Цилиндр управления фрикционом ручки ШАГ-ГАЗ.
Цилиндр управления фрикционом ручки ШАГ-ГАЗ обеспечивает бесступенчатое отклонение ручки на любой угол в пределах рабочего диапазона. В качестве гидроцилиндра используется расточка в оси крепления ручки ШАГ- ГАЗ. В цилиндре установлен свободно плавающий поршень с уплотнительными кольцами(см. Приложение №13). При подаче жидкости в цилиндр поршень, перемещаясь, через промежуточный плунжер действует на тарелку, которая отжимает пружины, расстопоривая ручку.
Подача жидкости в цилиндр производится включением электромагнитного крана ГА-192Т путем нажатия кнопки на ручке ШАГ-ГАЗ. При выключении крана полость под поршнем через кран ГА-192Т сообщается со сливом в бак. Усилием сжатых пружин жидкость выдавливается на слив, и ручка застопоривается.
Гидравлический упор.
Гидравлический упор предназначен для загрузки на земле ручки управления дополнительным усилием 12+3 кгс/см² при отклонении ее назад за пределы, соответствующие положению наклона тарелки автомат перекоса назад на угол 2°±12/.
Гидроупор установлен на стенке шпангоута 5Н и закреплен на кронштейн болтами против нижнего плеча верхней угловой качалки продольного управления. Он состоит из(см.Приложение№14): цилиндра, изготовленного вместе со штуцером, поршня со штоком, регулируемого винтового упора и буксы с уплотнительными кольцами. Винтовой упор ввернут в резьбовую расточку штока поршня и зафиксирован контргайкой.
Включение гидроупора производится механизмами, установленными на штоках камер низкого давления главных стоек шасси. Каждый из механизмов состоит из микровыключателя, коромысла с толкателем и пружины. При необжатом штоке камеры низкого давления амортизаторов тарелка автомата перекоса способна отклоняться назад на угол , что характерно для управления вертолетом в полете. После посадки вертолета шток камеры низкого давления амортизаторов обживается, и шлиц-шарнир складывается. При этом он через толкатель 9 поворачивает коромысло, которое освобождает концевой выключатель, в результате чего подается питание на электромагнитный кран ГА-192Т. Последний срабатывает и подает жидкость в цилиндр гидроупора. Под давлением гидрожидкости поршень перемещается, и винтовой упор через ролик качалки ограничивает диапазон ее поворота, а следовательно, и отклонение тарелки автомата перекоса назад на угол 2°+12'. Ограничение отклонения тарелки автомата перекоса назад препятствует удару лопастей несущего винта о хвостовую балку при посадке вертолета с большим утлом кабрирования. При необходимости увеличения угла наклона тарелки автомата перекоса назад на ручку управления необходимо приложить усилие не менее 12±3 кгс/см².
При отрыве вертолета от земли и выходе штоков амортизаторов шлиц-шарнир распрямляется, освобождая коромысло, которое с помощью пружины поворачивается и нажимает на концевой выключатель. При этом кран ГА-192Т выключается, и жидкость усилием от ручки управления выжимается из цилиндра гидроупора через кран и дозатор.
Гидроусилители.
Комбинированные гидроусилители КАУ-30Б и РА-60Б установлены в системе управления вертолетом и предназначены для снятия нагрузок с командных рычагов управления. На вертолете установлены три гидроусилителя КАУ-30Б в системах продольного, поперечного управлений и управления общим шагом несущего винта и один гидроусилитель РА-60Б в системе путевого управления. Все четыре гидроусилителя шарнирно монтируются в опорах, закрепленных шпильками на общем кронштейне, установленном на главном редукторе. Опоры имеют подшипники, в которых агрегат может осуществлять угловое перемещение в плоскости, перпендикулярной оси цапф. Входная качалка каждого гидроусилителя соединена с тягой проводки управления, идущей от командных рычагов управления. Штоки силовых цилиндров соединены с качалками продольно-поперечного управления и рычагом общего шага автомата перекоса, а шток РА-60Б соединен с качалкой сектора путевого управления. Шлиц-шарниры удерживают гидроусилители от радиальных поворотов. Посредством штепсельных разъемов гидроусилители подсоединены к электрическим цепям автопилота, а с помощью гибких шлангов соединены с гидросистемой вертолета. Ручное управление вертолетом с помощью гидроусилителей сводится к перемещению их золотников при отклонении командных рычагов управления. Штоки силовых цилиндров гидроусилителей через систему проводки управления изменяют наклон тарелки автомата перекоса или шаг рулевого винта со скоростью, пропорциональной скорости движения рычагов управления, и в направлении, соответствующем их отклонению. При остановке рычагов прекращается и перемещение управляемых органов.
