Раздел 2. Анализ изучаемой темы и проблемы

Во втором разделе, исходя из теоретических положений, рассмотренных в первом разделе, рекомендуется дать: характеристику эмпирического объекта исследования (территориальная единица управления, орган власти, организация, предприятие и т.п.); проанализировать систему управления конкретной территорией, организацией, предприятием (анализ подсистем управления по исследуемой проблеме).

Для этого используются действующие нормативные документы, материалы научно-практических конференций, результаты научно-исследовательских работ, статистические данные, отражающие экономические процессы, как в масштабах страны, так и в рамках отдельных предприятий.

Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать тематику, вскрыть резервы и наметить пути их использования в дальнейшей работе. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а отмечает достоинства и недостатки тех методов и методик, применяемых по данному вопросу.

Раздел 3. Разработка предложений и рекомендаций по решению изучаемой темы или проблемы

Опираясь на выводы по результатам анализа, используя зарубежный и российский опыт, студент разрабатывает проект предложений и рекомендаций по совершенствованию управленческой деятельности, повышению результативности и качества работы организации и менеджера. При подготовке этой части работы (проекта) студент должен учесть основные принципы системного подхода, то есть учета всех или большинства взаимообуславливающих задач управления объектом. А также комплексного подхода с позиции оперативного и стратегического управления; принципа динамичности, предполагающего регулярную корректировку подготовленных документов в связи с изменившимися условиями организаций, содержанием деятельности аппарата управления и с методами выполнения управленческих работ. Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей исследуемой темы или проблемы студент приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации. Обязательным для курсовой работы (проекта) является логическая связь между разделами и последовательное развитие основной идеи и темы на протяжении всей работы (проекта).

Завершающим разделом курсовой работы (проекта) является заключение,которое носит форму синтеза полученных в работе (проекте) результатов, то есть – это последовательное изложение полученных выводов и их соотношение с целью курсового проекта и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Объем данного раздела не должен превышать 10% от общего объема курсовой работы (проекта) и составлять примерно 2-3 страницы машинописного листа.

В списке использованной литературыуказываются литературные источники. Порядок оформления списка литературы изложен в разделе «Оформление курсовой работы (проекта)» данных указаний.

Все материалы (расчеты, рисунки, схемы, диаграммы и др.), необходимые для повышения наглядности проекта и подтверждения выводов и предложений, а также новые разработки по исследуемой проблеме приводятся в тексте проекта. А вспомогательные материалы даются в приложенияхккурсовой работе (проекту).

Приложения располагают в работе (проекте) после списка использованной литературы. В приложениях вносят таблицы, схемы графики, диаграммы. Статистические данные, материалы правового, управленческого, экономического и финансового характера.

Каждое приложение начинается с новой станицы. Оно должно иметь свой порядковый номер и содержательный заголовок, указываемые в первой строке страницы. Страницы, занятые приложениями, входят в сквозную нумерацию курсовой работы (проекта), но в объем работы (проекта) не засчитываются.

Приложения к работе (проекту) усиливают наглядность представляемого материала, помогают глубже раскрыть сущность и взаимосвязанность явлений и тенденции их развития.

3. Оформление курсовой работы (проекта)

3.1. Титульный лист и содержание

Курсовая работа (проект) обязательно должен иметь титульный лист, отпечатанный на стандартном листе бумаги (см. Приложение 1). На титульном листе обязательными реквизитами являются подпись студента и научного руководителя.

Важным качественным элементом курсовой работ (проекта) выступает раздел «Содержание», который отражает всю структуру исследования и включает в себя: введение, максимум три раздела с подразделами, заключение, список использованной литературы и приложения. Рубрикация дается арабскими цифрами, слова «Раздел», «Параграф» не пишутся. По правой стороне текста содержания указываются номера страниц, с которых начинается раздел или подраздел (Приложение 2). Вверху справа страницы с введением проставляется цифра 3 (три).

Аннотация

Аннотация является кратким описанием исследованной в работе проблемы и полученных результатов.

Вторым абзацем в аннотации выделяются ключевые слова - набор слов, представляющих содержание текста и не связанных между собой синтаксически.

