальная, так и психологическая. Это объясняется тем, что степень неожиданности ситуации значительно понижается, если эти ситуации предварительно были проиграны на тренировках. Другими словами, к экстремальным ситуациям, в известной мере, можно привыкнуть или подготовиться, об этом, в частности, свидетельствует опыт проведения деловых (оперативных) игр при подготовке операторов энергоблоков [197].
6.Большое значение имеет формирование моральных, волевых и других характерологических качеств личности, в частности степень развития чувства ответственности. Велика также роль оперативной установки, которая в экстремальных условиях выетупает как механизм избирательной компенсации, посредством которого организуется целостное поведение и деятельность человека [111, ч. 1].
7. Особые и экстремальные условия характеризуются нелинейной и немонотонной зависимостью изменений продуктивности деятельности от интенсивности и продолжительности экстремальных воздействий (рис. 2.2). Обычно существует оптимальный уровень воздействия, в то время как слабые, так и сверхсильные воздействия могут способствовать снижению результативности деятельности.
8. Особые и экстремальные условия характеризуются, как правило, воздействием на оператора не одного, а нескольких факторов одновременно (комбинированные факторы). Их общий эффект определяется характером взаимодействия отдельных компонентов. Оно может носить аддитивный, синергический или антагонический характер. При этом общий эффект будет соответственно равен, больше или меньше суммы эффектов отдельных факторов. Антагонизм факторов (например, невесомость -I- физические нагрузки) позволяет снизить экстремальный характер одного из них; синергизм факторов (например, вибрация 4- холод) важно учитывать в том случае, когда каждый из них в отдельности не оказывает существенного влияния на человека, но в совокупности они могут стать экстремальным фактором [76].
9.Во многих случаях особые и экстремальные условия деятельности человека таковы, что их принципиально невозможно исключить или изменить. Это исключает возможность активного влияния на них и создания для оператора функционального комфорта. Большое значение в этом случае имеет профессиональный отбор, хорошая профессиональная подготовка и специальная психологическая тренировка операторов.
Таковы наиболее общие особенности и закономерности деятельности оператора в особых и экстремальных условиях. Помимо них каждый фактор, вызывающий возникновение таких условий, имеет свои специфические особенности. Рассмотрим важнейшие из них.
В первую очередь необходимо рассмотреть фактор риска, то есть такой психологический фактор необычных условий, которые характеризуются наличием угрозы для жизни человека. Изучение фактора риска является одной из важнейших задач психологии безопасности [79]. Здесь считается, что понятие «риск» расценивается или как опасное условие, при котором выполняется деятельность, или же как действие, совершаемое в условиях неопределенности. Примером проявления риска как условия может служить деятельность оператора в опасной зоне (например, при обслуживании высоковольтной установки), примером же риска в действии — случаи, когда люди преднамеренно нарушают правила безопасности в надежде, что все обойдется.
К особым условиям относится и работа человека в режиме ожидания. Такая ситуация характерна для высокоавтоматизированного производства. В деятельности человека различают пассивное и активное ожидание. В первом случае процесс ожидания имеет строго регламентированный характер, его начало и окончание заранее известны, известны также действия, которые должен выполнить человек. Примером является работа на станках-полуавтоматах, где задача оператора заключается в том, чтобы установить деталь, включить станок в автоматический режим, по окончании обработки вынуть деталь и приступить к обработке следующей. Трудовая деятельность характеризуется пассивным вниманием, скудностью раздражителей, малой двигательной активностью, что вызывает у человека состояние однообразия, скуки, монотонии. Для такой работы наиболее приспособлены лица с инертным типом нервной системы, интроверты.
В режиме активного ожидания при нормальном протекании производственного процесса задача оператора состоит в сосредоточенном наблюдении за его ходом и принятии активных действий при его отклонении от нормы. Монотонность обстановки, отсутствие активной деятельности, гиподинамия способствуют снижению функционального состояния организма. В то же время психологическая установка на сохранение-готовности к экстренному действию, неопределенность его появления как во времени, так и по характеру, необходимость длительного сосредоточенного наблюдения вынуждает оператора сохранять активность систем организма, прежде всего анализаторов и центральной нервной системы, на высоком уровне. Поддержание такого состояния требует определенных психологических и энергетических затрат, следовательно режим ожидания является достаточно сложным видом операторской деятельности. Поэтому его можно квалифицировать как труд ожидания [58].
Еще одним из проявлений измененных условий деятельности является десинхроноз (от лат. de — отдаление, греч. synchronismos — совпадение во времени) — неблагополучие организма вследствие нарушения его циркадианных (суточных) ритмов. От слаженности цир-кадианной системы организма прямо зависит состояние физиологической нормы, поэтому воздействия, повреждающие циркадианные ритмы, выражаются в различных отклонениях от этой нормы.
Основными причинами десинхроноза являются:
■ рассогласование биологических датчиков времени и циркадианных ритмов организма, которое может возникать как при смене часовых поясов (например, трансмеридианные перелеты), так и при устойчивом рассогласовании по сну — бодрствованию с местной системой датчиков времени (чередование ночных и дневных рабочих смен);
■ частичное или полное исключение датчиков времени(ус -ловия Арктики или Антарктики, космические полеты, длительное пребывание в условиях изолированного пространства и т. п.);
■ воздействие экстремальных факторов: физические и психические (особенно эмоциональные) перенапряжения, мышечные нагрузки, физические воздействия.
Следствием десинхроноза является расстройства сна, снижение аппетита, снижение умственной и физической работоспособности, различного рода невротические расстройства. Различают острый и хронический, явный и скрытый, тотальный и частичный десинхроноз. Профилактика десинхроноза основана прежде всего на установлении рационального режима труда и отдыха.
