Как справиться с тревогой, гневом и депрессией

Кларк Линн

SOS

Обуздай свои эмоции

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ТО,

ЧТО ГОВОРИТЕ СЕБЕ:

В ЭТОМ И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ИСТОЧНИК

ВАШИХ ЭМОЦИЙ

Основные источники наших эмоций и нашего поведения - это наши мысли, наша оценка событий и внутренний разговор.

Управляй беспокойством, гневом и депрессией

Прочтите эту книгу.

Управляйте эмоциями, чтобы они не управляли вами.

Эта книга поможет вам:

• Распознавать свой внутренний монолог

• Лучше узнать свои эмоции

• Управлять своими эмоциями

• Выстраивать отношения

• Добиваться большего удовлетворения

• Достигать личных целей

• Развить свою эмоциональную культуру

ПРОЧТИТЕ ТО, ЧТО ГОВОРЯТ ДРУГИЕ ОБ ЭТОЙ КНИГЕ

«Замечательно улавливает дух рациональной эмоциональной поведенческой терапии, лаконична, выразительна, забавна. Блистательное введение в РЭПТ».

- Альберт Эллис, доктор наук, президент Института рациональной эмоциональной поведенческой терапии Альберта Эллиса.

«SOS» Прекрасная работа! Использование карикатур, рисунков и иллюстраций делает чтение очень увлекательным».

- Дональд Бим, адъюнкт-профессор психологии в Университете Восточного Кентукки (Eastern Kentucky University).

«Захватывающе! «SOS» - лучшая книга самопомощи по рациональной эмоциональной поведенческой терапии из всех, какие я видел».

- Рэй ДиДжузеппэ, директор по профессиональному образованию в Институте рациональной эмоциональной поведенческой терапии Альберта Эллиса и профессор психологии в университете Св. Джона (St. John's University).

ПРИМЕЧАНИЕ ИЗДАТЕЛЯ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Цель этой книги - предоставить информацию по обозначенному предмету. Те, кто продает ее, понимают, что издатель и автор не предлагают психологические, медицинские или иные профессиональные услуги.

Решение эмоциональных проблем - чрезвычайно сложная задача. Если нужна профессиональная помощь, обращайтесь к компетентному профессионалу. В главе 11 рассказано о том, как получить профессиональную помощь.

Профессионалы, занимающиеся психическим здоровьем, часто просят пациентов прочитать эту книгу, чтобы совместить ее с консультациями и терапией.

ПОСВЯЩАЮ

Кэрол, Эрику и Тодду

БЛАГОДАРНОСТЬ

Наша книга основана на когнитивной поведенческой терапии. Более всего я обязан Альберту Эллису, дедушке когнитивной поведенческой терапии, который уже более 45 лет вносит значительный вклад в искусство и науку психотерапии. Я благодарен доктору Эллису, просмотревшему первый черновик главы 2, которая составляет ядро книги, и сделал критические замечания. Доктор Эллис, утверждающий, что юмор играет исключительную роль в терапии и эмоциональной адаптации, любезно разрешил поместить карикатуру в главе 13.

Рей ДиДжузеппэ, директор по профессиональному образованию в Институте рациональной эмоциональной поведенческой терапии Альберта Эллиса и профессор психологии в университете Св. Джона (St. John's University), просмотрел рукопись и привнес свои идеи, чтобы усовершенствовать ее. Дон Бил, адъюнкт-профессор психологии в университете Восточного Кентукки (Eastern Kentucky University), также содействовал усовершенствованию рукописи, ознакомившись с ней. Благодаря комментариям и рекомендациям этих практикующих психотерапевтов книга стала полезнее и интереснее.

Кэрол Кларк, Эрик Кларк и Тодд Кларк читали каждый черновик книги вместе с иллюстрациями и делали критические замечания. От них я получил много полезных предложений, касающихся стиля изложения и четкости дефиниций. Тодд обеспечивал работу двух компьютеров, что было необходимо для этого проекта.

Вклад в создание этой книги внесли сотрудники университета Восточного Кентукки (Eastern Kentucky University): Либби Джоунс, Нэд Керни, Клинт Лейн, Джуди Пирс и Билла Пфола. Синди Отинг и Тэрри Отинг просматривали разные главы.

