Сушь — сушить — засушить — сушка — высушили.
Выучите чистоговорки, стишки:
са — са — са — на носу оса
ша — ша — ша — мы у шалаша
со — со — со — покатилось колесо
шо — шо — шо — вот хорошо
си — си — си — шило принеси
ши — ши — ши — живу в тиши
су — су — су — несу косу
шу — шу — шу — сейчас я укушу
сы — сы — сы — нет лисы
ыш — ыш — ыш — вот камыш
аш — аш — аш — наш шалаш
ас — ас — ас — вот ананас
Мышка сушек насушила, |
Мышка мышек пригласила. |
Мышки сушки кушать стали, |
Мышки зубики сломали. * * * |
Шел Саша по шоссе, |
Нес сушки в мешке. |
Сушку — Грише, |
Сушку — Мише. |
Есть сушки Проше, |
Васюше и Антоше. |
Еще две сушки |
Нюше и Петруше. |
В. Тимошенко |
* * *
Хорошо пошел, урок.
Лижет плошку мой щенок.
А. Шлыгин
Звук[р]
Вызвать правильный звук [р] достаточно трудно. Практика показывает, что вызвать звук при помощи подражания удается очень редко. Обычно постановке звука предшествует долгая работа по подготовке артикуляционного аппарата, выработке нужных движений языка, развитию способности различать правильные и неправильные звуки. Поэтому и маме и ребенку надо запастись терпением и быть внимательными. Чтобы вызвать нужную вибрацию кончика языка, необходимо предварительно выполнить подготовительные упражнения:
а) сначала медленно, затем быстрее язык высовывают и убирают;
б) высунув язык, двигают им справа налево и наоборот;
в) кончиком языка стараются достать кончик носа, затем подбородок.
Кроме того, необходимо выполнять следующие упражнения.
1. Раскрыть рот пошире так, чтобы нижние и верхние зубы были хорошо видны. Широко распластанный язык поднять так, чтобы он своими краями плотно прилегал к верхним зубам и была видна нижняя часть языка и подъязычная уздечка. При этом уздечка натягивается, как «гитарная струна».
2. Щелкать языком (то быстро, то медленно) так, чтобы он всей своей массой сначала присасывался к нёбу, а затем отрывался. Рот при этом широко открыт, а нижняя челюсть — неподвижна. Подъязычная уздечка растягивается и должна быть хорошо видна.
3. Открыв рот, улыбнуться, поднять широкий язык к небу и кончиком ударять в небо за зубами (альвеолы), произнося [т-т-т] или [д-д-д], сначала медленно, затем все быстрее. Ребенку шпателем или ручкой чайной ложки надо указать место удара кончика языка о нёбо. Для проверки правильности выполнения упражнения подставьте ко рту пузырек или полоску бумаги. Воздух при выдохе должен попадать в пузырек, а бумажка отклоняться.
4. Поднять язык к небу, хорошо растянув уздечку. Плотно прижать к небу боковые края языка (можно прижать их большим и указательным пальцами руки). Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса, произнося [з-з-з] или [ж-ж-ж], одновременно проведя пальчиком по уздечке. Можно ручкой чайной ложки под кончиком языка проводить быстрые колебательные движения в горизонтальном направлении. Если выдох у ребенка слабый, давайте ему почаще надувать резиновые воздушные шары или любые резиновые игрушки. Иногда легче добиться правильного, выдоха, произнося звуки [дз] или [тж]. Обязательно проследите, чтобы язык был хорошо распластан, а струя выдыхаемого воздуха была направлена по средней линии на кончик языка.
Упражнения выполняются не более пяти минут, но несколько раз в день, понемногу увеличивая напор воздуха. Постепенно звукосочетания [дз] или [тж] перейдут в [тр] или [др]. Необходимо постоянно следить, чтобы кончик языка вибрировал, края языка плотно прижимались к верхним зубам, а рот был широко открыт.
Звуки [т] и [д] являются опорными звуками для правильного звукопроизношения звука [р]. Если длительное время вместо [р] слышится звукосочетание [тр] или [др], значит, мышцы языка еще недостаточно натренированы и все упражнения необходимо продолжать. Когда мышцы языка будут крепкими, вы вначале услышите короткий звук [р], который постепенно будет становиться все длиннее. Надо добиться раскатистого, длительного звука без включения голоса.
Занятия желательно проводить перед зеркалом, чтобы вначале вы показали ребенку, где должен находиться язык. Кроме того, работая перед зеркалом, ребенку легче контролировать положение языка. Не забывайте, что переходить к следующему упражнению можно только полностью освоив предыдущее. В данном случае лучше продвигаться вперед чуть медленнее, чем поспешить.
