Игры, необходимые для развития и укрепления руки, ее моторики
14. В этом возрасте очень важно укреплять руку, если вы хотите, чтобы ребенок красиво писал. Научите его смешивать краски на палитре, чтобы получать разные оттенки. Вначале ребенку будет очень трудно это делать, ведь необходимо брать совсем немного краски, потом хорошо мыть кисточку, но зато какой восторг, когда начнет получаться. И что обязательно надо делать практически каждый день — раскрашивать картинки, причем не красками или фломастерами, а цветными карандашами. Многие дети очень любят рисовать, но предложение что-то раскрасить воспринимают с нежеланием, но делать это необходимо. Ваша задача, постепенно приучить его раскрашивать аккуратно, не вылезая за края. В первом классе и в тетради по математике и по русскому языку очень много раскрасок, и у детей, не приученных к раскраскам, это отнимает невероятно много времени и сил. Они не успевают, нервничают, пропускают, в результате, то, что говорит учитель, отсюда неважная успеваемость, как бы хорошо ребенок ни был подготовлен во всех других отношениях.
Мы уже говорили, что цвета бывают теплые, холодные, радостные и тревожные. Прочитайте ребенку короткую сказку и предложите нарисовать доброго и злого героя. На кого они будут похожи, неважно, главное, чтобы ребенок смог передать красками настроение. Баба Яга злая, мрачная, поэтому она темно-серая или почти черная, а Аленушка или какой-либо другой добрый герой должен быть ярким, радостным. Не забывайте про «душеньку», о которой мы говорили вначале. Вам это поможет и в дальнейшем, когда в первом классе надо будет разделить героев на хороших и плохих, и объяснить, почему это произведение доброе. Никогда не говорите ребенку: «Почему у тебя слон голубой, а земля розовая? Так не бывает». Ребенок передает свое мироощущение, а вы хотите, чтобы он запомнил шаблоны.
15. Обязательно предоставьте детям возможность вырезать. Купите закругленные ножницы и пусть вырезают что угодно. Если не получаются фигурки, пусть учится просто разрезать бумагу на ровные полоски. Чтобы это занятие имело еще смысл, вырезать полоски можно из цветной бумаги по линиям, а затем сделать из полосок простейшие композиции — коврики.
16. Очень важен пластилин, поскольку его необходимо предварительно разминать. В этом случае нужны сила и терпение, которыми малыш не обладает. Опять потребуется ваша помощь, но в меру, нельзя приучать ребенка к тому, что за него все сделают. Полезно выкатывание «колбасок» и шариков. Это развивает силу пальцев, точность и координацию движений, умение управлять ими. Можно расплющить большой шарик и сделать из него блюдо, а из маленьких шариков и «колбасок» получатся прекрасные овощи. Уложить их на блюдо и натюрморт готов. Вот с человеческим лицом или звериной мордой дело обстоит сложнее. Глаза, рот можно сделать спичкой, а вот нос придется делать вам.
Развивать силу пальцев и навыки мелких движений необходимо для успешного обучения письму в школе. Есть еще одно упражнения для развития силы пальцев — разрывать бумагу на мелкие кусочки. Вначале складываете лист пополам и разрываете, затем еще раз, и еще, чтобы набралось шесть слоев. Задача ребенка — сделать как можно больше обрывков. Правда, вам придется объяснить, что рвать можно только ту бумагу, которую вы даете, чтобы ребенок не увлекся.
17. Прекрасно развивает мелкую моторику пальцев нанизывание бус, бисера или просто пуговиц. Последние еще можно и обводить. Можно нарисовать «неваляшку» : внизу большая пуговица, сверху поменьше, а отверстия закрасить и получатся глазки, нос и рот дорисовать уже не проблема.
18. Застегивание одежды и зашнуровывание, ботинок тоже хорошее упражнение для пальчиков, особенно последнее, поскольку в первом классе почти всем это делают бабушки или мамы. На какую-нибудь перекладину привяжите ряд шнурков и пусть дети тренируются.
