Лекция 7. Организационное проектирование. Принципы рационализации.
Под проектированием вообще понимается прикладная деятельность по созданию моделей определенного объекта или процесса /21/. Вновь создаваемые или усовершенствованные различные объекты и процессы являются продуктом проектирования.
В результате проектирования разрабатываются проекты по созданию новой, либо целенаправленному изменению существующей технологической или социально-экономической системы, либо создание или развитие различных видов процессов (технологических, информационных и т.п.).
Понятие «проект» используется как в «узком», так и «широком» смыслах. В «узком» смысле проект представляет собой документально оформленный план (модель) сооружения, конструкции, технологии, системы управления и т.п. В «широком» смысле проект рассматривается как единое целое, включающее основные фазы его жизненного цикла: формирование замысла и постановка целей; подготовка и разработка проекта; реализация проекта; завершение проекта (ввод в эксплуатацию, выход на заданную мощность, внедрение в производство и т.п.).
«Организационное проектирование как функция организации состоит в разработке таких организационных элементов и отношений в создаваемой (моделируемой) системе, при реализации которых возникшее организационное целое обладало бы свойствами высокой надежности, устойчивости и экономичности».
Объектом организационного проектирования является производственная организационная система, а предметом – комплексное моделирование организационной системы.
Пузыревский Л. С. определяет организационное проектирование предприятия как моделирование организационной системы, осуществляемое либо перед строительством, либо накануне значительных организационных преобразований действующего объединения, предприятия». При этом им выделяются следующие основные задачи:
1) подобрать элементы системы в количественном и качественном отношениях;
2) разместить элементы в пространстве;
3) установить структуру системы как горизонтальную (технологическую), так и вертикальную (управляющую);
4) разработать регламент процессов, происходящих в системе;
5) установить характер информационных взаимосвязей элементов системы;
6) спроектировать технологию управленческих процессов.
Американский экономист Дж. Гелбрейт под проектированием организации понимает постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных.
В процессе организационного проектирования осуществляется решение следующих задач:
1) разделение труда и специализация;
2) депертаментализация и кооперация;
3) связи между частями и координация;
4) масштаб управляемости и контроля;
5) иерархия организации и ее звенность;
6) распределение полномочий и ответственности;
7) централизация и децентрализация;
8) дифференциация и децентрализация;
9) дифференциация и интеграция.
На наш взгляд, проектирование конкретной производственной системы или её подсистем включает в себя решение следующих основных задач:
1) определение состава элементов системы (подсистемы) в количественном и качественном отношении и их размещение в пространстве, т.е. формирования производственных структур;
2) разработка регламентов организационных процессов, происходящих в системе и создание комплекса организационно-плановых документов, содержащих основные положения этих регламентов;
3) определение характера информационных взаимосвязей элементов системы, формирование структуры документооборота и создание информационного обеспечения организации производства;
4) разработка нормативной базы организации производства для конкретных производственных систем (подсистем);
5) установление экономических отношений между участниками производственного процесса – подразделениями или отдельными исполнителями.
Необходимость совершенствования организационной системы вызывается целым рядом причин, в том числе:
- когда не удается наладить выпуск новой продукции, диверсифицировать производство, затраты на выпуск продукции в установленной номенклатуре и объемах является высокими и не снижаются, не удается повысить производительность труда, ухудшаются показатели использования основных и оборотных фондов;
- при ухудшении общих показателей работы предприятия на рынке - сокращение объема продаж продукции, снижение доли рынка и т.д.;
- при выявлении неэффективной работы руководителей высшего и среднего звена управления из-за их перегрузки, дублирования функций, сплошной системы принятия решений, возникновения конфликтных ситуаций по организационным причинам;
- при расширении видов деятельности предприятия и росте объема выпуска продукции, диверсификации производства, увеличении рынков сбыта продукции;
- при необходимости частых изменений в ассортименте и объеме выпуска продукции вследствие высоких темпов обновления и сокращения «рыночного цикла» изделий;
- из-за повышения требований потребителей к качеству товаров и услуг, к срокам поставки, к методам продаж, оказанию сервисных услуг и т.п.;
- из-за ужесточения конкуренции производителей товаров и услуг, увеличения разнообразия методов «ценовой» и «неценовой» конкуренции;
- при разработке и внедрении новых технологий, техники в процессы производства продукции, организации производства, труда и управления, компьютеризации производства;
- при реорганизации предприятия, объединении с другими хозяйствующими субъектами, либо ликвидации отдельных производств и др.
- для достижения стратегических целей организации и реализации выбранной ею стратегии, как уже было сказано выше, необходимо такое проектирование организации, которое будет соответствовать выбранной стратегии, а это и есть реализация функции организации, связанной с распределением работы по уровням и подразделениям организации и с распределением ответственности за выполнение этой работы.
Другими словами необходимо создать или изменить структуру организации.
Структура – это способ распределения задач, ресурсов и полномочий в организации.
Организационная структура - рамки, внутри которых организация решает, как должны разделяться задачи, использоваться ресурсы и координироваться деятельность подразделений
Схема организации - наглядное представление формальной структуры организации, которое может использоваться для иллюстрации отношений внутри отдельных групп, отделов или подразделений предприятия.
Факторы, от которых будет зависеть структура организации:
- внешняя среда (сложность, динамичность, неопределенность);
- технологии (типы взаимосвязанных работ в организации);
- стратегия (соответствие структуры выбранной стратегии)
- территориальное размещение
- идеология руководителя (насколько руководство готово делегировать полномочия);
Элементы проектирования организации
1. Разделение труда
2. Тип организационной структуры
3. Масштаб управляемости и иерархия уровней управления
4. Делегирование полномочий
5. Централизация и децентрализация управления.
Разделение труда.
В любой организации существует разделение труда между подразделениями и работниками.
Горизонтальное разделение труда – разделение объема работы на части на одном уровне управления.
Вертикальное разделение – разделение работ между работниками и подразделениями организации, находящимися на разных уровнях управления, другими словами, отделение действий от управления этими действиями.
Уровень специализации отражает степень разделения труда, при высокой степени специализации каждый работник выполняет узкий набор функций, задач и работ, при низкой – набор задач и функций широкий. хотя специализация имеет ряд преимуществ, таких как повышение производительности труда, улучшение качества работы, однако, следует отметить, что слишком узкая специализация приводит монотонности труда, что снижает мотивацию и удовлетворенность трудом, уводит общую цель организации от работника, увеличивает потребность в координации работ.