Договор фрахтования судна и морской перевозки грузов: понятие, формы, сферы применения.
Согласно договору морской перевозки груза, перевозчик или фрахтователь обязуется принять от отправителя в пункте отправления груз, перевезти его в пункт назначения и выдать там уполномоченному на получение груза лицу (получателю).
Отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную договором плату (фрахт).
Договор морской перевозки должен содержать наименование сторон, размер фрахта, наименование судна и груза, место погрузки, а также место назначения и направления груза. Независимо от того, кто организует и оплачивает грузовые работы, фрахтовщик (перевозчик) несёт полную ответственность за сохранность груза с момента его принятия к перевозке и до сдачи получателю. Договор заключается только в письменной форме.
Наиболее распространенной формой договора морской перевозки груза является:
- чартер-партия;
- коносамент.
Рейсовый чартер (Voyage Charter party) является основной формой договора для перевозки массовых грузов судовыми партиями в регулярном и трамповом судоходстве.
Помимо количества груза, или части судна, портов погрузки, выгрузки, чартером устанавливается срок грузовых работ, а также формы расчетов за диспач/демерредж.
При заключении чартера перевозчик и фрахтователь согласовывают между собой все коммерческие условия перевозки, сроки подачи судна, порядок расчета сталийного времени, распределение расходов по оплате грузовых работ, а также ставку провозной платы. Всё это оформляется чартером, подписывается сторонами и действует только для этих сторон, для данного судна и данной перевозки на период сделки.
При перевозке по чартеру на каждую отдельную партию груза выписывается коносамент, который является товарораспорядительным документом и является доказательством того, что груз принят перевозчиком. Условия перевозки в коносаменте указывается со ссылкой на чартер.
По чартеру все основные характеристики рейса определяются фрахтователем, а фрахтовщик выступает в роли контрактного перевозчика, который предоставляет судно для перевозки груза за согласованную плату.
Коносамент, его назначение, «чистый» коносамент.
Коносамент (Bill of loading), как форма договора морской перевозки, применяется для генеральных мелкопартионных грузов в линейном судоходстве. Здесь перевозчик не имеет возможности вступать в переговоры об условиях перевозки с каждым грузоотправителем и фиксировать место на судне.
При линейном судоходстве судовладелец сам определяет все характеристики линии: порты захода, частоту рейсов, состав флота, расписание судов, коммерческие условия и тарифы. Он же привлекает грузы. В отличие от чартера, линейный коносамент предусматривает, что после принятия данной партии груза судно имеет право перевозить другие грузы и выполнять различные вспомогательные операции. Размещает грузы капитан самостоятельно (на верхней палубе с согласия отправителя). На каждую принятую партию груза перевозчик выдает отправителю коносамент.
Коносамент выполняет три функции:
- доказательством приема груза перевозчиком;
- товарораспорядительного документа;
- договоры морской перевозки.
Тарифы и коносамент, разработанные линейной компанией, применяются ею для всех грузоотправителей и в течение длительного периода.
«Чистый» коносамент – это документ без всяких поправок, оговорок и т.д., иначе банк не примет его к оплате фрахта.
Виды коносаментов.
Коносаменты составляются:
- на имя определенного получателя («именной»);
- по приказу отправителя или получателя («ордерный»);
- на предъявителя.
Права на распоряжение грузом по коносаменту могут передаваться по именным или бланковым надписям отправителя или получателя.
В коносаменте указываются данные: наименование судна, наименование перевозчика, место погрузки, наименование отправителя, порт назначения и получатель (если коносамент «именной»). Далее идет: наименование груза, марка, число мест, вес, объём, если надо – то внешний вид, свойства груза, фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи, либо условия оплаты фрахта (50 % до, остальные после выгрузки, или 100 % до погрузки...), время и место выдачи коносамента, количество экземпляров, подпись капитана или представителя перевозчика.
К другим, не столь распространенным формам договора морской перевозки, какими являются чартер и коносамент, могут быть отнесены: букинг-нот, берс-нот, фиксчюр-нот.
Если сравнить эти документы с чартером, то можно отметить, что в них более кратко приведены основные условия перевозки. Это обычно: наименование судна, род и количество груза, порты погрузки и выгрузки, размер и порядок оплаты фрахта, условия погрузки и выгрузки и т.п. Но несмотря на свою краткость, они, являясь договорами морской перевозки, налагают определенные обязательства на заключившие их стороны.