19. Штриховка — развитие мускульной памяти. Приобретите всевозможные трафареты и с вырезанными геометрическими фигурами, и с различными животными, и просто всевозможные лекала. Начните с простейших геометрических фигур и научите ребенка обводить их. Когда он станет делать это уверенно, переходите к штриховке. Поставьте сразу условие: штриховать только в заданном направлении и не выходить за контуры рисунка. Штриховка — развитие мускульной памяти. Ученые установили, что мускульная память у детей 4-6 лет очень цепкая и наиболее возбудимая. Именно поэтому после 4 лет надо понемногу вводить штриховку, но не спешите и не огорчайтесь, когда у малыша ничего не будет получаться. Предложите ему собирать свои рисунки, чтобы он сам мог наглядно убедиться, что с каждым разом они будут все лучше и лучше. Даже в самом первом заштрихованном рисунке найдите приличную линию и восхититесь ею. Просто дать трафарет и сказать: «Вот так штрихуй» — нельзя, ребенку сразу станет скучно, к тому же его пальчики очень быстро устанут. Пусть он обведет, например, трапецию, а вы пририсуете ей палочки ноги и скажете, что это заколдованный дом, а чтобы он был красивее, можно штриховать разноцветными карандашами, но ни в коем случае не фломастерами. Рисование и раскрашивание фломастерами почти не требует усилия руки. Вначале штрихуйте только горизонтальными и вертикальными линиями, а когда освоите это, можно штриховать петлями, завитушками, даже элементами букв. Делать это желательно до самой школы, и тогда проблема письма не будет для вас болезненной.
20. Ниже предлагается ряд комплексов пальчиковой гимнастики. Как мы уже говорили, развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на детской речи. В Японии, например, тренировку пальцев рук начинают с двух лет, что стимулирует умственные процессы и способствует выработке основных навыков.
Упражнения 1-го комплекса:
1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе.
2. Ладошка — кулачок — ребро (на счет «раз-два-три»).
3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять») соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.
4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегают на перегонки (движения как в 4-м упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
Упражнения 2-го комплекса.
1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой).
2. Козлята (то же упражнение. Но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
3. Очки (образовать 2 кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить их).
4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
Упражнения 3-го комплекса.
1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
2. Птички (поочередно большой палец соединять с остальными).
3. Гнездо (соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).
4. Цветок (то же, но пальцы разъединить).
5. Корни растения (прижать руки тыльной стороной друг к другу, пальцы опустить вниз).
Упражнения 4-го комплекса.
1. Пчела (вращать вокруг вначале указательный палец правой руки, затем левой).
2. Пчелы (то же упражнение, только выполняется двумя руками).
3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).
4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
Упражнения 5-го комплекса
1. Замок (на счет «раз» ладони вместе, на счет «два» — пальцы соединяются в замок).
2. Лиса и заяц (лиса «крадется» — все пальцы медленно «шагают» по столу вперед, заяц «убегает» перебирая пальцами, быстро двигаясь назад).
3. Паук (пальцы согнуты и медленно передвигаются по столу).
4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе — бабочка крылышками машет).
5. Счет до четырех (большой палец поочередно соединяется со всеми остальными).
Упражнения 6-го комплекса.
1. Двое разговаривают (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их к друг другу).
2. Стол (правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).
3. Кресло (правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).
4. Ворота (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы то поднимать вверх, то опускать вниз).
5. Мост (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук).
Упражнение 7-го комплекса.
1. Ромашка (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).
2. Тюльпан (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).
3. Сжимание и разжимание кистей рук на счет «раз-два».
Упражнение 8-го комплекса.
1. Улитка с усиками (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).
2. Раковина улитки (правая рука на столе, левую положить сверху).
3. Ежик (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).
4. Кот (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).
5. Волк (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).
Упражнения 9-го комплекса.
1. Птички летят (пальцами обеих рук производить движения вверх — вниз).
2. Птички клюют (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами).
3. Гнездо (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши).