Если ребенок не просто не выговаривает звук, а заменяет его другим, то одновременно с выполнением упражнений, тренируйте ребенка, чтобы он мог различать безошибочно звуки на слух. Предложите ребенку ряд слогов: ва, ра, ла, на, ка, са и т. д., пусть услышав слог со звуком [р], он поднимет руку или хлопнет в ладоши, как вы с ним договоритесь. Когда он научится это делать легко, усложните задание, называя уже слова, а он будет выделять с нужным звуком. Только не забывайте, что ребенку легче всего выделять первый звук, поэтому, по крайней мере, в начале занятий, слова должны начинаться звуком [р].
Только получив чистый звук, можно переходить к его закреплению в слогах. В данном случае начинать лучше с обратных слогов.
Ребенок повторяет отраженно.
АР — АР — АР УР — УР — УР | ОР — ОР — ОР ИР — ИР — ИР |
Слоговые ряды для запоминания.
АР — ОР — АР ОР — АР — ОР ОР — ИР — ОР | УР — АР — УР ИР — АР — ИР |
Слова повторяются отраженно.
арба арбуз | орбит орден | ирис Ирка | урна ура |
Слоги повторяются отраженно:
РА — РА — РА РУ — РУ — РУ | РО — РО — РО РЫ — РЫ — РЫ |
Закрепите звукопроизношение словами, словосочетаниями и короткими предложениями. Произнесите отраженно слоги.
ТРА— ТРО— ТРУ— ТРЫ
ДРА— ДРО— ДРУ— ДРЫ
КРА— КРО— КРУ— КРЫ
ГРА— ГРО— ГРУ— ГРЫ
ВРА— ВРО— ВРУ— ВРЫ
ПРА— ПРО— ПРУ— ПРЫ
ФРА— ФРО— ФРУ— ФРЫ
Придумайте слова с этими слогами и проговаривайте с ребенком. Выучите чистоговорки, потешки, скороговорки, стихи.
ра — ра — ра — на дворе жара
ро — ро — ро — новое перо
ру — ру — ру — не люблю жару
ры — ры — ры — это комары
ар — ар — ар — синий шар
ор — ор — ор — сосновый бор
ур — ур — ур — напоите кур
ир — ир — ир — нам нужен мир
ыр — ыр — ыр — дайте сыр
тра — тра — тра — высокая трава
тро — тро — тро — едем в метро
гра — гра — гра — веселая игра
бро — бро — бро — делайте добро
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. |
* * * Добры бобры идут в боры. Идут бобры в сыры боры, Идут бобры в стары боры. |
* * * |
Светит солнышко с утра |
В детский сад идти пора. |
* * * |
И при Прокопе кипит укроп, И без Прокопа кипит укроп. И ушел Прокоп — кипит укроп, И пришел Прокоп — кипит укроп. |
* * * |
Посмотрите на Иринку: Ест Иринка мандаринку. Съест Иринка мандаринку, Бросит корочки в корзинку. А. Стародубова |
* * * |
Черепаха как-то раз |
На пригорок взобралась, Чтобы ноги |
Поразмять, На припеке Подремать. |
О. Дриз |
Чтобы добиться правильного произношения смягченного звука [р'], необходимо показать ребенку, что этот звук приобретает мягкость в результате приближения кончика языка к шейке верхних резцов в месте альвеол. Легче всего добиться мягкого звука в слоге ри.
Вначале, как и в предыдущих случаях, проговаривайте отраженно слоги ре, ри, рю, ря, ер, ир, юр, яр, арь, орь, ерь, ырь.
Подберите слова и короткие предложения с этими звуками, ребенок может и сам попробовать найти слова с этими слогами.
Выучите чистоговорку.
ре — ре — ре — щука в ведре
ри — ри — ри — прилетели снегири
рю — рю — рю — я репу варю
ря — ря — ря — поднимайте якоря
ерь — ерь — ерь — это дикий зверь
орь — орь — орь — у ребенка корь
арь — арь — арь — на стене висит фонарь
Поиграйте в игры.
1. Представь, ты отправился в магазин покупать новую мебель, но только ту, в которой есть звуки [р] и [р']. Что бы ты купил? (кровать, кресло, сервант, ковер, картину, журнальный столик и т. д.)
2. На новоселье угощали гостей только блюдами, в названии которых есть звуки [р] и [р']. Что ели гости? (рыбу, торт, смородину, черешню, мороженое, мармелад и т. д.)
3. Какие части дома имеют в своем названии звуки [р] и [р']? (крыша, труба, дверь, дверная ручка, рама, крыльцо, порог, чердак).
Звук [л]
Возьмите зеркало и покажите ребенку, какое положение принимают язык и губы, когда вы правильно произносите звук. Попросите ребенка повторить. Если звук [л] не удалось вызвать по подражанию, значит, надо подготовить артикуляционный аппарат и добиться большей подвижности кончика языка.