Все формы договоров морской перевозки одинаково определяют права, ответственность и риски перевозчика, а именно:
• перевозчик в течение срока договора сохраняет за собой контроль и управление работой судна. Вся информация от капитана направляется перевозчику (судовладельцу), он же принимает решения о планировании и корректировке рейса во всех случаях, когда это необходимо для повышения эффективности работы судна: выбор пути следования, заказ сверхурочных работ в порту (стивидоров, буксиров, лоцмана), канцеллирование (отмену) захода судна в порт и т.п.;
• перевозчик несет все коммерческие риски, связанные с простоями судна в рейсе, если они произошли не по вине фрахтователя; риски увеличения портовых расходов и цен на топливо и снабжение (по сравнению с расчетными на момент заключения договора морской перевозки); риски гибели и повреждения судна, кроме тех случаев, когда это произошло по вине фрахтователя или его служащих (стивидоров);
• перевозчик несет ответственность перед фрахтователем (грузоотправителем) за порчу, утрату или задержку доставки груза;
• перевозчик несет ответственность в случае нарушения судном международных конвенций по безопасности мореплавания и защите морской среды от загрязнения, за нанесение ущерба третьим лицам и др. Поэтому обычно перевозчик за свой счет страхует судно и вводит его в один из клубов P&I.
Фрахтователь оплачивает только согласованную по договору сумму фрахта, за исключением тех случаев, когда задержки судна или убытки перевозчика произошли по вине фрахтователя — тогда сумма фрахта соответственно увеличивается.
Букинг-нот (Booking Note). Одним из нежелательных моментов в работе линейного судоходства является отход судна с неполной загрузкой. Чтобы снизить риск неполной загрузки до минимума, линейные перевозчики (линейные агенты) создают в обслуживаемых ими портах отделы по бронированию грузовых помещений на судне для грузоотправителей (букинговые отделы).
Заявка на бронирование (букинг-нот) за подписью грузоотправителя подается представителю перевозчика и после подписания последним приобретает характер договора морской перевозки. Отсюда, букинг-нот — форма договора морской перевозки в линейном судоходстве, подтверждающего бронирование (бу-кирование) места на линейном судне и предусматривающего взаимную ответственность перевозчика и грузоотправителя. По этому договору перевозчик принимает на себя обязательство перевезти груз на судне данной линии, а грузоотправитель — предоставить груз и оплатить его перевозку в соответствии с тарифами линии.
Договор, оформленный букинг-нотом, может заключаться также экспедитором, с одной стороны, и линейным агентом — с другой. Обычно оформляется на специальном бланке и содержит основные условия перевозки и тарифную ставку линии, применяемую для перевозки данного груза.
Практически все букинг-ноты содержат следующие основные реквизиты:
• наименование перевозчика, грузовладельца и судна (обычно с правом его замены);
• вид и количество груза, место его размещения (в трюме, на палубе);
• порты отправления и назначения;
• предполагаемое время погрузки;
• тарифную ставку;
• проформу коносамента.
Подавляющее большинство букинг-нотов содержит оговорку — "Остальные условия коносамента перевозчика" (Other terms and conditions of Carrier's Bill of Lading или Otherwise as per Carrier's Bill of Lading). Это означает, что на оборотной стороне букинг-нота указываются основные условия линейного коносамента перевозчика, применяемого на данной линии.
Букинг-нот заключается как на единичную отправку, так и на большую партию груза, перевозимую несколькими отправками в течение обусловленного срока. Букинг-нот подписывается перевозчиком (или его агентом) и грузовладельцем (или его экспедитором).
В практике линейного судоходства встречаются не только разнообразные формы букинг-нотов, но и различные названия этого документа, например: Cargo Booking Note, Booking Contract, Freight Note, Conditional Booking Note и т.д. Несмотря на разнообразие форм букинг-нотов (в связи с тем, что линейный перевозчик может применять свою форму этого документа), многие линии, стремясь к унификации различных форм транспортных документов, включая и букинг-ноты, пользуются проформой под кодовым названием "Conlinebooking", одобренной Балтийским и Международным морским советом.
Букинг-нот может быть применен в двух случаях:
1) при бронировании места на конкретном судне для перевозки определенной партии груза;
2) при бронировании места на судах линии на определенный период времени для перевозки крупных партий грузов. Здесь букинг-нот по своему содержанию приближается к фрахтовому контракту, однако не содержит каких-либо взаимных санкций, которые в нем встречаются.