На комбинированные режимы управления гидроусилители переключаются сигнальным давлением, поступающим от электромагнитных кранов ГА-192Т, и работают как от ручного управления, так и от сигналов автопилота в ограниченном диапазоне. При автоматической стабилизации вертолета от сигналов автопилота штоки гидроусилителей могут перемещаться в пределах 20% от полного хода штока. При этом рычаги управления остаются неподвижными, так как ручка продольно-поперечного управления фиксируется механизмами ЭМТ-2М, а ручка ШАГ-ГАЗ стопорится фрикционом. Гидроусилитель РА-60Б обеспечивает возможность медленной автоматической перегонки педалей управления в пределах полного диапазона их отклонения в случаях, когда потребный диапазон отклонения путевого управления для стабилизации превышает 20% его полного хода.
Гидроусилитель КАУ-30Б.
Гидроусилитель является гидроэлектромеханическим силовым агрегатом со следящей системой управления. При ручном управлении работа агрегата осуществляется по гидромеханическому принципу, а при комбининованном (когда гидроусилитель работает одновременно от ручного управления и от сигналов автопилота) - по гидроэлектромеханическому принципу.
Гидроусилительи клапан переключения поступает в канал А, а затем в среднюю проточку распределительного золотника ручного управления(см. Приложение №15). В случае отказа основной гидросистемы и включения дублирующей клапан 2 переключения давлением жидкости перемещается в противоположную сторону, и гидроусилитель переходит на питание от дублирующей системы. Из канала А жидкость параллельно поступает к клапану кольцевания силового цилиндра, распределительному клапану автопилотного управления и редукционному клапану. Давлением жидкости шарики клапана кольцевания прижимаются к своим седлам, которые разъединяют каналы В и Г, сообщающиеся с полостями силового цилиндра каналами М и Н. При отклонении ручки управления в ту или другую сторону через качалку соответственно перемещается и золотник. При этом жидкость из средней кольцевой проточки золотника поступает через каналы Д, В, М или каналы Е, Г, Н в одну из полостей силового цилиндра и перемещает исполнительный шток с необходимым усилием вправо или влево. Одновременно жидкость из противоположной полости силового цилиндра вытесняется в сливную магистраль через каналы Н, Г, Е, Б или через каналы М, В, Д, Б в зависимости от положения золотника. Движение распределительного золотника происходит до того момента, пока не остановится командный рычаг. При этом золотник ручного управления остановится, а головка вместе с исполнительным штоком продолжит движение до тех пор, пока буртиками золотника не перекроются каналы Д и Е. В результате этого жидкость в полостях силового цилиндра будет заперта, а шток зафиксирован вместе с проводкой управления вертолетом, идущей от гидроусилителя к автомату перекоса. При комбинированном управлении гидроусилитель работает от сигналов автопилота или одновременно от автопилота и ручного управления. Включение комбинированного управления производится посредством одновременной подачи сигнала на включение автопилота и электромагнитного крана ГА-192Т, который срабатывает и подает жидкость под давлением через штуцер V и клапан включения в канал для включения гидроусилителя на режим комбинированного управления. По каналу жидкость поступает к клапану кольцевания, который разобщает полости цилиндра комбинированного управления, и к плунжеру для расстопоривания штока с поршнем комбинированного управления. При этом головка агрегата получает возможность перемещаться относительно штока в пределах хода поршня в цилиндре комбинированного управления.
При подаче сигнала от автопилота в одну из обмоток поляризованного реле якорь поворачивается и через толкатель и пружину перемещает влево или вправо от нейтрального положения управляющий золотник. Камера Л соединяется с линией подачи или слива, что вызывает перепад давлений в камерах Л и К. Под действием неуравновешенных сил распределительный клапан следует за золотником, т. е. повторяет его движения.
При перемещении распределительного клапана вправо жидкость из канала А через кольцевую канавку клапана и канал С поступит в левую полость цилиндра комбинированного управления. Одновременно правая полость этого цилиндра через канал Т и левую кольцевую канавку клапана сообщается со сливным каналом Б, и вследствие перепада давления в полостях цилиндра головка гидроусилителя начнет перемещаться влево относительно штока с поршнем и распределительного золотника. При смещении корпуса головки гидроусилителя относительно золотника произойдет сообщение через кольцевую расточку золотника канала А с каналом через каналы Е и Г. Одновременно канал М через каналы В и Д. и левую кольцевую канавку золотника сообщится со сливным каналом Б.