Предложите ребенку выполнить следующие упражнения:
а) вытянуть губы трубочкой и чуть растянуть их как бы в улыбке. Попросите ребенка подержать их в таком положении хотя бы 5-10 секунд;
б) открыть рот, высунуть язык и кончик его тянуть вверх, стараясь, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной;
в) расслабленным языком делать ласкательные движения, облизывая при этом верхнюю губу.
Упражнения делаются до тех пор, пока не будут четко выполняться. После этого предложите ребенку сделать такое упражнение: поднять язык кверху широкой чашечкой так, чтобы его кончик уперся в верхние резцы. Края языка не должны смыкаться с боковыми зубами, по бокам языка должна образоваться щель, через которую будет проходить воздух. Воздух ребенок выдыхает умеренной струей по бокам языка в щеки так, чтобы при прикосновении пальцами к щекам ощущалось «булькание» воздуха. Расслабленным языком делаются быстрые ласкательные движения с голосом (как клокочет индюк) — получается бл-бл-бл. Чтобы получить длительный звук [л], надо сделать язык чашечкой, поднять его к верхним резцам или альвеолам и включить голос. Язык при этом остается неподвижным. При выполнении данного упражнения губы принимают овальную форму, зубы разомкнуты и неподвижны. Когда язык, произнося длительный звук [л],отрывается от альвеол, произносится гласный звук, сливаясь в слог. Например л... а, л... о и т. д.
Можно еще вызвать межзубный звук [л].Однако надо иметь в виду, что произношение межзубного звука возможно только как упражнение, для закрепления в речи этот звук использовать нельзя. Для получения межзубного звука при разомкнутых губах широкий, расслабленный язык прикусывается передними зубами. Обязательно следите, чтобы язык не соприкасался с верхними губами. Произнося прижатым языком продолжительный звук ыыыы, получается звук [л].Затем, разжимая и сжимая зубы, как бы жуя язык, произнести слоги ла-ло-лу-лы. По мере того, как произношение улучшается, язык постепенно заводится за зубы, упираясь своим кончиком в альвеолы.
Если ребенок не просто плохо произносит звук, а заменяет его другим, необходимо научить малыша различать звуки на слух. Методика та же, что и при отработке звука [р].Вначале ребенку предлагаются слоги, из которых он выделяет те, что содержат звук [л],потом предлагаются слова. Если ребенок путает [л]и [в],надо следить, чтобы губы не участвовали в произнесении звука. Можете в начале занятий придерживать движение губ пальцами.
После того как ребенок научился совершенно чисто произносить твердый звук, можно переходить к закреплению его в слогах.
Слоги произносятся ребенком отраженно.
ЛА — ЛА — ЛА ЛО — ЛО — ЛО ЛУ — ЛУ — ЛУ ЛЫ — ЛЫ — ЛЫ | АЛ — АЛ — АЛ ОЛ — ОЛ — ОЛ УЛ — УЛ — УЛ ИЛ — ИЛ — ИЛ |
Ребенок произносит слова отраженно.
Лак, лад, лаз, лай, лапа, лампа, ласка, ларек, палас, класс, шпала, школа.
Лог, лом, лот, лоб, лов, локоть, ловить, лодка, сало, пилот, слог.
Луч, луг, лук, лучина, лужа, луна, лупа, плуг, слуга.
Лыжи, лыко, лыжник, лысый, балы, балык.
Ребенок проговаривает ряды слов. Чем они отличаются?
Бал — дал — вал — мал — зал — пал.
Зол — дол — гол — кол — мол — тол.
Ребенок учит наизусть чистоговорки, стихи, загадки.
ла — ла — ла — веселая юла
ла — ла — ла — девочка мала
ла — ла — ла — мама чай пила
ло — ло — ло — тихо и тепло
ло — ло — ло — в дереве дупло
лу — лу — лу — купили мы юлу
лу — лу — лу — я танцую на балу
лы — лы — лы — чистые полы
лы — лы — лы — налетели пчелы
ал — ал — ал — ребенок мал
ол — ол — ол — забил я гол
ул — ул — ул — не ломай стул
ил — ил — ил — я кубики сложил
ел — ел — ел — у Лары мел
алка — алка — алка — у Вани скалки
олка — олка — олка — нитка и иголка
илка — илка — илка — у мамы пилка
Спелое яблоко со стола упало — |
Мне в рот попало. |
* * * |
Не жалела мама мыла. |
В воде искупался, а сух остался. |
(Гусь) |
Белое одеяло землю одевало. |
Солнце напекло, одеяло потекло. |
(Снег) |
Скатерть бела, весь свет одела. |
(Снег) |
Мягкие лапки, в лапках — царапки |
(Кошка) |
Молод был — светло светил, |
Под старость устал — меркнуть стал |
(Месяц) |
В сосне дупло, в дубле тепло, |
А кто в дупле живет в тепле? |
(Белка) |
* * * Свинья тупорыла, | |
Белорыла, | |
Полдвора рылом изрыла, | |
Вырыла полрыла. | |
До норы не дорыла. | |
* * * | |
Завизжала пила, | |
Зажужжала, как пчела, | |
Пропилила кусок, | |
Наскочила на сучок, | |
Лопнула и стала. | |
Начинай сначала. | |
* * * | |
Этот шмель очень смел. | |
Он на липу полетел. | |
* * * | |
Коля, Коля, Николая | |
За собою убирай! | |
У тебя ленивы руки: | |
Под столом ремень и брюки, | |
На полу рубаха, | |
Николай — неряха! | |
И. Демьянов |
Дифференциация звуков [р] — [л]
Вначале отраженно произносятся слоги.
