Системный характер управления

К социальной организации полностью применим системный подход, представляющий собой методологию познания составных частей через целое и целого через составные части. Целое и части в организации выступают в диалектическом единстве и взаимосвязи. Организации свойственны все признаки системы:

- множество элементов;

- единство главной цели для всех элементов;

- относительная самостоятельность элементов;

- наличие связей между элементами;

- целостность и единство элементов структуры; - четко выраженное управление.

Организации создаются людьми для достижения определенных общественных, корпоративных и личных целей. В этом заключается смысл их существования. Таким образом, с одной стороны, организация является элементом общественной системы. Вместе с тем, в рамках организации объединены интересы большого количества людей, сосредоточены материальные ресурсы, здания и оборудование. В процессе ее работы создается определенная информационная среда, определяющая коммуникационные связи внутри организации и связи организации с внешней средой, складывается свой социально- психологический климат, также определяющий отношения между людьми. Внутри организации существуют подразделения, решающие самостоятельные задачи. Между подразделениями устанавливается функциональное и информационное взаимодействие. Следовательно, с другой стороны, организация сама представляет собой сложную систему.

Основой деятельности любой организации является ее цель. Цель — это желаемое состояние системы в результате управляемого процесса ее развития. Цель должна быть социально значимой, актуальной, реальной, измеряемой, понятной исполнителям, совместимой с подцелями, с возможностями, иметь конкретные сроки исполнения и допускать возможность корректировки при изменении внешних и внутренних условий. Цель организации зависит не только от желания членов ее коллектива (субъективная сторона), но и от реальных возможностей ее выполнения (объективные условия). Диалектика субъективного и объективного лежит в основе целеполагающей деятельности каждого человека в отдельности, организации и общества. Организация будет жизнеспособной только в том случае, если ее цель достаточно хорошо согласуются с целями, стоящими перед обществом в целом. Поэтому организация является целенаправленной системой. Успешное достижение поставленной цели или реализация подцелей предусматривают согласованное действие всех членов организации, обоснованное распределение материальных и финансовых ресурсов, создание системы информационного обеспечения, использование современных технологий управления. Чтобы достичь цели с минимальными временными и материальными затратами, необходимо скоординировать деятельность всех звеньев организации. Для этого в любой организации выделяется: - управляющая часть (дирекция, административно-управленческий аппарат, менеджеры),

- управляемая часть (исполнительные звенья). Таким образом, организации относятся к управляемым системам. Применительно к организации можно выделить три основных принципа, характеризующих ее как управляемую систему: - принцип обоснованности: организация подчиняется определенным закономерностям, определяющим ее внутренние причинно-следственные связи, ее функционирование и существование;

- принцип целенаправленности: организации свойственно стремление к достижению поставленной цели, обеспечивающей со временем новое состояние организационной системы;

- принцип моделируемости: организация как сложная система может быть представлена конечным множеством моделей, каждая из которых отражает определенную грань ее сущности. Организация — явление живое, подвижное. Люди трудятся, вступают в различные организационные отношения: личные, властные, управленческие, дружеские, конфликтные. В процессе существования организации происходят изменения в материальных и финансовых ресурсах, в кадровом составе и

Жизненный цикл организации.

См. конспект

Концепция жизненного цикла организации. Вся деятельность организации проходит следующие фазы:

1. Рождение. Главная цель - выживание. Руководство - одним лицом. Основная задача - выход на рынок. Организация труда - максимальное увеличение прибыли.

2. Детство и юность. Главная цель - кратковременная прибыль и ускоренный рост. Руководство - жесткое. Основная задача - укрепление и завоевание своей части рынка. Организация труда - планирование прибыли, увеличение зарплаты.

3. Зрелость. Главная цель - систематический, сбалансированный рост и формирование имиджа. Руководство - делегирование полномочий, децентрализация. Основная задача - рост по разным направлениям, завоевание рынка. Организация труда - разделение и кооперация, индивидуальный результат.

4. Старение. Главная цель - сохранить достигнутые результаты. Руководство - координация действий. Основная задача - стабильность. Организация труда - свободный режим, участие в прибылях.

5. Возрождение - Главная цель - оживление по всем функциям. Руководство - коллективизм. Основная задача - омолаживание. Организация труда - научная, коллективный результат.

Законы организации

Любая организация осуществляет свою деятельность не стихийно, а подчиняясь определенным правилам. Эти правила могут быть установлены законодательством той страны, в которой находится конкретная компания. Также правила может устанавливать и сама компания. Но помимо этого существуют и общие законы, которые проявляются в деятельности любой организации. Поэтому менеджерам компаний необходимо знать эти законы, чтобы грамотно осуществлять свою деятельность и прогнозировать события.

Прежде чем рассматривать конкретные законы организации, попробуем разделить понятия зависимости, закономерности и закона.

Итак, зависимость — это наличие связи между определенными предметами, процессами или явлениями. Например, можно сказать, что существует связь между размером премии и трудовой активностью человека.

Закономерностьуказывает на то, что таких зависимостей несколько и что они объективны и устойчивы. Например, установлено, что если грамотно использовать методы мотивации, то производительность •работы увеличивается, а ее качество улучшается.

Закон— это система общих, устойчивых и повторяющихся зависимостей.

Закон организации может реализовываться в активном и пассивном режимах. При активном режиме руководители и работники организации, зная объективный, не зависящий от них характер действия закона, будут его учитывать и использовать в деятельности организации.

При пассивном режиме руководители и работники организации, не принимая во внимание объективное действие закона, вынуждены лишь приспосабливаться к результатам действия закона, которые могут быть и негативными для организации.

Наши рекомендации