Вследствие возникающего перепада в полостях силового цилиндра исполнительный шток переместится вправо вызывая перемещение органов управления. Так как головка гидроусилителя имеет возможность перемещаться относительно штока с поршнем на ±6 мм от нейтрального положения, что соответствует 20% от общего хода исполнительного штока, то и органы управления от сигналов автопилота переместятся в 20%-ной зоне от их общего хода. Такой диапазон управления от автопилота выбран с целью безопасности на случай отказа автопилота. При перемещении распределительного клапана влево происходит подача гидрожидкости под давлением в противоположные полости цилиндров, поэтому и направление движения исполнительного штока изменяется на противоположное.
При комбинированном управлении на гидроусилитель передается усилие пилота через ручку управления с одновременной коррекцией за счет соответствующих электрических сигналов от автопилота, обеспечивающих автоматическое устранение самопроизвольных отклонений вертолета, т. е. при ручном управлении вертолетом исполнительный шток гидроусилителя при перемещении командных рычагов перемещается в ту же сторону. Одновременно с этим в случае самопроизвольного отклонения вертолета автопилот посылает сигналы на поляризованное реле, от которых перемещается клапан 8, жидкость подается на перемещение цилиндра, и следовательно, корпуса головки гидроусилителя. Корпус перемещается относительно золотника, от которого жидкость по каналу А поступает в силовой цилиндр, перемещает его шток, и тем самым автоматически устраняется самопроизвольное отклонение вертолета.
Для предотвращения ухода вертолета в противоположную сторону с потенциометра ИПБ-45-1 гидроусилителя на вход агрегата управления автопилота поступает сигнал, противоположный по знаку управляющему сигналу. В дальнейшем потенциометр вырабатывает сигналы, пропорциональные перемещению головки относительно исполнительного штока.
При отключении комбинированного управления механизм возврата устанавливает головку гидроусилителя в нейтральное положение относительно поршня. При этом клапан кольцевания 16 сообщает между собой полости цилиндра комбинированного управления, что облегчает стопорение головки гидроусилителя стопором.
Выключение комбинированного режима работы гидроусилителей во всех системах управления осуществляется путем выключения автопилота. Кроме того, отключение канала высоты автопилота и режима комбинированного управления в гидроусилителе общего шага происходит при нажатии кнопки расстопоривания фрикциона ручки ШАГ-ГАЗ, т. е. когда возникает необходимость вручную изменить высоту полета.
При отсутствии давления в основной и дублирующей гидросистемах гидроусилитель преобразуется в жесткую тягу проводки управления. В гидросистеме имеется клапан кольцевания, обеспечивающий кольцевание полостей силового цилиндра через распределительный золотник ручного управления. Это дает возможность при неработающей гидросистеме вручную через командные рычаги и цепи управления вертолетом воздействовать на перемещение распределительного золотника, а от него через корпус головки на положение исполнительного штока и далее на управляемые органы.
При отклонении ручки управления перемещается золотник, и жидкость из одной полости цилиндра вытесняется, отжимает шарик клапана и далее через центральную кольцевую расточку в золотнике и каналы Д или Е (в зависимости от направления движения золотника) заполняет противоположную полость цилиндра. После остановки распределительного золотника за счет действия внешних сил на исполнительный шток последний займет новое необходимое положение.
Таблица №ХХХ Основные технические данные КАУ-30Б
Рабочее давление, кгс/см² | от 45±3 до 65+8-2 |
Максимальное усилии, развиваемое гидроусителем при давлении в гидросистеме 65 кгс/см², и скорости штоув равной 0, кгс/см² | Не более 1700 |
Ход исполнительного штока, мм Полный Рабочий | 74±2 70(по 35 в обе стороны) |
Ход головки гидроусилителя от нйтрального положения при комбинированном управлении, мм | ±6 |
Ход распределительного золотника ручного управления, мм | Не более 12 |
Средняя скорость движения исполнительного штока при ручном управлении, при загрузки от 0 до ±1500 кгс/см², мм/с | Не более 60 |
Питание потанциометра ИПБ-45-1 Напряжение, В Частота, Гц | |
Масса агригата. кг | Не более 12 |
Гидроусилитель РА-60Б
Гидроусилитель РА-60Б является гидроэлектромеханическим исполнительным силовым механизмом, установленным в системе путевого управления вертолетом. По устройству, принципу действия и схеме работы гидроусилитель РА-60Б аналогичен гидроусилителю КАУ-ЗОБ и отличается от последнего тем, что имеет специальный механизм перегонки, концевые микровыключатели, другой профиль лысок распределительного золотника ручного управления и увеличенный диапазон его хода до 2,1 мм(см. Приложение №16). Механизм перегонки (механизм отключения обратной связи исполнительный шток - распределительный золотник ручного управления) позволяет расширить диапазон работы гидроусилителя при комбинированном управлении, т. е. при необходимости обеспечить полный ход исполнительного штока от электрических сигналов автопилота при комбинированном управлении двух микровыключателей. Двуплечая качалка шарнирно установлена на кронштейне, закрепленном к корпусу головки гидроусилителя. Верхнее плечо качалки развернуто в цилиндр, в котором размещены два стакана с установленной между ними пружиной. Нижнее плечо качалки заканчивается проушиной для соединения с тягой, связывающей качалку с нижним плечом качалки гидроусилителя. Скоба механизма винтами закреплена к нижней площадке носка штока комбинированного управления. Она имеет два регулировочных винта, установленные на одной оси со стаканами, двуплечей качалки. Скоба одновременно предотвращает поворот штока относительно головки с помощью направляющих подшипников, смонтированных в кронштейне. К заднему плечу скобы жестко закреплен рычаг с пружинным упором микровыключателей. Микровыключатели смонтированы на двух стойках, закрепленных винтами к нижнему фланцу корпуса головки гидроусилителя. Регулировочные винты ограничивают свободное перемещение верхнего плеча качалки механизма при относительных перемещениях головки. Разность между величиной свободного хода качалки из среднего положения до упора ее в регулировочный винт и величиной относительно хода головки от среднего положения до упора определяет смещение распределительного золотника ручного управления от среднего положения при перегонке.