Объем аннотации – 100 слов (ключевые слова не входят в общий объем). Аннотация составляется на русском и английском языках (см. Приложение 3). Проверить правильность перевода аннотации на английский язык можно на второй предзащите с куратором от кафедры иностранных языков.

Аннотацию дают после титульного листа и страница не нумеруется.

Текстовая часть

Объем курсовой работы (проекта) должен составлять не менее 30 и не более 40 страниц машинописного текста (без учета приложений).

Текст курсовой работы (проекта) должен быть напечатан через 1,5 интервал на одной стороне стандартного листа белой бумаги (А4). Шрифт Times New Roman, кегель 14. Текст и другие отпечатанные и вписанные элементы работы должны быть черными, контуры букв и знаков – четкими, без ореола и затемнения. Курсив, подчеркивание, а также выделение полужирным шрифтом в тексте курсовой работы (проекта) не допускаются, кроме заголовков, названия таблиц и рисунков.

Лист с текстом должен иметь поля: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм. Нумерация страниц текста делается в правом верхнем углу листа. На титульном листе номер страницы не ставится. Проставлять номер страницы необходимо со страницы, где печатается введение, на которой ставится цифра «3». После этого нумеруются все страницы, включая приложения.

Каждый раздел работы (введение, разделы, заключение, список использованной литературы, приложение) начинаются с новой страницы. Разделы имеют порядковые номера в пределах всей работы, обозначаемые арабскими цифрами (например: 1,2,3), после которых ставится точка. Слово «раздел», «подраздел» или значок параграфа в названии не ставятся. Подразделы имеют порядковые номера в пределах раздела, обозначаемые арабскими цифрами (например: 1.1. и 1.2.). Между названием раздела и подраздела ставится пробел (одна пустая строка). Подразделы внутри разделов отделяются от предыдущего текста двойным интервалом (две пустые строки), их не следует начинать с новой страницы. Наименование подраздела не отделяется от текста интервалами.

Названия «Содержание», «Введение», названия разделов и подразделов, «Заключение», «Список использованной литературы», пишутся строчными буквами с первой заглавной буквы, выделяются полужирным шрифтом и располагаются по центру. Точку в конце заголовков не ставят. Не допускается переносить часть слова в заголовке. В «Содержании» пишется «Приложение», если оно одно, и «Приложения», если их несколько и указывается только страница, с которой Приложения начинаются.

Ссылки на литературные источники, статистические и нормативные материалы, использованные автором при написании бакалаврской работы, должны отражаться в квадратных скобках в конце предложения с указанием номера источника в списке литературы. Если фрагмент текста является цитатой, то необходимо указать диапазон цитируемых страниц. Допускаются ссылки на несколько источников в одних скобках. Точка в конце предложения ставится после сноски (после квадратной скобки).

Например: По определению А.В. Брызгалина «Налог – это категория комплексная, это симбиоз экономики и права, это экономико-правовая категория» [40, с. 600]. Ряд авторов считают, что налог – это одна из форм наполнения государственной казны [29, 31].

Оформление таблиц и рисунков

Курсовая работа (проект) не обходится без таблиц, так как это основной способ систематизированного представления цифровой важной информации. Важнейшие требования к таблице состоят в том, чтобы она содержала весь необходимый материал и была легко читаема. Небольшие таблицы можно помещать в тексте по ходу изложения материала, а большие таблицы (занимающие целую страницу и более) следует выносить в приложения.

Все таблицы должны иметь порядковый номер и название, отражающее содержание. Слово «таблица» и ее порядковый номер (без знака №) пишутся в правом верхнем углу; ниже, по центру должно быть название таблицы, выделенное полужирным шрифтом. Графики, диаграммы, схемы и т.д. в тексте курсовой работы (проекта) называются рисунками. Слово «рисунок» пишется сокращенно под рисунком, графиком, схемой: рис. 2.1.1. (без знака №), причем название рисунка пишется рядом с номером и выделяется полужирным шрифтом (см. Приложение 3).