Здесь дано девять комплексов упражнений, но это не значит, что вы должны их делать все сразу. Выберите какой-либо один, самый простой, который больше подходит вашему ребенку и сделайте его как игру. Постепенно усложняйте упражнения, а некоторые хорошо делать вечером, когда отбрасывается тень на стенку, детям это очень нравится, что только они ни видят на стенке.
21. Ну и, конечно, новые загадки.
Дождь прошел, а я осталась |
На дорожке во дворе. |
Воробьи во мне купались |
На потеху детворе, |
Но до завтрашнего дня |
Солнце высушит меня. |
(Лужа) |
* * * |
По бумаге я бегу, |
Все умею, все могу: |
Хочешь — домик нарисую, |
Хочешь — елочку в снегу, |
Хочешь — дядю, хочешь — сад. |
Мне любой ребенок рад. |
(Карандаш) |
* * * |
Ночь уже не так темна, |
Если светит нам... |
(Луна) |
* * * |
Синяя дорожка |
Осыпана горошком. |
Никто не соберет: |
Ни царь, ни царица, |
Ни красна девица. |
Ни бела рыбица. |
(Звезды на небе) |
* * * |
Выше леса стоячего, |
Выше облака ходячего, |
На поляне синей |
Пасется жеребец сивый. |
Днем он спит, |
А ночью глядит. |
(Месяц) |
* * * |
Бродит одиноко |
Огненное око, |
Всюду, где бывает. |
Взглядом согревает. |
(Небо и солнце) |
* * * |
Бела вата |
Поплыла куда-то. |
(Облако) |
* * * |
Неизвестно, где живет, |
Полетит — деревья гнет. |
(Ветер) |
* * * |
Растет вниз головой, |
Не летом растет, а зимой. |
Чуть солнце ее припечет. |
Заплачет она и умрет. |
(Сосулька) |
* * * | ||
Ой, не трогай меня, | ||
Обожгу и без огня! | ||
(Крапива) | ||
* * * | ||
Был ребенок — | ||
Не знал пеленок, | ||
Стал стариком — | ||
Сто пеленок на нем. | ||
(Капуста) | ||
* * * | ||
Сидит старый дед, | ||
В золотую шубу одет. | ||
Кто его раздевает, | ||
Тот слезы проливает. | ||
(Лук) | ||
* * * | ||
Летит жар-птица, | ||
Золотым пером хвалится. | ||
(Огонь) | ||
* * * | ||
Четыре брата | ||
Под одно шляпой стоят. | ||
Одним кушаком обвязаны. | ||
(Стол) | ||
* * * | ||
Идут, идут, | ||
А с места не сойдут. | ||
(Часы) | ||
* * * |
Зелененький, |
Маленький, |
По полу елозит, |
Себя не занозит. |
Обежал весь теремок |
И опять встал в уголок. |
(Веник) |
* * * |
Не рубашка, а сшита, |
Не человек, а рассказывает. |
(Книга) |
* * * |
Книги читают, |
А грамоты не знают. |
Своих глаз нет, |
А видеть помогают свет. |
(Очки) |
Не страшно, если ребенок будет затрудняться с ответами, помогите ему. Подведите вечером к окну и покажите звездное небо, а днем покажите, как подметаете пол, и уж, конечно, у каждой бабушке есть очки. Обязательно объясняйте непонятные слова.
Год, месяц, день, час
Каждый день мы говорим малышу: «Доброе утро», «Спокойной ночи», и в результате даже у трехлетнего ребенка понятия дня и вечера практически не существует. Поэтому в повседневной жизни необходимо почаще говорить: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать», «Сейчас день и мы будем обедать, а вечером придет папа с работы и мы все сядем ужинать». Постепенно ребенок усвоит это, но чтобы ему помочь, найдите открытки, на которых изображены контрастные части суток (день — ночь, утро — вечер) и задавайте ребенку вопросы. Если вы не найдете дома подходящих открыток, нарисуйте их, как сможете сами, главное, чтобы ночью была луна, утром солнышко чуть показалось из-за горизонта, днем солнце высоко в небе, а вечером оно опять прячется.