Стаканы двуплечей качалки обеспечивают перемещение входной качалки гидроусилителя в сторону, противоположную перегонке, силой, приложенной к точке соединения входной качалки с проводкой управления. Механизм перегонки совместно с микровыключателями закрыт кожухом, закрепленным к корпусу головки винтами.
Гидроусилитель РА-60Б может работать в ручном (ножном) режиме, режиме комбинированного управления как от сигналов автопилота, так и от ножного управления, в режиме при отсутствии давления рабочей жидкости в гидросистеме и режиме перегонки.
В первых трех случаях схема работы РА-60Б ничем не отличается от гидроусилителя КАУ-ЗОБ. Работа гидроусилителя РА-60Б в режиме перегонки заключается в следующем. При работе гидроусилителя в комбинированном режиме после отработки максимального сигнала от автопилота, т. е. когда шток цилиндра комбинированного управления становится на упор, пружинный упор нажимает на микровыключатель, который подает импульс тока на электромагнитный тормоз ЭМТ-2М для его растормаживания, и нагрузка с педалей снимается. Одновременно вследствие разности относительного хода головки и свободного хода двуплечей качалки последняя упирается в один из регулировочных винтов на скобе механизма и через тягу поворачивает входную качалку гидроусилителя и перемещает распределительный золотник ручного управления по ходу исполнительного штока на определенную величину относительно среднего положения. Поскольку золотник обеспечивает поступление гидравлической жидкости в полость силового цилиндра, исполнительный шток агрегата продолжает перемещаться в ту же сторону с постоянной и небольшой скоростью. Вместе с исполнительным штоком перемещаются и педали управления.
Перегонка продолжается до тех пор, пока на вход привода не поступит сигнал стабилизации обратного знака. Для изменения направления движения исполнительного штока при перегонке необходимо к педалям управления приложить увеличенное усилие в направлении, противоположном движению исполнительного штока. Это усилие передается на качалку, происходит перекладка золотника, и исполнительный шток перемещается в обратную сторону. При необходимости пилот может переключить управление на себя путем нажатия на гашетки педалей, в результате чего стабилизация вертолета по курсу отключается. В этом случае на гидроусилитель передается воздействие от пилота с одновременной коррекцией от автопилота движения вертолета по угловой скорости рыскания. При этом комбинированное управление работает в небольших пределах, и перегонки не происходит. При снятии ног с педалей автоматически включается стабилизация вертолета по углу курса, и вертолет удерживается на новом курсе.
Трубопроводы гидросистемы.
Трубопроводы гидросистемы в магистралях, нагруженных давлением, выполнены из бесшовных труб, изготовленных из нержавеющей стали Х19Н9Т, а на участках, не нагруженных давлением, - из алюминиевого сплава АМг2М. В местах подвода жидкости к управляемым гидроагрегатам применены гибкие резинотканевые шланги, заделанные в оплетку. Для удобства выполнения разводки и повышения эксплуатационной технологичности трубопроводов на гидропанели установлены коллекторы. Каждый коллектор состоит из толстостенной трубки с приваренными по концам штуцерами для подсоединения трубопроводов гидросистемы. В трубку вварены штуцера для крепления гибких шлангов накидными гайками.
Трубопроводы крепятся к гидропанели и другим элементам конструкции при помощи дюралюминиевых колодок с резиновыми прокладками. Трубопроводы имеют ниппельное соединение, снаружи окрашены эмалью серого или зеленого цвета с нанесением маркировочных колец согласно назначению.