АР — АЛ ОР — ОЛ ИР — ИЛ ЕР — ЕЛ УР — УЛ ЮР — ЮЛ | РА — ЛА РО — ЛО РИ — ЛИ РЕ — ЛЕ РУ — ЛУ РЮ — ЛЮ |
Ребенок произносит слова парами. Чем отличаются слова?
Бал — бар, мол — мор, дал — дар, тол — тор, мир — мил, игла — игра, село — серо, укол — укор, полка — порка, ложь — рожь, лука — рука.
Выучите чистоговорки, поговорки.
ра — ра — ра — хорошая игра
ла — ла — ла — Клара пришла
ри — ри — ри — на поле косари
ли — ли — ли — ранка не боли
ро — ро — ро — нет у нас метро
ло — ло — ло — в дереве дупло
ре — ре — ре — трава на дворе
ле — ле — ле — заяц на осле
ру — ру — ру — скачет кенгуру
лу — лу — лу — сижу я на полу
рю — рю — рю — я подарок подарю
лю — лю — лю — саблей заколю
ры — ры — ры — принесли дары
лы — лы — лы — принесли столы
ря — ря — ря — поднимайте якоря
ля — ля — ля — сырая земля
ар — ар — ар — укусил комар
ал — ал — ал — я упал
ор — ор — ор — сладкий помидор
ол — ол — ол — гол как сокол
ир — ир — ир — нам нужен мир
ил — ил — ил — страшный крокодил
ур — ур — ур — накормите кур
ул — ул — ул — не ломай стул
ер — ер — ер — на лугу клевер
ел — ел — ел — паук муху съел
ыр — ыр — ыр — люблю я сыр
ыл — ыл — ыл — я полы помыл
ер — ер — ер — повесили ковер
ел — ел — ел — в лес пошел
арь — арь — арь — горит фонарь
аль — аль — аль — пришел февраль
орь — орь — орь — у Лары корь
оль — оль — оль — сильная боль
ель — ель — ель — у Ромы дрель
ель — ель — ель — наступил апрель
ырь — ырь — ырь — большой пузырь
ыль — ыль — ыль — на полу лежит пыль
Клара у Вали играет на гитаре.
* * *
За всякое дело берись смело.
* * *
Что с возу упало, то пропало.
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ
Ребенок обязательно должен научиться хорошо читать до школы. Это в прежние времена мы учили в первом классе долго буквы, потом читали букварь, а сейчас с первых дней на дом задаются довольно большие тексты. Текст надо не только прочитать, но и пересказать, и ответить на вопросы по нему. Когда ребенок только начинает читать, он все силы тратит именно на чтение, а смысл еще ускользает от него, как правило, он просто не понимает текста. Поэтому плохо читающие дети, начинают отставать не только по чтению, но и по математике. Пока они доберутся до конца задачи, они не помнят, что было в начале. Если вы любите своего ребенка, вы своевременно научите его читать.
Специалисты долго спорили, когда надо начинать учить чтению. Сейчас пришли к единому мнению, что чем раньше, тем лучше. Дело в том, что когда малышу 3-4 года, он инстинктивно вслушивается в слова, а в 6-7 лет, когда словарный запас уже достаточно велик, ему не надо прислушиваться, ему уже неинтересно.
Прежде чем начинать ребенка учить читать, необходимо научить его слышать звуки нашей речи. Когда вы даете малышу машинку, вы говорите: «Вот это пожарная машина. Она едет тушить пожар. Вот это «скорая помощь», когда кому-то плохо, она едет лечить людей». Слово вы не можете дать пощупать, пусть он попробует его, что называется «на вкус». Расскажите ему, что как дом строится из кирпичиков, так и слова строятся из отдельных звуков. Предложите ему короткое слово, например, «лук». Пусть он его поет несколько раз медленно, а потом спросите: «С какой буквы начинается слово? А ты можешь догадаться на какую букву кончается слово? А какая буква в середине?». Затем предложите слово «люк» и спросите, чем они отличаются. Пропойте слово, чтобы ребенок четко слышал звук [у] (рис. 11, 12). Гласные Е, Ё, Ю, Я даются малышу значительно труднее других, потому что дети слышат не «люк», а «льюк». Обычно дети довольно легко называют первую и последнюю буквы, и не сразу среднюю.