Мэри Диллинхэм редактировала текст и читала корректуру. Бэтти Кэрби и Джоан Пауэрс оценивали художественное оформление и иллюстрации, предлагая советы по этой части.

Джон Робб рисовал иллюстрации к этой книге, как и к моей предыдущей «SOS. Как помочь родителям». Джон почувствовал, что послание «SOS» очень важно, и хотя уже вышел в отставку, занялся иллюстрациями. Я был глубоко опечален, узнав, что он умер во сне. Его дочь, Кэтти Робб Паркс, коммерческий художник, проживающая в Чула Виста, Калифорния, закончила несколько недостающих иллюстраций.

Читатели книги, включая профессионалов, занимающихся психическим здоровьем, дали мне много советов по поводу первого издания и внесли новые идеи во второе.

Я обязан всем упомянутым выше людям, которые содействовали изданию этой книги самыми разными способами.

ГНЕВ ИЗ-ЗА САМОУВАЖЕНИЯ

как справиться с тревогой, гневом и депрессией - student2.ru

«Я привык считать, что окружающие никогда не должны издеваться надо мной, а если это происходит - чувствую себя ничтожеством и не-могу-переносить-этого. Такое убеждение привело меня к многочисленным дракам! Я работаю над тем, чтобы научиться принимать себя и игнорировать то, что говорят или думают обо мне другие».

Гнев часто вспыхивает, когда что-то угрожает нашему самоуважению или чувству собственного достоинства. Первичная причина гнева - наши убеждения и внутренний монолог, а вовсе не то, что говорят или делают другие.

Некоторые люди с проблемой гнева позитивно оценивают жестокость и агрессию. В зрелом возрасте они подвержены высокому риску того, что у них возникнут трудности с эмоциональной адаптацией.

Внутренний монолог и убеждения, приводящие к депрессии.

как справиться с тревогой, гневом и депрессией - student2.ru

«Я хотел бы пригласить ее на свидание, но боюсь, что она откажет мне. Если она откажет, это будет ужасно, я стану ничтожеством и не-смогу-этого-перенести».

ВАШИ УБЕЖДЕНИЯ И ВНУТРЕННИЙ

ВАШИ ЧУВСТВА

Введение

Книга «SOS. Обуздай свои эмоции» поможет вам разобраться со множеством самых обычных эмоциональных проблем. Мы рассмотрим следующие проблемные ситуации, а также то, как выйти из них:

Эмоциональные проблемы, с которыми сталкиваются люди

• Действительно ли семнадцатилетней Жанне нужно безупречно совершенное тело, чтобы чувствовать уважение к себе?

• Существует ли альтернатива проявлению гнева или тому, как сдержать его?

• Как справиться Марии с сильным беспокойством, чтобы она могла выступить с речью в школе?

• Кто отвечает за мои эмоции; я сам, окружающие или неприятные события, происходящие в мире?

• Как мне наиболее эффективно справиться с гневом, возмущением, беспокойством, огорчением и фрустрацией?

• Что больше «выматывает» людей: бремя, которое взваливают на них другие, или принятое ими добровольно?

• Что такое паническое состояние, агорафобия, социофобия, навязчивые состояния и биполярное нарушение?

• Как случилось, что Барбара, потеряв работу, которой дорожила, впала в клиническую депрессию на много месяцев?

• Как преодолеть Джошуа приступы паники?

• Тайлер хочет пригласить Джессику на свидание. Как ему подавить беспокойство, чтобы сделать это?

Почему я написал эту книгу?

Главная задача этой книги - помочь людям эффективнее справляться с беспокойством, гневом, депрессией и другими неприятными чувствами. Регулярно применяя приемы и придерживаясь принципов, изложенных в этой книге, вы научитесь лучше справляться с жизненными трудностями и разочарованиями и проще налаживать отношения с людьми. При этом вы узнаете на собственном опыте, как достичь удовлетворения жизнью и усовершенствовать способность ставить перед собой реальные цели и добиваться их осуществления.

Понятия и методы самопомощи, которым научит вас эта книга, основаны на теории когнитивной поведенческой терапии (особенно на рациональной эмоциональной поведенческой терапии). В этой книге я попытался просто и доступно, интересно и увлекательно объяснить методы самопомощи. Поэтому я использовал так много иллюстраций, картинок и рисунков. Я написал ее потому, что мне не удалось найти другую книгу, подобную этой.