Что изображено на картинке? Как ты думаешь, какое это время суток? А почему ты так думаешь? Если ответы вызывают затруднения, осторожно задавайте наводящие вопросы, но так, чтобы в них не заключался ответ. Можно спросить у ребенка: «Что мы будем делать вечером? Куда пойдем утром? Назови соседей утра, вечера, дня, ночи?» После того как ребенок твердо усвоил эти понятия, объясните, что все вместе это называется сутки. Конечно, после этого будет тысяча «почему». Проще всего объяснить малышу смену дня и ночи взяв, если есть, глобус, нет, замените его просто мячом. Отметьте жирной точкой место, где вы живете и держите мяч под настольной лампой. Скажите, что лампочка — это солнышко, оно всегда неподвижно, а мяч — это наша Земля, она вращается вокруг своей оси и вокруг солнышка, чтобы его всем досталось. Один оборот вокруг своей оси и есть сутки, а вокруг солнышка — год. Не бойтесь, что ребенок мал, не все поймет, неважно, в его головке все равно что-то останется, и он уже сам не раз попросит показать, как вращается земля и будет просить, пока не усвоит, тогда интерес пропадет сам собой. Покажите ему рис. 9 и скажите, что солнышко ходит по небосклону,как мы по земле. Возьмите любой рисунок ребенка, у всех, без исключения, на них есть линия горизонта. Дайте ему это понятие, а когда поедете летом на природу, покажите. Гуляйте утром, днем, вечером и обязательно обращайте его внимание на положение солнца. Постепенно он усвоит, что солнце в середине дня стоит выше, чем утром и вечером. Впоследствии покажите ему рис. 10 и опять расскажите, как солнце по небу гуляет.
Не забывайте дать понятия «вчера — сегодня — завтра». Ну, забыли вы, что делали вчера, «А ты мне не подскажешь?», «Что нам надо сделать завтра?», «Куда мы собирались пойти сегодня?». Иногда можно просто спрашивать: «Как называются сутки, которые прошли? Как называются сутки, которые наступят? Как называются сутки, в которых мы живем в настоящий момент?». Доведите это до автоматизма, чтобы ребенок отвечал не задумываясь. Объясните поговорку «день да ночь — сутки прочь». Для закрепления материала, загадывайте загадки.
Что за гость, что прогоняет ночь прочь? (Утро)
* * *
Старенькая бабушка всю землю черным покрывалом укрыла, спать уложила.
Как ее зовут? (Ночь)
* * *
Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется.
Как их зовут?
(День, ночь)
Выучите с ребенком стихотворение:
Закатилось солнышко
Закатилось солнышко
За далекий бор,
За деревья спряталось,
Будто за забор.
Солнышко,
Солнышко,
Сладко засыпай,
Только завтра,
Солнышко,
Встать не опоздай.
М. Садовский
Теперь можно переходить к дням недели. Расскажите, что в неделе семь дней: понедельник (после недели), вторник (второй день недели), среда (средний день), четверг (четвертый день), пятница (пятый день), суббота, произошла от слова саббат, что означает отдых, покой. Только во втором веке нашей эры император Адриан запретил христианам праздновать субботу и перенес выходной на следующий день недели — день Солнца. Спросите у ребенка, в какой день недели он не ходит в садик? Скажите: «Через три дня мы пойдем в цирк (театр, кино, гости). Сегодня среда. В какой день будет праздник?» Выучите с ребенком стихотворение.
Дни недели |
В понедельник — мандарин, |
А во вторник — апельсин. |
В среду — шоколад, |
В четверг — мармелад, |
В пятницу — печенье, |
В воскресенье — варенье. |
* * * |
В понедельник я стирала, |
Пол во вторник подметала. |
В среду я пекла калач, |
Весь четверг искала мяч, |
Чашки в пятницу помыла, |
А в субботу торт купила. |
Всех подружек в воскресенье |
Позвала на день рожденья. |
П. Башмаков |
Разговор о временах года лучше всего начать с прочтения сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев». Спросите: «Сколько месяцев в году?», названия их ребенок, конечно сразу не запомнит, но времена года надо выучить. Начните для наглядности с того времени года, когда вы читали сказку.