Играйте в игру, где вы говорите слово, а ребенок называет слово на последнюю букву вашего (танк — камень — нос — снег и т. д.). Вначале ему может быть будет трудно, тогда вы осторожно подсказывайте. Попросите его принести вам игрушки, первая буква в названии которых м или к. Пойте с ребенком песенку жука — ж-ж-ж, комара — з-з-з, потом попросите вспомнить слова, в которых есть эти звуки. Вспомните, как пыхтит ежик, шипит змея и т. д. Вначале ребенок будет называть мало слов, но с каждым разом их будет все больше. Но если одни согласные можно тянуть (в, ж, з, л, м, р, с, ф, х, ч, ш), то другие надо произносить очень четко, выделяя их голосом (б, г, д, к, п, т, ц, щ), а звук [р] произносится раскатисто. Предложите придумать слова на эти буквы, но не на все сразу, конечно.
Постарайтесь в занятиях-играх с малышом чередовать легко и трудно выделяемые звуки. Учите делить слова на слоги, делите все. Можно хлопать в ладоши, можно на каждый слог ударять по мячу. Есть еще один интересный способ: пусть малыш подставит под подбородок ладошку и вместе с вами скажет ди-ван. Сколько раз подбородок коснулся руки столько слогов в слове. В слове столько слогов, сколько гласных букв: е-ще (два слога), а в слове дверь — один. Вначале расскажите, что буковки соединяются в слоги и пропойте вместе с малышом по-то-лок. Дети моментально постигают эту игру, им нравится «все делить», как они говорят.
Наконец, ваш ребенок научился определять, какой звук вы подчеркнули. Произнося слово, он может сам выделить любой звук в слове, легко подбирает слова, сходные по звуковому составу. Расскажите малышу, что звуки есть гласные и согласные. Гласные звуки поются и при произнесении их выдыхаемый воздух не встречает преград. Спойте вместе с ним А-А-А, О-О-О. Спросите у малыша, у каких его друзей имена начинаются с гласной буквы (Ира, Алеша, Игорь, Оля и т. д.). Согласные буквы сидят в ротике под замочком, чтобы им выбраться наружу их должен выпустить язычок или губки, поэтому они чувствуют себя одиноко и им очень хочется дружить с гласными буквами. Вырежьте кружки красного, синего и зеленого цвета. Объясните, что синие кружки — твердые согласные звуки, зеленые — мягкие согласные, красные — гласные. Попросите его выложить имя Аня. Вот тут вы можете познакомить ребенка с первым правилом русского языка: после мягкого согласного звук [а] обозначается буквой я. Выложите слова на рис. 11 и 12. Не рассчитывайте, что ребенок сразу все поймет и запомнит, проявите терпение. На рис. 13, 14, 15 пусть ребенок выложит кружками слова: сом, пес, лиса. Если он затрудняется, на первых порах помогайте ему осторожной подсказкой. Можете вернуться к чистоговоркам и выложить на — ня, ра — ря. Спросите, какие еще слова он может придумать, чтобы они подходили к этим схемам (сук, лук, лес, люк, река и т. д.). Находите различные картинки и просите малыша выложить слово.
Вырежьте из картона буквы, высотой примерно 10 см, и оклейте их шероховатой бумагой, тогда дети легче их запоминают. Начинайте учить буквы с гласных. Покажите ему букву А. Пусть он обведет ее пальчиками, обрисует на бумаге и раскрасит. Спросите у него, что мама приговаривает, когда малыш не может уснуть: А-А-А, а что кричат когда чего-то испугались: А-А-А. Попросите ребенка выложить из фишек слова: кран, лампа, мама и найти в них одинаковый звук и заменить его буквой А. По мере того, как вы выучиваете буквы сразу заменяйте фишку на необходимую букву. Выучите с ним стишок:
Два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
С. Маршак
Придумайте слова, которые начинаются с этой буквы. В слове «сова» какая последняя буква? В названии каких частей тела есть эта буква (глаза, спина, рука, нога). В названии каких фруктов и овощей есть буква А? Найдите какой-нибудь короткий текст с крупными буквами и попросите ребенка подчеркнуть в нем все буквы А и посчитать их. Чем отличается звук А от буквы А? Букву можно потрогать.
Следующей дайте букву Я. Дело в том, что для того чтобы прочесть слово, надо знать, какая буква стоит за согласной, и очень часто дети успешно справляются с заданиями, когда за согласными стоят гласные А, О, У, Ы, Э, как нас в детстве учили: «Мама мыла раму», но когда доходят до слов с Я, Ю, Е, Ё, И они просто не понимают, как это читать, ведь звучит совсем иначе.
