Решение заданий без точного учета погрешностей
Цель: Знать правила действия над приближенными числами без точного учета погрешностей.
Методические рекомендации
Правила для выполнения действий без точного учета погрешностей:
1. При сложении, вычитании приближенных чисел в результате следует сохранять столько десятичных знаков, сколько их имеется в данном, с наименьшим числом десятичных знаков.
2. При умножении и делении приближенных чисел в результате следует сохранять столько значащих цифр, сколько их имеется в данном с наименьшим числом значащих цифр.
3. При возведении в квадрат и куб в результате следует сохранять столько значащих цифр, сколько их имеется в основании степени.
4. При извлечении квадратных и кубических корней в результате следует сохранять столько значащих цифр, сколько их имеется в подкоренном числе.
5. При выполнении промежуточных действий в результате следует сохранять одну лишнюю (запасную) цифру, которую в окончательном результате отбрасывают.
Определение: Цифры, записанные справа от запятой, называются десятичными знаками числа.
Определение: Значащими цифрами числа называются все его верные цифры, кроме нулей, записанных левее первой отличной от нуля цифры.
Определение: Цифра в записи приближения называется верной, если абсолютная погрешность не превышает того разряда, в котором эта цифра записана. В противном случае цифра называется сомнительной.
Применив правила для выполнения действий без точного учета погрешностей, выполните действия.
1. Найти сумму и разность , если:
а) ; б) ; ;
в) ; ; г) ;
2. Найти произведение и частное , если
а) ; ; б) ; ;
в) ; ; г) ;
3. Найдите значение выражения для ; . Для вычисления рекомендуется пользоваться калькулятором.
4. Вычислите, ответ округлите до 0,001.
1 вариант | 2 вариант |
а) | а) |
б) | б) |
в) | в) |
г) | г) |
Самостоятельная работа № 2.
Решение заданий с точным учетом погрешности
Цель: Знать правила действия над приближенными числами с точным учетом погрешности.
Методические рекомендации
Правила для выполнения действий с точным учетом погрешности:
1. 4.
2. 5.
3.
Применив правила для выполнения действий с точным учетом погрешности, выполните действия:
1. Найдите сумму и разность , если:
а) ;
б) ;
в) ;
2. Найдите произведение и частное , если:
а) с точностью до 0,5%; с точностью до 1%;
б) с точностью до 1%; с точностью до 0,5%;
в) с точностью до 0,1%; с точностью до 1%.
3. Масса ящика с конфетами равна кг, масса пустого ящика равна кг. Найти массу конфет.
4. Найти площадь прямоугольника ширины и длины , если м и м с точностью до 1%.
5. Найти степень , если с точностью до 2,5%.
6. Найти , если с точностью до 2,5%.
Самостоятельная работа № 3.
Развитие понятия о числе
Цель: Развитие интереса к предмету.
Форма самостоятельной деятельности: написание доклада по заявленной теме.
Методические рекомендации
Работа должна соответствовать методическим рекомендациям по созданию презентаций.
Приблизительные темы докладов:
· Число
· Число е
· Истрия появления комплексных чисел
· Известные числовые зависимости
· Иррациональные числа
· Рациональные числа
· Цепные дроби