В том случае, если букинг-нот подтверждает бронирование для определенной партии груза на ближайшее линейное судно по расписанию, то в нем может не указываться тарифная ставка, а делаться соответствующая отметка ("As per Tariff" или "According to the Tariff"), с указанием линейных (Liner Terms) или других условий.
В тех случаях, когда букинг-нотом оформляется будущая перевозка партии груза, то тарифная ставка обязательно указывается, так как за это время могут произойти изменения тарифных ставок линии, и, если ставка не была заранее оговорена, то ее изменение может привести к финансовым потерям для судовладельца или грузоотправителя, в зависимости от ее понижения или повышения.
Во исполнение обязанностей, лежащих на грузоотправителе, груз может быть предъявлен перевозчику другим лицом (фактическим грузоотправителем), то есть грузоотправитель может без согласия перевозчика переуступить свои права по договору перевозки третьему лицу, однако и тогда он продолжает нести солидарную ответственность с лицом, которому он переуступил свои права. Кроме того, грузоотправитель также имеет право предоставить вместо обусловленного договором груза — другой груз, соответствующий номенклатуре грузов, перевозимых на линии, и, совместимый с перевозкой грузов других грузоотправителей, не ухудшая при этом положения перевозчика. Причем, провозная плата, причитающаяся перевозчику за перевозку такого груза, не может быть ниже обусловленной в договоре.
Перевозчик обязан в определенный срок известить грузоотправителя о времени и месте загрузки судна. Такое уведомление не требуется, если речь идет о судне, обслуживающем регулярную линию, кроме случаев, когда установленный в расписании срок движения нарушен или изменен. В свою очередь, по истечении срока предъявления груза, установленного в букинг-ноте, перевозчик может по своему усмотрению начать рейс, хотя обусловленный груз и не был доставлен, при этом за перевозчиком сохраняется право на взыскание, так называемого, мертвого фрахта (Dead Freight) — фрахта, причитающегося перевозчику за недопредъявленного количество груза против "полного" (Full and Complete) забронированного груза по букинг-ноте. Но часто в условиях конкуренции линейные перевозчики в целях сохранения хороших взаимоотношений, особенно с крупными грузоотправителями, отказываются от применения своего права на предъявление мертвого фрахта.
В обязанность грузоотправителя входит за свой счет доставить груз к судну вдоль его борта таким образом, чтобы обеспечить надлежащую погрузку. Кроме того, он обязан все сопроводительные документы на груз предъявить перевозчику при сдаче первой партии груза. Если эти сроки не соблюдаются, перевозчик не несет ответственности за возможные убытки, возникшие из-за задержки предоставления документов и их неправильности или неточности.
Договор в форме букинг-нота обеспечивает преимущества перевозчику и грузоотправителю, благодаря гарантиям соответственно загрузки судна и своевременной отправки груза.
Берс-нот (Berth Note). Это форма договора морской перевозки применяется как в линейном, так и в трамповом судоходстве. Составляется перевозчиком, а чаще его агентом в форме письма в нескольких экземплярах и за соответствующей подписью направляется грузоотправителю, который своей подписью подтверждает принятие изложенных в берс-ноте условий перевозки.
Условия договора берс-нот аналогичны условиям букинг-нот с той разницей, что в нем обычно оговариваются условия: расчета сталийного времени, распределения расходов по грузовым операциям и некоторые другие. В части стандартных условий правового характера в берс-ноте дается ссылка на одну из типовых проформ чартера.
В линейном судоходстве перевозчики применяют берс-нот в тех случаях, когда генерального груза не хватает для полной загрузки судна, и для заполнения неиспользованной грузовместимости судно догружается каким-либо грузом не на обычных "линейных условиях перевозки" данной компании или линии, а обычно на условиях, применяемых в трамповых перевозках.
В трамповом судоходстве договор морской перевозки в форме берс-нот оформляют в случае, если судно отфрахтовано по чартеру под перевозку частичного груза (Part Cargo), но его не хватает для полного использования грузовместимости судна, ввиду чего перевозчик старается получить партии груза других грузовладельцев и погрузить их по возможности на том же причале (Berth), на котором грузится судно. Отсюда и название этой формы договора морской перевозки.
Фиксчюр-нот (fixture not, fixing letter) находит применение в трамповом судоходстве и имеет цели зафиксировать факт заключения сделки о фрахтовании судна и выполняет свою роль до момента заключения договора морской перевозки, содержит: название судна, размер фрахта, портов погрузки/выгрузки, норм грузовых работ, проформа чартера, фрахтователя.