Нумерация таблиц и рисунков может быть сквозной или соотноситься с номером раздела и подраздела. Например, если таблица или рисунок включены в текст первого подраздела второго раздела, нумерация следующая: Таблица 2.1.1., Рис. 2.1.1. Последняя цифра означает порядковый номер таблицы (или рисунка) в данном подразделе. Документы и таблицы, вынесенные в приложения, не нумеруются.

Необходимо указывать год, за который приводятся данные, названия и измерители показателей, а также источник, на основе которого составлена таблица. Если таблица целиком заимствована или составлена по нескольким источникам, то под таблицей следует ссылка на источник (источники). Авторство не указывается, если таблица составлена исполнителем курсовой работы (проекта) на основе первичных материалов.

В таблицах и рисунках можно использовать одинарный интервал, а размер шрифта сократить до 12 пт. Во всех таблицах и рисунках должны быть проставлены единицы измерения. Для того чтобы диаграммы, рисунки и т.д. легко читались, они могут быть выполнены в цветном виде.

Рисунок или таблица представляет собой материал, встроенный в структуру работы, поэтому в тексте обязательно содержатся ссылки на представленные в таблицах и рисунках данные, приводится их обобщение и анализ. Это требование распространяется и на материалы, вынесенные и приложения. Таблицу не желательно делить (т.е. размещать на разных страницах). В случае если таблица не умещается целиком на одной странице, то ее необходимо поместить на следующей странице.

Оформление списка использованной литературы

Список использованной литературы – обязательный раздел курсовой работы (проекта), который характеризует уровень ознакомления студента с современным состоянием проблемы, над которой он работает. В данном списке указываются все использованные автором источники. В свою очередь, на все источники, указанные в списке литературы, должны быть ссылки в тексте работы.

Список использованной литературы должен включать в себя источники по двум обязательным разделам:

I. Нормативно-правовые материалы;

II. Специальная литература;

Если были использованы материалы текущего архива организации и Интернета, добавляются III и IV разделы, соответственно.

Нумерация источников должна быть сквозной. Образец оформления списка использованной литературы представлен в Приложении 4 в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическое описание документа».

Первый раздел (нормативно-правовые материалы) включают все использованные в работе нормативно-правовые акты, которые располагаются в следующей иерархической последовательности:

– Конституция Российской Федерации;

– Федеральные законы Российской Федерации;

– Указы Президента Российской Федерации;

– Постановления Правительства Российской Федерации;

– Нормативные акты различных федеральных государственных комитетов, министерств и ведомств;

– Решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов.

Все нормативные акты приводятся в хронологическом порядке с обязательным указанием даты их принятия, номера и источника официального опубликования. Ссылки на эти источники можно найти, используя справку в информационных системах «Гарант» или «Консультант».

Второй раздел (специальная литература) включает монографии, статьи в периодических изданиях, в сборниках научных трудов, учебники и учебные пособия и т.д. Все они располагаются в алфавитном порядке по фамилии авторов или, если автор не указан, по названию работы. В списке литературы приводятся полные данные о работе: фамилия и инициалы автора, название работы, место издания и наименование издательства, год опубликования, общее количество страниц; если статья опубликована в сборнике или журнале, то после ее названия указывается наименование сборника или журнала, год его издания, номер и диапазон страниц.

Третий раздел включает материалы текущего архива организации, которые располагаются в следующем порядке:

– Устав предприятия;

– Положение о предприятии или о его структурном подразделении;

– Положения (о заработной плате, о мотивации, о повышении квалификации и т.д.);

– Программы, планы организации;

– Отчеты о выполнении планов, программ организации.

Четвертый раздел содержит источники удаленного доступа (Интернет).

3.6. Языковые и стилистические требования

К курсовой работе (проекту)

Курсовая работа (проект) должна быть целостной, логичной, структурированной, литературно грамотно изложенной.

Особое внимание следует уделить стилю и языку курсовой работы, поскольку именно языково-стилистическая культура работы лучше всего позволяет судить об общей культуре студента. Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Следует обеспечить ясность выражения мыслей и четкость формулировок, точность определений, разнообразие употребляемой лексики, правильное использование специальных понятий и терминов. Качествами, определяющими культуру научной речи, являются точность, ясность и краткость. Смысловая точность является одним из важных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте работы информации. Ясность – умение писать доступно и доходчиво. Краткость означает умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и другое.

