Характеристика аспектов управления
К ним в частности относятся следующие аспекты.
1. Организационный аспект процесса управления проявляется в последовательности использования организационных рычагов воздействия. В связи с использованием данного аспекта, можно выделить следующие этапы: регламентирование, нормирование, инструктирование, ответственность.
2 Функциональный аспект процесса управления проявляется в последовательности реализации основных функций управления. В соответствии с данным аспектом в процессе управления можно выделить следующие этапы: планирование; организация; активация; регулирование, координация; контроль.
3. Информационный аспект процесса управления представляет собой весь комплекс операций по преобразованию, очистке информации, выполняемых в определенной последовательности и взаимосвязи с целью перевода системы из одного состояния в другое.
Информационный аспект процесса управления проявляется в последовательности выполнения информационных работ в процессе управления.
В связи с использованием информационного подхода выделяются следующие этапы в процессе управления: этап поиска информации; этап комплектования информации; этап обработки и передачи информации.
4 Экономический аспект в процессе управления. Экономический аспект в процессе управления находит свое выражение в использовании ресурсов производства. Экономический аспект процесса управления можно выразить через существование следующих этапов: установка экономических потребностей; оценка наличия ресурсов; распределение ресурсов, использование ресурсов.
Сущность коммуникаций
Коммуникация - это необходимое и всеобщие условие жизнедеятельности человека и одна из фундаментальных основ существования общества.
1) под коммуникацией понимается обмен идеями, мнениями и информацией в устном и письменном виде посредством символов. При этом передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации. Цель коммуникации – добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.
2) коммуникации – это обмен информацией, на основе которого руководитель принимает решения и доводит их до сотрудников организации.
Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей. Обмен информацией широко охватывает разные части организации и прямо пропорционально соотносится с ее эффективностью..
В ходе обмена стороны играют активную роль. Чтобы обмен информацией стал эффективным, принимающая сторона должна сообщить как она понимает задачу и ваши ожидания в отношении результатов ее деятельности. Обмен информацией происходит только в том случае, когда одна сторона «предлагает» информацию, а другая «воспринимает» ее.
Коммуникационный процесс – это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.).
Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом сообщения.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1) Отправитель, лицо, генерирующее идеи или передающее их.
2) Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов.
3) Канал, средство передачи информации.
4) Получатель, лицо, которому предназначена информация
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов.
Указанные взаимосвязанные следующие:
1) Зарождение идеи.
2) Кодирование и выбор канала.
3) Передача.
4) Декодирование.
Зарождение идеи.
Начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена.
Кодирование и выбор канала.
Прежде чем передать идею, отправитель должен закодировать ее. Цель кодирования – доведение замысла (идеи) отправителя до получателя. Получатель должен воспринимать смысл сообщения именно таким, какой был вложен его отправителем. Результат интерпретации зависит от многих факторов, среди которых наиболее важными являются такие характеристики источника, как его статус, надежность и квалификация. [9]
Под кодированием часто понимают соответствующую переработку исходной идеи сообщения с целью ее доведения до адресата.
Отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. «Коммуникационный канал – это реальная или воображаемая линия связи (контакт), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту». [15]
Выбор средства сообщения не должен ограничиваться единственным каналом. Часто желательно использовать два или большее число средств коммуникаций в сочетании.
Передача.
Речь идет о физической передаче сообщения, то есть, передано при личной беседе, в ходе выступления перед аудиторией, с помощью прессы, радио, телевидения, электронной почты и пр.,
Декодирование.
После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его т.е. распознает и интерпретирует смысл сообщения. Эта способность определяется компетентностью получателя, его жизненным опытом, групповой принадлежностью, ценностными ориентациями, общей культурой, социокультурными рамками, в которых осуществляется коммуникативный процесс. Реакция получателя выступает основным индикатором результативности коммуникации.
То, как получатель расшифрует сообщение, в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей человека.
Обратная связь.
Под обратной связью понимают ответную реакцию получателя на сообщение источника.
Отсутствие обратной связи (послания) также является своего рода обратной связью, однако с достаточно размытым содержанием, часто приводящим к недопониманию и потерям. [19]
Существует множество факторов, снижающих чистоту передачи информации и искажающих само послание. Такие факторы называются коммуникационными помехами или шумом. К числу их можно отнести технические характеристики телефонных и радиосистем, знание иностранного языка, владение навыками письменной речи, дефекты речи и слуха. Помехи могут возникать на любом из этапов коммуникационного процесса и значительно снижать его эффективность,
Коммуникативные барьеры
Коммуникативный барьер -это совокупность препятствий на пути адекватной передачи информации между участниками коммуникационного процесса.
В каждом виде человеческой деятельности присутствуют собственные барьеры, обусловленные спецификой данных видов деятельности. Различные виды и уровни коммуникации (вербальная – невербальная, устная – письменная – электронная, межличностная – групповая – массовая и т. д.) также создают свои специфические барьеры. Поэтому имеют место самые разные попытки систематизации коммуникативных барьеров.
Так, В. Шепель выделяет шесть наиболее явных барьеров:
· дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение;
· инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя иными проблемами;
· антипатия к чужым мыслям,
· языковой барьер – существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта;
· профессиональное неприятие – некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;
· неприятие имиджа коммуникатора
В качестве оснований классификации эффективной коммуникативных барьеров целесообразно выделить (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека.
Барьеры, обусловленные факторами среды. К ним относятся характеристики внешней физической среды, создание дискомфортных условий передачи и восприятия информации:
· акустические помехи – шум в помещение или за окном, ремонтные работы, хлопанье дверец, звонки телефона и т.д. Их негативное влияние усиливается, если в помещении плохая акустика, а собеседник говорит слишком тихо или шепотом;
· отвлекающая окружающая обстановка – яркое солнце или, наоборот, тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном, картины, портреты, т.е. все то, что способно отвлечь внимание собеседников;
· температурные условия – слишком холодно или слишком жарко в помещении;
· погодные условия – дождь, ветер, высокое или низкое давление и т. п.
Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результативности коммуникации в силу своего влияния на индивидуальные психофизиологические особенности коммуникантов.
Технические барьеры. В технической литературе для их обозначения чаще всего используется понятие «шумы». Новые технологии обеспечивают новыми средствами связи, которые более компактны, действуют быстрее, надежнее, информации передают больше.
Большинство барьеров коммуникации обусловлено человеком,
«Человеческие» барьеры коммуникации.
. «Человеческие» барьеры коммуникации можно разделить на психофизиологические и социокультурные.
Психофизиологические барьеры. Осуществляются через различные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувства, обоняние, вкус.. Поэтому барьеры могут возникать вследствие каких-либо физиологических нарушений: нарушений артикуляции (нарушение логопедического характера заикание, картавость и т. д.), глухоты, полной или частичной потери зрения и т.д. На способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики. К наиболее распространенным формам психологического барьера относится нервное напряжение,
Социокультурные барьеры. Люди являются представителями той или иной нации, этноса, класса, социальной группы, религиозной конфессии, профессионального сообщества, демографической группы и т.д. Все это и порождает их социокультурные различия, обусловленные принадлежностью к тому или иному языковом, этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно.