В чем заключается сущность ситуационного подхода к управлению?
Ситуационная концепция управления.
Ситуационный подход использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. Одним из основоположников ситуационного подхода является крупный американский специалист в области менеджмента Игорь Ансофф.
Ситуационный подход увязывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Методологию подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс:
- менеджер должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает знание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений;
- менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия (как положительные, так и отрицательные) от применения данной методики в конкретной ситуации;
- менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных;
- менеджер должен уметь отбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект для конкретных ситуаций, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.
Наиболее важным вкладом ситуационного подхода в управление является установление внутренних переменных и внешних факторов среды.
Основное теоретическое положение ситуационного подхода к теории организации заключается в том, что степень ее эффективности и успеха определяется степенью адаптации организационной структуры и организационного поведения факторами и ограничениями окружающей среды. Такое положение осуществляется путем проверки следующих предположений:
- условия неопределенности - фактор, определяющий адаптивность организации;
- технология - взаимовлияющий фактор между средой и организацией;
- размер организации - структурный фактор, определяющий характеристики организации и ее возможности к адаптации;
- выбор варианта организационного проекта - решающий фактор в вопросе определения рамок адаптации.
Таким образом, ситуационный подход представляет определенную рамку взаимоотношений между различными условиями окружающей среды и различными типами организационных структур.
5. Раскройте сущность планирования как функции управления
Планирование имеет разработанные методики, использует научный подход, совершенствует и применяет новые методики и улучшения, поэтому планирование – это наука. В связи с тем, что специалисты применяют разные методы, формы, виды и элементы планирования в зависимости от конкретной ситуации, своих знаний, личных качеств, стиля и подхода, планирование – это искусство.
Планирование как вид деятельности – это процесс выработки действий по достижению цели.
Планирование отвечает на следующие вопросы:
Что делать и для кого (товар)?
Как делать (технология, программа действий)?
Когда делать?, Сколько делать?
Также планирование помогает оценивать уже совершенные действия (отвечает на вопросы: что уже было сделано, какие ресурсы уже есть и т. д.).
Цели планирования:
1. Обеспечение целенаправленного развития организации;
2. Перспективная организация и ранее распознавание проблем в будущем;
3. Координация деятельности структурных подразделений и работников организации;
4. Создание эффективной базы для объективного контроля;
5. Стимулирование трудовой активности работников;
6. Информационное обеспечение работников организации.
Принципы планирования:
1.Единство научно-технических, социальных, экономических задач
2. Научная обоснованность и оптимальность решений. Применение современных технологий, прогрессивных процедур и методов производственных процессов в использовании методов оптимального планирования, экспериментов и т.д.
3.Доминирование стратегического планирования, ориентация на отдаленные результаты.
4. Комплексность планирования – комплексная увязка всех разработанных планов на всех уровнях.
5. Ресурсная сбалансированность планов- соблюдение балансов во всех сферах и на всех уровнях предприятиях.
6. Гибкость и эластичность – требование динамических изменений планов на изменения внутренних и внешних факторов.
7. Непрерывность планирования – скользящее планирование.
Этапы планирования:
-определение миссии – основного ориентира действий;
-прогнозирование – оценка будущего состояния внешних и внутренних факторов;
-формулирование целей (желаемых результатов). Цель должна быть четкой, ясной, конкретной, измеримой (ответ на вопрос «что»). Идеал – недостижимая цель;
-программирование – создание планов действий, программ, графиков работ – планов во временной последовательности (ответ на вопросы «когда», «как»);
-бюджетирование – определение объема работ и распределение объемов ресурсов по видам работ (ответ на вопрос «сколько»);
-формирование политики предприятия – составление общих правил деятельности на предприятии;
-формирование процедур действий (бизнес процессов).
Виды планов:
Признаки классификации планов:
1. По периоду планирования
а) долгосрочные стратегические более 5 лет
б). среднесрочные ( тактические 1-5 лет)
в). краткосрочные ( оперативные до 1 года)
2 По уровню планирования(организация в целом , подразделения, проект и отдельный исполнитель)
3. По предмету планирования (НИОКР, производство, сбыт, снабжение)
4. По содержанию планирования (производственно-тематическое планирование – формирование плана организации определяющего меры по совершенствованию технологий ; ресурсное планирование, объемно-календарное планирование( планирование объемов работ, подразделений, исполнителей, построение календарных графиков по отдельным календарным периодам)
5 По цели планирования (подразумевает разработку стратегического и оперативного планирования)