Расскажите стишок:
Каждым знает:
Буква Я
Самая хвастливая.
Г. Юдин
Обведите букву и раскрасьте. Предложите ребенку выложить фишками АНЯ (красная, зеленая, красная), ЯША (красная, синяя, красная), затем знакомые буквы заменяют фишки.
Выложите на рис. 16, 17, 18 кружками и знакомыми буквами слова цапля, заяц, змея.
Придумывайте слова с этой буквой, подчеркивайте ее в предложениях.
Точно так же парами знакомьте ребенка с остальными гласными Э — Е, У — Ю, Ы — И, О — Ё.
Каждую букву давайте малышу пощупать пальчиками, обвести и раскрасить.
Выучите на каждую букву стишок.
В этой букве нет угла. Оттого она кругла, До того она кругла, Покатиться бы могла. Е. Тарланов * * * |
Е и Ё — родные сестры. Различить сестер непросто. Но у буквы Ё две точки. Словно в лесенке гвоздочки. В. Степанов |
* * * Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью Ой, смотри-ка. Что случилось? Получилась... буква Ю. А. Шибаев |
* * * Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву Повесить пальто. Е. Тарланов * * * |
Вот топор, полено рядом, Получилось то, что надо: |
Получилась буква Ы —
Все мы знать ее должны.
В. Степанов
* * *
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна лежит наискосок.
В. Степанов
* * *
Выложите кружки и буквы на рис. 19, 20.
Чтобы убедиться, что ребенок хорошо усвоил буквы Ы — И, называйте слова, а ребенок показывает букву, которая в этом слове.
Был — бил, мыл — мил, пыл — пил, ныл — Нил, сыр — сын, лист, крик, дым, кит.
Покажите, как образуется множественное число. Вы говорите в единственном, а малыш во множественном.
Сад — сад(ы), ус — ус(ы), куст — куст(ы), нос — нос(ы) и т. д.
Следующее задание может быть таким: вы называете слово и просите назвать его ласково, чтобы в конце получилось И.
Сады — садики, усы — усики, кусты — кустики, носы — носики и т. д.
Над лугами в синеве
Пролетает буква Э,
Это ласточка весной
Возвращается домой.
В. Степанов
Это довольно трудная для детей буква, работу с ней надо проводить особенно тщательно и не спешить. Покажите перед зеркалом, как меняется артикуляция при произношении звуков А и Э. Старайтесь сами очень четко выговаривать букву, чтобы у ребенка не было сомнения, какой это звук. Спросите: «Что есть у телевизора?» — Экран.
— Кто чинит электричество?
— Электрик.
Загадайте загадки:
Никто его не видывал,
Никто его не слыхивал.
Без тела, но живет оно.
Без языка кричит.
(Эхо)
* * *
К дальним селам, городам
Что идет по проводам?
Светлое величество! Это....
(Электричество)
Чтобы убедиться, что ребенок хорошо усвоил гласные, сложите вырезанные буквы в мешочек и поиграйте в «угадайку». Малыш закрывает глаза, достает букву и на ощупь определяет ее.
И только теперь можно начинать соединять буквы. Положите вырезанные буквы А и У на расстоянии, и пусть ребенок поет первую букву и передвигает ее в сторону второй. Когда они соединятся он читает АУ. Первый раз можете подсказать, спросив, что кричат в лесу, когда заблудятся. Поменяйте буквы местами, и теперь У двигается к букве А. получилось УА. Спросите у малыша: «Кто кричит УА?» Желательно, чтобы он сразу вдумывался в прочитанное. «Как кричит осел?», малыш отвечает ИА, а вы просите его выложить это слово. Все время спрашивайте: «Сколько букв ты прочитал? Какая буква первая, какая вторая?». Некоторые слоги произносите вначале вслух и просите ребенка выложить их, спросив: «Какой звук первый, какой второй». Когда вы стали легко соединять гласные, переходите к согласным буквам. Не имеет принципиального значения, в какой последовательности их учить. Можете начать с родной буквы М. Учите согласные по аналогии с гласными. Когда буква хорошо закреплена, читайте с этой буквой слоги, но следите, чтобы ребенок не читал буквы по отдельности. Детям легче, когда первая гласная. Возьмите А и М. Какие звуки мы взяли? А теперь пой звук А и двигай в сторону М, буквы хотят познакомиться. Правильно, получилось АМ. Когда говорят АМ? Я тебя сейчас съем! АМ и проглочу. Также прочтите: ОМ, ЕМ, УМ, ЮМ, ЫМ, ИМ, ЭМ, ЁМ.