Расскажите, что зима холодная. Идет снег, лед на реке, деревья и кустарники голые. Животных и бабочек не видно. Дни короткие, видишь, как рано темнеет. Погода очень холодная, поэтому мы тепло одеваемся. Медведи так боятся холода, что предпочитают спать всю зиму до весны.
На смену зиме приходит весна. Пригревает солнышко, тают сосульки и снег, бегут ручейки. Деревья наливаются соком из земли и даже цвет приобретают другой, а когда совсем потеплеет на них, распускаются листочки, зеленеет травка, появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы. Дни становятся длиннее. Спящие зимой звери просыпаются, греются на солнышке. Птицы начинают вить гнезда.
Становится все теплее, это пришло лето. Все цветет, вас окружают ромашки, одуванчики, созревают фрукты и ягоды. Вокруг летают бабочки и жуки. Дни становятся все длиннее, а ночи короче. Вода в реке такая теплая, что можно купаться, а наша кожа приобретает золотистый оттенок. Это солнышко ее позолотило.
Однако всему хорошему приходит конец. Начинают желтеть или краснеть листики, они покрывают золотом аллеи в парке, а на деревьях их становится все меньше. Это пришла осень. Постепенно дни становятся все короче, перелетные птицы стаями улетают в теплые края. Люди собирают урожай. Дожди идут все чаще, дует ветер и гулять неприятно.
Рассказывая ребенку о временах года, поговорите о старых русских обычаях. Это колядки и Масленица. Колядки, коляда, каледа — это название зимней величальной поздравительной песни, а также название праздника, связанного со временем зимнего солнцеворота. С этого времени день начинается постепенно увеличиваться. В старые времена накануне ново-то года принято обходить крестьянские дворы и петь поздравительные песни. Колядовали отдельно парни, отдельно девушки, дети. Иной раз даже взрослые принимали участие в забавах. Детвора приходила колядовать в масках животных, за плечами у одних висели огромные сумки, другие держали в руках длинные палки. Подходя к одному из домов, стучали палками и просили хозяев:
Уж, ты, тетушка, подай. Ты, лебедушка, подай, Ты подай-ка пирог — |
С рукавичку широк. |
Подавай, не ломай |
И начинку не теряй. |
Подавай и каши — |
Золотые чаши. |
Либо каши горшок, |
Либо блюдо кишок,[1] |
Либо ступу молока, |
Либо блюдо киселя, |
Либо сена клок, |
Либо вилы в бок! |
Уж ты не скупись, |
С нами поделись! |
Когда хозяева выносили угощение: пшеничные или ржаные лепешки, сало, хлеб, — им желали в новом году счастья, благополучия и пели:
На новое вам лето, |
На красное вам лето! |
Куда конь хвостом — |
Туда жито кустом. |
Куда коза рогом — |
Туда сено стогом. |
Сколько осиночек, |
Столько вам свиночек; |
Сколько елок, |
Столько и коровок; |
Сколько свечек, |
Столько и овечек. |
Другой народный праздник, который всегда ждали и отмечали — Масленица. Сейчас тоже очень мало тех, кто не печет в это время блины. Масленицу отмечают за восемь недель до первого весеннего полнолуния — это проводы зимы. В эти дни строили ледяные городки, делали снеговиков, устраивали народные гулянья, санные соревнования. Масленица — хозяйка зимы, и она передает весне ключи, потому и пекут именно блины, что они круглые, золотистые и похожи на солнышко. Дети утром выскакивали на улицу и кричали солнцу:
Солнышко, солнышко, |
Выгляни в окошко, |
Твои дети плачут. |
По камушкам скачут, |
Пить, есть хотят. |
* * * |
Солнышко, колоколышко |
Ты пораньше взойди. |
Нас пораньше разбуди |
Нам зиму провожать. |
Нам весну встречать. |
Мальчишки скакали на палках, как на лошадках и выбрасывали в снег горшочек каши, возвращая земле таким образом то, что она осенью дала человеку. Первый блин тоже отдавался земле. Пели много забавных потешек. Можете выучить некоторые из них с ребенком.
Как на масляной неделе |
Со стола блины летели, |
И сыр, и творог, |
Все летело за порог. |
Как на масляной неделе |
Из печи блины летели. |
Весело было нам, |
Весело было нам. |
Мы блинов давно не ели, |
Мы блиночков захотели. |
Ой, блины, ой, блины |
Вы блиночки мои. |
В последний день Масленицы сооружали из пакли чучело и сжигали, чтобы согреть землю.
Предложите ребенку нарисовать времена года так, как он себе их представляет. Рассмотрите с ним картинки, изображающие разные времена года, обратите его внимание на деревья, дорогу, на местонахождения солнца. Разговаривая о лете, попросите ребенка назвать одним словом: вишни, черешню, сливы, яблоки, персики, груши. Часто дети знают все названия по отдельности, но не могут дать определения — фрукты. Это же относится к ягодам и овощам. Можете спросить, что носят летом и зимой, дайте понятие — одежда.
Периодически задавайте ребенку вопросы:
Назови первый (второй, третий) месяц зимы (весны, лета, осени).
Почему зимой идет снег, а не дождь?
Почему говорят, что декабрь завершает год и начинает зиму?
Назови зимующих птиц.
Какие деревья зимой зеленые?
Какие звери зимой спят?
Какие звери и почему меняют зимой шубку?
Игра «Бывает — не бывает». Вы называете предметы и их признаки, если они есть у предмета, ребенок говорит — бывает, если нет — не бывает.
1. Зимой идет снег (бывает);
2. Новый год начинается 1 мая (не бывает);
3. Днем светло (бывает);
4. Зимой дети собирают в лесу грибы (не бывает);
5. Летом заяц становится белым (не бывает) и т. д.
Предложите ребенку выбрать нужные слова: Зимой бывает — жарко, ветрено, холодно, душно. Летом бывает — холодно, сыро, жарко, морозно, пасмурно.
Прочитайте несколько стихотворений:
Белка |
Белка сушит сыроежки, |
Лапкой с ветки рвет орешки. |
Все запасы в кладовой, |
Пригодятся ей зимой. |
З. Александрова |
В какое время года белка сушит орешки?
Елочка |
Ни листочка, ни травинки! |
Тихим стал наш сад. |
И березки и осинки |
Скучные стоят. |
Только елочка одна |
Весела и зелена, |
Видно, ей мороз не страшен. |
Видно, смелая она! |
О. Высотская |
О каком времени года идет речь в стихотворении?
Весна |
Уж тает снег, бегут ручьи. |
В окно повеяло весною... |
Засвищут скоро соловьи, |
И лес оденется листвою! |
Чиста небесная лазурь. |
Теплей и ярче солнце стало; |
Пора метелей злых и бурь |
Опять надолго миновала... |
А. Плещеев |
Осень |
В золотой карете, |
Что с конем игривым. |
Проскакала осень |
По лесам и нивам. |
Добрая волшебница |
Все переиначила, |
Ярко-желтым цветом |
Землю разукрасила. |
С неба сонный месяц |
Чуду удивляется, |
Все кругом искрится, |
Все переливается. |
Ю. Капустина |
После этого стихотворения можно рассказать, что осень бывает разная: ранняя,когда ее почти не замечаешь; золотая,о которой говорится в стихотворении; поздняя,когда начинаются холодные дожди, сильный ветер, становится совсем холодно.
Чтобы ребенок лучше усвоил материал, загадывайте загадки.
Двенадцать братьев |
Друг за другом ходят, |
Друг друга не находят. |
Кто такие? |
(Месяцы) |
** * |
В году у дедушки Четыре имени. Кто это? (Зима, весна, лето, осень) |
* * * |
Бела скатерть все поле покрыла. (Снег) |
* * * |
Летом вырастают, А осенью опадают. (Листья) |
* * * |
Сидит — зеленеет, Летит — желтеет, Падет — чернеет. (Лист) |
* * * |
На дворе — горой, А в избе — водой. (Снег) |
* * * |
Шубу снежную надела, Закружила, завертела, Заковала речку в лед, Встать на лужи нас зовет. (Зима) |
* * * | |
Что за дождик золотой Светлым сделал лес густой? (Листопад) |
* * * |
Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? (Весна) |
* * * |
Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает, Когда это бывает? (Лето) |
* * * |
Ветер с листьями играет, Листья с веток обрывает, Листья желтые летят Прямо на руки ребят. (Осень) |
Разберите русские пословицы о временах года.
Зима не лето — в шубу одета.
Декабрь— шапка зимы, июль— макушка лета.
Январь— году начало, зиме середина.
Январю — морозы, февралю — метелицы.
Февральмесяц лютый, спрашивает, как обуты.
В феврале зима с весной встретятся впервой.
Как февраль ни злись,
Как ты, март, ни хмурься,
А весною пахнет!
Весна.Весна — цветами красна.
Ласточка весну начинает,
Соловей лето кончает.
Кто весной трудиться рад, тот осенью богат.
Мартс водой, апрельс травой, а май— с цветами.
Лето.Худо лето, когда солнца нету.
Готовь сани летом, а телегу — зимой.
В июнеесть нечего, да весело:
Цветы цветут, соловьи поют.
Июль— макушка лета.
Всем лето пригоже, да макушка тяжела.
В августе солнце греет, да вода холодеет.
Что в августе соберешь, с тем зиму и проведешь.
Осень.Сколько кукушке ни куковать,
А на зиму надо улетать.
Весна дает цветы, а осень — плоды.
В сентябрелето кончается, осень начинается.
В октябреи лист на дереве не держится.
В ноябрезима с осенью борются.
Купите ребенку отрывной календарь и расскажите, что написано на сегодняшнем листке, на завтрашнем, найдите листок с его днем рождения, с Новым годом и т. д., а потом загадайте загадку:
Что ни день, по одежке
Отдает нам Сережка,
А с последней расстался —
Сам куда-то девался.
(Календарь)
О. Тарнопольская
Часы, минуты, секунды
Возьмите большие игрушечные пластмассовые часы с передвигающимися стрелками и расскажите ребенку, что толстая и короткая стрелка — часовая, а узкая и длинная — минутная. Эти стрелки двигаются с разной скоростью. За один час минутная стрелка пройдет целый круг, а часовая — только от одной цифры к другой. Чтобы узнать, сколько минут прошла минутная стрелка, необходимо считать от цифры 12. Если минутная стрелка стоит на числе 12, а часовая на цифре 2, то часы показывают 2 часа. Объясните ребенку, что в часе 60 минут, и что каждое маленькое деление на часах обозначает минуту. Переведите минутную стрелку на цифру 1, объясните, что теперь прошло пять минут и т. д. Не пытайтесь, чтобы ребенок сразу освоил понятия: полчаса, четверть часа. Только когда он твердо усвоит минуты и часы, ему можно вводить понятие полчаса, сказав, что половина часа составляет 30 мин. Потом нарисуйте циферблат на листе бумаги и цветными карандашами разделите его на четыре части. Объясните, что каждая часть называется четвертью, но не спешите. Как правило, дети довольно долго осваивают часы. Просто необходима постоянная тренировка.
Загадки о часах
Две сестрицы друг за другом Пробегают круг за кругом. Коротышка только раз, |
Та, что выше — каждый час. |
(Стрелки часов) |
* * * |
У меня есть малютки, |
Зовут их минутки. |
Если вместе их собрать, |
Обо мне ты будешь знать. |
(Час) |
* * * |
Что всегда идет, |
А с места не сойдет? |
(Часы) |
* * * |
Ног нет, а хожу, |
Рта нет, а скажу, |
Когда вставать, |
Когда работу начинать. |
(Часы) |
* * * |
Весь век идет Еремушка: |
Ни сна ему, ни дремушки. |
Шагам он точный счет ведет. |
А с места все же не сойдет. |
(Часы) |
Объясните ребенку понятия: сон, дрема, угомон. Сон необходим для отдыха организма, перед сном надо угомониться, успокоиться, а потом он ложится в постель, его одолевает дрема. Он еще не спит, но угомонившись и прикрыв глазки, лежит, дрема окутывает его, и он засыпает сладким сном.