Основные требования к языку научных работ:

1. Использование специальных функционально-синтаксических средств связи, указывающих на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, впоследствии и др.), причинно-следственные отношения (благодаря чему, поэтому, следовательно, вследствие того что, поскольку … постольку, кроме того и др.), на переход от одной мысли к другой (следует остановиться на …, рассмотрим, перейдем к … и др.), на противоречивые отношения (однако, между тем, тем не менее, напротив, впрочем и др.), на итог или вывод (таким образом, итак, значит, в заключение отметим, подведя итог, следует сказать…, сказанное позволяет сделать вывод и др.). Могут использоваться также и местоимения, указывающие на объект или предмет исследования (данный, этот, тот, такой, следующий, названный, вышеуказанный и др.). Также используются вводные слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности сообщения (конечно, разумеется, действительно, видимо, возможно, вероятно и др.)

2. Использование специальных терминов.

3. Предпочтение следует отдавать определенному обозначению лиц (следует писать не просто А. В. Петров, а А. В. Петров, автор статьи (известный исследователь, государствовед и т.д.)).

4. Использование специальных вводных слов (по мнению автора, по мнению исследователя, по сообщению, по данным, по сведениям, согласно мнению и др.).

5. Использование словосочетаний, позволяющих осуществить переход от одной мысли к другой, от одной части к другой (приступим к рассмотрению, прежде чем рассмотреть …и др.) либо выражать логические связи между частями высказывания (привести результаты, как показал анализ, резюмируя сказанное, на основании полученных данных и др.).

6. Нежелательность, а в ряде случаев и недопустимость использования языковых средств, выражающих субъективную оценку студентом научных фактов. Например, не принято употреблять прилагательные или наречия в форме сравнительной степени или образованные с помощью приставки «по» (получше, побыстрее, поинтереснее и др.), а также существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами «-еньк-», «-оньк-», «-ущ/ющ-», «-енн-» (маленький, здоровенный, сильнющий и др.). Для образования превосходной степени чаще всего используются слова «наиболее», «наименее». Также в работе не используются местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» по причине неопределенности их значения.

7. Текст работы должен излагаться от третьего лица (не используется местоимение «я», «мной»). Если нельзя не упомянуть об авторе работы, следует писать, например, «проведенное автором исследование показало…» и др.

Следует обратить особое внимание на отбор фактического материала, его систематизацию, анализ, при этом не следует допускать повторов, увлечения описанием фактологии и т.д. Фактологический материал может быть представлен в виде иллюстраций, таблиц, схем, диаграмм, графиков и др.

4. Защита курсовой работы (проекта)

Завершенная и оформленная курсовая работа (проект) должна быть представлена на проверку в установленные сроки руководителю. Научный руководитель знакомится с работой (проектом), оценивает ее содержание, проверяет соблюдение требований к оформлению. После просмотра курсовая работа (проект) подлежит рецензированию. Рецензия является формой контроля, оценки и методического руководства самостоятельной работой студента (см. Приложение 5).

При удовлетворительном выполнении курсовой работы (проекта) оценивается «допущена к защите».

Студент, не защитивший курсовую работу (проект) в срок, считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по соответствующей дисциплине.

Защита курсовой работы (проекта) имеет целью выявить глубину и самостоятельность знаний студента по избранной теме. На защите студент должен хорошо ориентироваться в представленной работе (проекте), уметь объяснить источники цифровых данных, отвечать на вопросы как теоретического, так и практического характера, относящиеся к теме работы (проекта).

Перед защитой студент готовится как по курсовой работе (проекту) в целом, так и по замечаниям руководителя.

Защита состоит из краткого изложения студентом основных положений работы (проекта). Особое внимание должно быть уделено тем разделам работы (проекта), в которых имеются критические замечания и предложения студента по вопросам избранной темы. В конце своего сообщения студент отвечает на замечания руководителя. При оценке курсовой работы (проекта) учитывается как качество написания работы (проекта), результаты ее защиты, а также наличие раздаточного и (или) презентационного материала.

Приложение 1

Образец титульного листа на курсовую работу (проект)

Наши рекомендации