Снова учимся соединять буквы. Чтение прямого слога (согласная + гласная) — самый ответственный момент обучения. Не увлекайтесь механическим соединением букв в один слог, например, М и А, как будет вместе? Только сразу слог, иначе вы потом намучаетесь. Мы уже говорили, что согласные буквы сидят в ротике, и их не хотят выпускать на волю то зубки, то губки, поэтому, вырвавшись на свободу, они соглашаются с любой гласной буквой, которая за ними стоит, и поэтому читать ее надо, в зависимости от того, до какой гласной буквы добежала согласная, чтобы поиграть в слова. Дорожка, по которой бежит согласная буква, никак не должна прерываться, иначе согласную букву спрячут, и будет она опять сидеть взаперти.
Слоги:
М_______А МА М______ЯМЯ
Читаем слитно слоги:
МА МО МУ МЫ МЭ | МЯ МЁ МЮ МИ МЕ |
Если есть затруднения в слитном чтении согласных с буквами Я и Ю, можно рассказать сказку про большого медведя и его маленького шалуна сынишку. Большой говорит сердито и твердо МА, а маленький — нежно, мягко МЯ, МЮ. Можно вернуться к разделу «Развитие речи» и повторить чистоговорки, вы( говорите всю фразу, а ребенок последний слог, можно просто повторять разговор медведей: ма — мю, мэ — ме, му — мю, мы — ми, мо — мё. Научите ребенка складывать слоги с мягкими и твердыми согласными, это избавит его в школе от многих ошибок при письме.
Аналогичным образом вы учите все согласные буквы и их соединения со всеми гласными буквами, т. е. буква и сразу слоги. Если со следующей буквой можно составить короткое слово, прекрасно, тогда к концу алфавита вы будете читать. Когда все буквы и слоги выучены, дайте малышу прочитать их вразнобой, потому что они часто просто запоминают наизусть и, не вдумываясь, повторяют, зная, что должно быть.
МА | НЯ | СИ |
КО | ОН | ОР |
ШУ | МЫ | ЛО |
ОК | НО | ТО |
УХ | СА | ХА |
УК | РО | КЯ |
УФ | ДО | МЮ |
ТЕ | НА | ФУ |
ЫР | ШИ | АЗ |
ЩИ | БУ | ЯК |
БИ | ЮВ | ЧА |
ТЯ | ОЗ | ХО |
НЯ | ГА | ДИ |
ЕМ | ЖО | ПЯ |
НЫ | ЦО | ФИ |
КЯ | МУ | СЯ |
Когда вы убедились, что прямые слоги освоены, покажите ребенку, каких успехов он добился и предложите прочитать отдельные слова и даже коротенькие предложения.
СА-НЯ, ОК-НО, МЫ-ЛО, МЫ ИГ-РА-ЕМи т. д. Вначале ему легче будет читать по складам. Пусть он сам складывает слова типа: ноги, рука, шары. Обязательно похвастайтесь его успехами перед папой, бабушкой.
Прочтение слогов из 3 букв рекомендуем предлагать только тогда, когда хорошо слитно читаются слоги из двух букв. Техника чтения такова: называете слог СА и просто добавляете звук М, называете звук У и добавляете слог СЫи т. д.
САМ | ТАМ | КОТ |
УСЫ | МАК | ТОТ |
МАЛ | РОС | ДУБ |
КОМ | АСЯ | ХОР |
АНЯ | СОР | ЧУК |
УХО | УХА | ШИП |
ОЛЯ | ДОМ | ФЫР |
ЭХО | СЭР | СИР |
ПЭР | ЛИЯ | ИРА |
ЛУК | ЛЮК | СЫН |
МАЛ | МЯЛ | МОЯ |
НАШ | НОС | ШУТ |
Слов можно придумать сколько угодно, желательно, чтобы ребенок их еще и складывал. Читать слова надо не один раз, но во второй и третий раз давайте их вразнобой, чтобы не было заучивания наизусть. После прочтения ребенком слова или слога, попросите его повторить прочитанное, а затем спросите, знает ли он такое слово или нет? Спрашивайте, на какой звук начинается слово, на какой заканчивается, какой в середине слова.
Прочитайте предложения:
У о-сы у-сы. У нас рос мак. Наш лук сух. Я ел суп. | У Ро — мы ша — ры. У нас рос лук. У па-пы сын Федя. У ме-ня ма-ши-на. |
Помните, мы говорили о делении слов на слоги, вот они нам и пригодились.
У Ни-ны кош — ка. Ира уш-ла в ки-но. О-ко-ло ма-ши-ны мы-ши. | У Фе-ди миш-ка. Кот у-пал в лу-жу. Ум-на-я со-ва. |
Обратите внимание малыша, что в конце каждого предложения ставится точка.
