Групповое поведение, групповые нормы поведения
Организация не является суммой составляющих ее индивидов, а представляет собой систему взаимоотношений между группами людей. Отношения между группами и внутри каждой группы сложны и неоднозначны. Эффективность работы может быть минимальной, т.к. из вполне нормальных людей может составиться невротическая группа, которая не сможет принимать согласованные решения и достигать цели.
Параметрами эффективности группы являются размеры группы, личностные характеристики членов группы, однородность (гетерогенность) и разнородность, четкая организация. Группы однородные по возрасту, способностям, навыкам, квалификации, взглядам действуют более эффективно, разнородность группы по какому-либо признаку может служить источником конфликта. Группа это основа организации. Или, можно сказать, что каждая организация, в которой происходит непосредственное общение, взаимодействие работников, рассматривается как малая социальная группа.
Управлением поведения группы является наиболее сложной задачей, в сравнение с индивидуальным поведением. Группа– это относительно обособленное объединения определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависимых друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.
Характеристики группы:
1. Размер.
2. Состав группы.
3. Групповые нормы.
4. Сплоченность группы.
5. Групповое единомыслие.
6. Конфликтность.
7. Статус членов группы.
8. Распределение ролей.
По статистическим данным оптимальное количество членов группы- 5 человек, для проведения собраний и совещаний в среднем 7-9 человек, наиболее точные решения принимаются группой 5-11 человек. В группе из 5 человек все работники обычно испытывают большую удовлетворенность, чем в больших или меньших группах. В меньших группах возрастает доля персональной ответственности. В группах с большим количеством работников возникают затруднения в общении. Парная работа признана во всем мире одной из самых эффективных.
Группы предназначены в организации для:
- распределения работы;
- осуществления управления и контроля за работой;
- решения проблем и принятия решений;
- обработки информации;
- сбора идей и информации о нововведениях;
- проверки и ратификации решений;
- осуществления координации и связи;
- повышения чувства ответственности и причастности к делам;
- ведения переговоров или разрешения конфликтной ситуации;
- проведения расследований или наведения справок о прошлой деятельности.
Могут быть и другие менее формальные задачи.
Естественен вопрос: какой смысл индивидууму принадлежать к группе? Это необходимо для:
- удовлетворения социальных потребностей;
- формирования личности;
- получения помощи и поддержки, необходимых для выполнения частных задач;
- равноправного участия и помощи в общей деятельности.
Иными словами, как отмечалось ранее:
- группы необходимы для обеспечения человеку психологического «дома» - «ячейки в сотах»;
- группы в челом предлагают меньше идей, чем отдельные работники, но группа дает лучшие идеи: с лучшей проработкой, со всесторонней оценкой, с большой степенью ответственности за них;
- группы принимают более рискованные решения, чем отдельные члены группы.
Группы бывают большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и неофициальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные.
организации.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Среди основных особенностей малой группы обычно выделяют:
• прямой или косвенный контакт между составляющими группу индивидами, межличностное взаимодействие и взаимовлияние;
• наличие общей цели и деятельности, переживание общих чувств;
• внутригрупповую распределенность функций и социальных ролей;
• общность интересов, социальных норм, нравов, обычаев и форм поведения;
• определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени.
Малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как «становящиеся».
Рис. Классификация групп
Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:
• социальные классы;
• различные этнические группы;
• профессиональные группы;
• возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).
Основными факторами, объединяющими людей в группы являются:
1. Потребность в безопасности;
2. Группа гарантирует человеку определенный статус;
3. Группа удовлетворяет потребность в оценке, уважении и признании;
4. Только группа может удовлетворить потребность в принадлежности – аффилации;
5. Группа предоставляет возможность удовлетворить потребность во власти.
Синергический эффект состоит в том, потенциал и возможности организации, как единого целого, превышают сумму потенциалов и возможностей отдельных ее элементов, что обусловлено взаимной поддержкой и дополнением. Плохая координация может привести к отрицательному эффекту. Команда предполагает четкую координацию и организацию совместной деятельности ее членов, т.е. в ряде случаев возможно снижение результатов деятельности объединившихся элементов вследствие неорганизованности.
Одной из важнейших характеристик группы является групповая сплоченность. Под сплоченностью понимается сила стремлений членов группыоставаться в ней и выполнять свои обязательства перед группой. На групповую сплоченность оказывает влияние различные факторы, которые могут какповышать ее, так и существенно ее снизить.
Групповые нормы – общепризнанные стандарты, которые сложились в группе в результате длительного взаимодействия ее членов.
Основные нормы можно свести к следующим типам:
1. Нормы деятельности – ее производительность, качество, сроки выполнения заданий.
2. Нормы, связанные с распределением ресурсов – регламентируют порядок выделения денег на заработную плату, поощрения и т.д.
3. Нормы, касающиеся неформальных социальных соглашений.
4. Организационные нормы.
В группе достигается большая результативность деятельности в сравнении с организацией индивидуального выполнения тех же задач за счет:
• обеспечения комплексного подхода в результате привлечения к работе в группе специалистов различных областей;
• повышения мотивации к принятию наиболее перспективного решения;
• коллективного опыта и большей информированности членов группы;
• высокой вовлеченности сотрудников в групповой процесс; при этом
сокращается время на реализацию коллективно разработанного решения и
повышается ответственность за выполнение его результатов;
Использование групповых норм работы способствует индивидуальному развитию членов группы. Группы имеют значительные преимущества по сравнению с индивидуальной работой.
Эффективность групповой деятельности является важной составляющей общеорганизационной эффективности. Важнейшими критериями ее могут служить:
• достижение целей, стоящих перед группой;
• удовлетворенность членов группы своим трудом;
• индивидуальное развитие членов группы.
Эффектность групповой деятельности зависит от следующих условий и факторов:
• от состояния жизнедеятельности и устойчивости функционирования организации;
• от причины образования групп и ее предназначения;
• от поддержки внешнего окружения;
• от индивидуальных особенностей членов группы;
• от способов влияния на поведение членов группы со стороны лидеров и менеджеров (типы власти, стили руководства);
• от уровня организованности групповых процессов;
• от эффективности межличностных коммуникаций и качества информации;
• от состояния внешней и внутренней среды организации;
• от применяемых технологий мотивации.
Всякая группа проходит в своем развитии три стадии:
1. Стадия первичного синтеза – главным является процесс адаптации, «узнавания» друг друга в группе.
2. Стадия дифференциации – группа распадается на отдельные небольшие группы 2-5 человек, которых можно классифицировать, как актив, поддерживающий основную деятельность, дезорганизаторы, противодействующие основной деятельности, и пассив – безразличный основной деятельности.
3. Стадия окончательного синтеза – превращение группы в команду.