Функциональная схема электропривода с микропроцессорным управлением
Микропроцессорное управление может применяться на уровне модулей двигателя, регулятора, регулируемого источника питания, силового преобразователя, передаточных устройств. При этом МП используются для решения логических и вычислительных задач управления на уровне модулей. При объединении их в систему они образуют МП-сеть, которая управляется общим вычислительным устройством.
Рис. 3. Типичная система электропривода с МП-управлением
Возможно и другое решение: для управления электроприводом используется стандартное устройство управления, на которое возлагается задача реализации всех логических и арифметических функций управления объектом. Чаще всего предпочтительным является использование в этом случае программируемого контроллера подходящего типа. Часть задач при этом может быть решена с помощью устройства жесткой логики. Это относится к задачам, не требующим гибкого управления. Структура МП-управления электроприводом может иметь большое число разновидностей. Одна из них, которую можно принять за типичную, приведена на рис. 3 в виде функциональной схемы. Структура МП-электропривода включает в себя следующие блоки и устройства.
1 — устройство связи (УС) со старшей по иерархии ЭВМ или с оператором. В УС используются преобразователи кодов, пульт управления с устройством отображения.
2— управляющее вычислительное устройство (УВУ), состоящее из аппаратных средств (АС) и программного обеспечения (ПО). Аппаратные средства — это по существу комплекс жестко закоммутированных автоматов, который за счет использования специальных программ становится функциональным узлом специфического применения. В системе управления УВУ занимает центральное место, вырабатывая управляющие сигналы на основании директив, поступающих через УС от ЭВМ следующего по иерархии уровня, и сигналов с датчиков, установленных в устройствах 3—8 системы.
3— устройство жесткой логики (УЖЛ) представляет со бой систему отдельных жестко закоммутированных блоков управляющей аппаратуры. Эта аппаратура служит для автономного управления процессом при выходе из строя ЭВМ, при необходимости вмешательства обслуживающего персонала в ход управления процессом. В ряде случаев эти блоки или часть их участвуют в автоматическом режиме работы, если от системы требуется высокое быстродействие. Выходные сигналы УЖЛ поступают на входы источника питания (ИП) и силового преобразователя (СП).
4— управляемый источник силового питания. В случае частотно управляемого электропривода в качестве ИП применяется управляемый выпрямитель на тиристорах или транзисторах. В системе ШИП — Д постоянного тока или в вентильном приводе ИП обычно реализуется на неуправляемом выпрямителе. В системах УВ—Д и ЦК — АД функции ИП и СП совмещаются в устройстве СП. Жирными стрелками на рис. 3 отмечено направление потока электроэнергии в двигательном и рекуперативном режимах, светлыми — потоки информации. ИП получает от УВУ и ЖЛ управляющие сигналы, в обратном направлении следует диагностическая и сигнальная информация.
5— силовой преобразователь СП питания для силовых цепей требуемых параметров. Обычно СП представляет собой управляемый выпрямитель, широтно-импульсный преобразователь или источник напряжения или тока переменной частоты. Поток электроэнергии в СП также двусторонний в зависимости от режима двигателя. От ЖЛ и УВУ поступают управляющие сигналы, в обратном направлении следует диагностическая и сигнальная информация.
6— электродвигатель (Д) представляет собой модуль, состоящий из собственно двигателя, датчиков скорости, пути и датчика температуры обмоток.
7 — передаточное устройство (ПУ): соединительные муфты (неуправляемая или управляемая типа электромагнитной муфты скольжения), редуктор, а также необходимые датчики. Устройства управления некоторыми ПУ, например муфтами скольжения, могут быть достаточно сложными, и поток информации может быть двусторонним.
8 — рабочий орган (РО) механизма (например, резец, схваты робота, приводное колесо и т. д.) с соответствующими датчиками.
Конструктивно некоторые устройства могут быть объединены в одном модуле. Например, легко представить себе модуль двигатель — колесо транспортного промышленного робота, объединяющий в себе СП, Д, ПУ и РО, а также МП-систему управления им. С другой стороны, в модуле могут отсутствовать некоторые устройства. Так, в случае непосредственного привода, конструктивно сливающегося с РО, может отсутствовать ПУ.
Для понимания функциональных взаимозависимостей в системе рассмотрим прохождение информации. Основным информационным компонентом системы является УВУ, в качестве которого может применяться микроЭВМ или программируемый контроллер. На входы УВУ информация поступает от ЭВМ соседнего по иерархии уровня. При удалении УВУ от ЭВМ на несколько метров и более эта директивная информация передается в последовательном коде, в то время как УВУ работает в параллельном коде (8 или 16 разрядов). Для преобразования кодов применяются устройства сопряжения. Связь УВУ с устройствами 3—8 системы осуществляется с помощью аналоговых, цифровых и импульсных сигналов. Для этого в состав УВУ вводятся аналого-цифровые, цифро-аналоговые, цифро-импульсные (ЦИП), импульсно-цифровые (ИЦП) преобразователи. Для связи с оператором применяются устройства ввода-вывода: пульт с дисплеем или без него, печатающее устройство и т. п.
На УВУ поступает информация с датчиков о ходе процессов и состоянии параметров ИП и СП. Эта информация используется для коррекции управляющих сигналов и для контроля работоспособности.
Двигатель, промежуточное устройство и рабочий орган также оборудуются датчиками состояния и информация с них постоянно или по запросу подается на УВУ, где используется в качестве сигналов обратных связей или диагностических сообщений.
Глава 2.