Определенную трудность представляют слова с несколькими согласными вначале. Объясните малышу, что пугаться нечего, пусть он просто их называет подряд, и у него все получится. Потренируйтесь на слогах.
ТРА ТРИ ТКА СТИ | ТРО ТРЕ ТКУ СТЕ | ТРУ ТРЯ ТКО СМИ | ТРЫ ТРЮ ТКЫ СМЮ | СВА СКА СМА СПА | СВО СКО СМУ СПО | СКУ СМЫ СПУ | |
СПЛО | СКЛО | СПЛЮ | СТА | СТО | СТУ | СТЫ |
ДРА КРА ГРА ВРА ПРА ФРА | ДРО КРО ГРО ВРО ПРО ФРО | ДРУ КРУ ГРУ ВРУ ПРУ ФРУ | ДРЫ КРЫ ГРЫ ВРЫ ПРЫ ФРЫ |
ЖВА ЖВИ ЖВЕ ЖВО ЖВУ ЗБА ЗБО ЗБУ ЗБЫ ЗБИ ЗБЕ | ЖДА ЖДИ ЖДЕ ЖДО ЖДУ ЗВА ЗВО ЗВУ ЗВЫ ЗВИ ЗВЕ | ЖЛА ЖЛИ ЖЛЕ ЖЛО ЖЛУ ЗДА ЗДО ЗДУ ЗДЫ ЗДИ ЗДЕ | ЖМА ЖМИ ЖМЕ ЖМО ЖМУ ЗЛА ЗЛО ЗЛУ ЗЛЫ ЗЛИ ЗЛЕ | ЖНА ЖНИ ЖНЕ ЖНО ЖНУ ЗНА ЗНО ЗНУ ЗНЫ ЗНИ ЗНЕ |
ЗБЮ ЗБЯ ШВА ШКУ ШЛА ШНУ БРА БРО БРЮ ГРА ГРЫ ХРА ПРО | ЗВЮ ЗВЯ ШКА ШКИ ШЛО ШПА БЛА БРУ БРЫ ГРО ГРИ ХРЮ ПРИ | ЗДЮ ЗДЯ ШВО ШКЫ ШЛЯ ШТИ БДА БЛУ БРИ ГРУ ГНУ ХРУ ПРУ | ЗЛЮ ЗЛЯ ШКО ШКЕ ШНИ ШТА БТА БЛЕ БЛИ ГРЯ ГДЕ ХРИ ПРЕ | ЗНЮ ЗНЯ |
Эти слоги должны, что называется, отскакивать от зубов. До тех пор, пока ребенок не будет их свободно читать, за тексты лучше не браться. И вы будете нервничать, и ребенок не получит удовольствия от чтения.
Вот и пришло время выучить последние три буквы алфавита. Предложите ребенку выложить из букв слово гуси. Спросите: «Какой согласный звук во втором слоге?». — «— Правильно, мягкий, потому что после него стоит буква и. Но ведь мы говорим «гуси», когда их много, а если у нас только один, то как мы скажем? Гусь. Сколько звуков в слове? Молодец — три звука, ты убрал звук и. Но что получилось, давай прочтем — Гус.Как же сделать, чтобы звук [с]стал совсем мягким? Оказывается есть волшебная буква, и если ее поставить после согласной, то она всегда будет мягкой. Это Ь, мягкий знак».
Прочтите ребенку маленькие стишки:
Почему не спишь ты, мышь,
И в углу своем шуршишь?
— Спать на твердом не люблю,
МЯГКИЙ ЗНАКсебе стелю.
И. Новикова
* * *
Мягкий знак — хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится.
Но в слово часто просится.
Е. Измайлов
Попросите малыша подчеркнуть в первом стихотворении везде мягкий знак.
Проговорите и разберите с ним, где мягкий звук, где — твердый.
АС — АСЬ ОСЬ — ОС УТ — УТЬ УПЬ — УП | АРЬ — АР ОР — ОРЬ ЫСЬ — ЫС ИР — ЯР |
Спросите у малыша, как уголь превратить в угол. Какой последний звук в словах мягкий или твердый? Можете вначале ему помочь. Обозначьте кружками и буквами слово рысь на рис. 21.
Разберите слова: мел — мель, стал — сталь, был — быль, мол — моль, полка — полька, галка — галька, ел — ель, брат — брать, вес — весь.
Выложите из букв слова: соль, роль, ноль, щель, цель, лень, тень.
Прочитайте предложения:
Мать купила соль.
Хрюша спал весь день.
Лось сел на пень.
Выучите наизусть, еще лучше если ребенок постарается прочитать.
Тень — тень, по-те-тень.
Выше города пле-тень.
Сели звери на пле-тень,
По-хва-ля-ли-ся весь день.
Объясните, что иногда мы ставим мягкий знак и в середине слова: мальчик, пальчик, пальто, больно. Выложите эти слова без ь