Интересные задачки-шутки
1. В 12 часов ночи шел дождь. Может ли через несколько дней в это же время быть солнечная погода?
(В 12 часов ночи не может быть солнца)
2. Назовите три дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами.
(Вчера, сегодня, завтра)
3. Может ли дождь идти два дня подряд?
(Не может, их разделяет ночь)
4. Какие сутки длиннее: вчерашние, сегодняшние или завтрашние?
(Одинаковые)
5. Можно ли вернуть день, который прошел?
(Вчерашний вернуть нельзя)
6. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом три сливы. Сколько всего деревьев зацвело?
(Ни одного, в январе деревья не цветут)
РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Вне зависимости от того, есть или нет у вашего ребенка проблемы с речью, я бы советовала вам внимательно прочесть этот раздел и выучить чистоговорки наизусть. Это намного облегчит процесс обучения чтению. Обратите внимание на выделенные ряды однокоренных слов и разберите их с детьми. Приучайте малыша прислушиваться к слову, учите его выделять звуки. Особенно важно выучить чистоговорки с мягкими согласными перед гласными е, ё, ю, я, и. Дети трудно воспринимают мягкие звуки, так, слово «мяч» они разберут как мь-я-ч. Придумайте чистоговорки на все согласные перед гласными е, ё, ю, я, и. Надо помнить, что даже если ваш ребенок хорошо выговаривает все звуки, он может плохо их слышать и путать. В дальнейшем это сильно скажется при обучении чтению и письму.
Если у вашего ребенка проблемы с речью, унего плохое звукопроизношение и он посещает занятия с логопедом, все равно работа самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете ежедневно заниматься с ребенком. Однако необходимо научить ребенка не только правильно произносить, но и узнавать и понимать те слова, которые он слышит, а также правильно употреблять их.
Формирование речи происходит прежде всего в постоянном общении со взрослыми. Приведя ребенка из детского сада или с прогулки, обязательно вспомните с ним, что вы видели в пути, спросите у ребенка, что он делал в садике, с кем играл, какие были занятия. Если ребенку трудно рассказывать, попробуйте задавать наводящие вопросы. Все дети любят рассматривать картинки в книгах, делайте это вместе с ребенком и обязательно просите его рассказать, что там изображено. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторов. Читайте их до тех пор, пока ребенок не сможет их хорошо пересказывать. Но помните, что читать детям надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь, чтобы страшные слова лисы или волка «Я тебя съем» звучали действительно выразительно.
Определив, какие звуки требуют коррекции, необходимо выяснить, может ли ребенок произносить их изолированно. Если может, то занятия начинают с отработки слогов и слов. В противном случае необходимо предварительно добиться чистого звука и только потом переходить к слогам. Если ребенок плохо произносит несколько звуков, начинать занятия лучше всего с того звука, который он произносит наиболее чисто. Вам будет легче его исправить, а ребенок раньше увидит результат занятий.
Начиная заниматься с ребенком, родители должны помнить, что только интересные занятия, поданные в виде игры, будут эффективны. Нельзя просто приказать малышу: «Иди сюда, мы будем учиться правильно говорить». Скорее всего, в такой ситуации ребенок просто испугается, замкнется в себе, и занятия будут бесполезными. Игра должна быть живой и интересной, поэтому постарайтесь найти яркие цветные картинки, а иногда за хороший урок выдавать ребенку приз. Очень важно научить малыша контролировать свою и чужую речь. Кроме того, логопедические занятия являются хорошей подготовкой к школе, что в