Проявлением особых условий деятельности в ряде случаев является изоляция — обособление человека или группы людей (групповая изоляция) от привычных условий жизни и общения с другими людьми. Изоляция может быть длительной (космический полет, отдаленные экспедиции и т. п.) и кратковременной (операторская деятельность в кабинах малого объема, в режиме оперативного покоя; ожидания экстренных действий). В последних случаях с проблемой изоляции тесно связана и проблема гипокинезии (ограниченной двигательной активности).
Разновидностью изоляции в сенсорно-перцептивной сфере является депривация (от лат. deprivitio — лишение, потеря) — сенсорная недостаточность (сенсорный голод), наблюдаемая у человека в условиях изоляции или при нарушении работы органов чувств. В условиях депривации у человека усиливается потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода. В ответ на это активизируются процессы воображения, которые определенным образом воздействуют на образную память.
В условиях депривации нарушается режим сна и бодрствования, развиваются гипнотические состояния. Чем жестче условия депривации, тем быстрее нарушаются процессы памяти и мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. Отмечается также снижение функции экстраполяции и продуктивности при выполнении умственных действий. Состояния, близкие к депривации, могут встречаться у операторов при нахождении их в режиме оперативного покоя.
В ряде случаев особые условия могут быть связаны с необходимостью непрерывной работы в течение довольно продолжительного времени. Это явление носит название режима непрерывной деятельности (РНД). Он характеризуется временным промежутком, в течение которого человек выполняет деятельность в условиях вынужденного бодрствования.
Наиболее хорошо изучены психологические особенности непрерывной высокомотивированной деятельности продолжительностью до 72 часов. В этих условиях происходят закономерные изменения в состоянии функций организма, в структуре действий и свойствах личности, обусловленные как суточной периодикой, так общей длительностью РНД.
Характерным для влияния на показатели суточной периодики работоспособности человека является наличие нескольких периодов, отличающихся однонаправленностью изменения качества выполнения трудовых действий, функционального состояния организма и личностных свойств операторов. Такими периодами являются с 18 — 27, с 38 —47, и с 63 — 72 часы РНД, которые совпадают с ночью и ранним утром.
Характерным для влияния общей продолжительности бодрствования является наличие трех фаз качественного различных изменений показателей оператора. Первая фаза продолжается от начала РНД до середины первой ночи и сопровождается небольшими изменениями физиологических функций, отражающими гомеос-татическое регулирование на обычном уровне стабилизации. Вторая фаза продолжается до середины второй ночи. Наблюдается рост показателей состояния и деятельности, в которых произошли сдвиги значений. Увеличивается время восприятия приборной информации. Эта фаза может рассматриваться как фаза быстрой адаптации. Третья фаза наступает с вечера третьих суток и проявляется в биохимических сдвигах, снижается качество всех типов познавательной деятельности. Эта фаза по своим проявлениям напоминает первый период стресса — реакцию тревоги [53].
К особым условиям относится также необходимость выполнения совмещенной деятельности. Под ней понимается разновидность деятельности оператора, возникающая в ситуации, когда ему приходится решать две и более одновременно возникшие задачи. Выполняемые в совмещенной деятельности действия разделяются на два класса: связанные и несвязанные. К первому из них относят, например, действия по управлению такими параметрами динамики самолета, как крен и тангаж, ко второму — пилотирование в сочетании с радиообменом. В процессе тренировки отдельные действия, относящиеся к классу связанных, сливаются в «полное совмещенное действие». В общем виде под связанными действиями понимаются такие, которые направлены на достижение одной общей для обоих действий цели. Наличие лишь одной цели позволяет сформировать единый перцептивный или мотор-но-перцептивный образ.
Класс несвязанных действий есть как раз то, что обычно и называют собственно совмещенной деятельностью. Ее отличительным признаком является одновременное наличие двух и более целей. Важным вопросом при изучении такой деятельности является выяснение того, в каких случаях выполнение различных действий, направленных на достижение разных целей, происходит параллельно, а в каких случаях они осуществляются последовательно путем переключения внимания. Экспериментально установлено, что при совмещении действий происходят разные процессы в зависимости от условий их выполнения. Если хотя бы одно из действий автоматизированное, то два действия могут осуществляться практически параллельно. Во всех остальных случаях в соответствии с концепцией включения [80] происходит формирование новой структуры действий.
При отсутствии дефицита времени происходит поочередное переключение с одного действия на другое. В случае дефицита времени происходит изменение способов выполнения действий. Если потенциал одного действия значительно больше другого, то прежде всего упрощается алгоритм менее доминантного действия. В ряде случаев может происходить сопряжение действий на основе формирования единой новой программы выполнения ранее изолированных действий и образования новых оперативных единиц [53].
Таковы специфические особенности некоторых видов деятельности оператора в особых условиях. Рассмотреть их все в рамках данной книги не представляется возможным. Однако некоторые из них будут рассмотрены в ходе последующего изложения материала. К ним относятся: дефицит времени, недогрузка и перегрузка информацией, производственная гипокинезия и гиподинамия, монотония, динамика функциональных состояний.
Совершенно особое место в рамках рассматриваемого вопроса занимает деятельность оператора в условиях потока сигналов. Это обусловлено рядом обстоятельств: во-первых, поток и обусловленная им очередь сигналов создает совершенно новые условия деятельности, отличные от работы по обработке отдельных, изолированных сигналов; во-вторых, работа в условиях потока сигналов является весьма распространенным видом операторской деятельности; в-третьих, в литературе имеется лишь описание отдельных сторон этой деятельности, ее всесторонняя характеристика практически не проводилась.