Часть первая

ПОНИМАЕМ СВОИ ЭМОЦИИ

Сражаясь со змеей

Время было ночное, и я полз под домом с фонарем, чтобы провести телевизионный кабель из одной комнаты в другую. Сбитый с толку лабиринтом из труб, проводов и креплений, я наткнулся на змею! Охваченный паникой, я замер на месте, когда увидел два змеиных глаза, и сказал себе: «Змея!» Дыхание мое участилось, а сердце неистово забилось. Подняв фонарь, чтобы ударить змею, я вдруг подумал: «Если промахнусь, наверняка, сломаю фонарь, и мы со змеей останемся в темноте вдвоем». Содрогнувшись от этой мысли, я дотянулся до трубы и ударил ею змею.

Жена и сын услышали из комнаты звуки сражения и крикнули: «Что у тебя там происходит?» - «Прикончил змею, вылезаю обратно», - ответил я, на что мой сын прокричал: «Папа, будь осторожен: там, где одна змея, возможно есть и другие!» Мурашки пробежали у меня по телу, и я осторожно огляделся. Убедив себя, что вокруг нет змей, я закончил работы с кабелем.

Вернувшись в безопасный дом, я подумал о страхе и своей реакции «бежать или сражаться». Моя эмоциональная реакция на змею была точно такой же, как у наших предков много лет назад.

Размышляя о змее, я отчасти сожалел о том, что сделал, поскольку она не нападала на нас. Я пережил на опыте реакцию «бежать или сражаться». Но главное, теперь я чувствовал себя в безопасности.

Удовольствие и наши цели

Мы все хотим быть счастливыми и добиваться поставленных задач. Однако беспокойство, гнев, депрессия и другие негативные эмоции создают неприятные состояния и мешают удовлетворенности, здоровью, отношениям с людьми и достижению других жизненных целей. То беспокойство, которое я пережил, находясь под домом, почти воспрепятствовало мне остаться там и перевести кабель.

Цель этой книги - помочь вам умерить беспокойство, гнев и депрессию, научиться управлять ими и с каждым днем получать все большее наслаждение жизни. Надеюсь, вы станете более успешными в достижении ваших целей, будете радоваться жизни, улучшите отношения с окружающими и здоровье.

Негативные и неконтролируемые эмоции не только лишают нас ежедневных радостей жизни, но и мешают достигать поставленных целей. Сдерживаемые эмоции вредят здоровью. Продолжительный гнев или нетерпение становятся причиной разнообразных кардиологических заболеваний. Например, из-за вспышки гнева повышается давление, а лопнувший кровеносный сосуд приведет к удару. Сильные негативные эмоции самыми разными способами наносят вред нашим телам и меняют к худшему качество нашей жизни.

Степень уязвимости и реакция на стресс значительно отличаются у разных людей. Некоторые, испытав небольшой стресс, бывают подавлены гораздо сильнее тех, кто пережил тяжелейшую стрессовую ситуацию. Рассмотрим вкратце, почему люди по-разному реагируют на стресс.

Исследуем подробнее природу эмоций. Изучим такие состояния, как удовольствие, беспокойство, гнев и депрессия.

Четыре основные эмоции

как справиться с тревогой, гневом и депрессией - student2.ru

Наши четыре основные эмоции - это удовольствие и счастье, беспокойство и страх, депрессия и грусть, гнев.

Четыре основные эмоции

Что такое эмоции? Эмоции - это комплексные чувства, состоящие из психического, физического и поведенческого компонентов. На психическом уровне мы переживаем свои эмоции и чувства, как приятные и неприятные. На физическом уровне мы испытываем настороженность или напряжение. На поведенческом уровне эмоции становятся для нас импульсом к действию.

Столкнувшись со змеей, я мысленно оценил это событие как неприятное и пугающее. На физическом уровне мое дыхание участилось и сердце забилось сильнее. Что касается поведения, я почувствовал сильный импульс к действию: «бежать или сражаться».

Четыре основных вида эмоций - это страх, гнев, печаль и радость или наслаждение (Goleman, 1995). Подавленный страх, переживаемый в различных ситуациях, становится беспокойством. Гнев - сильное чувство неудовольствия и сопротивления. Затяжная печаль превращается в депрессию. Удовольствие - это ощущение благополучия, приятных эмоций без лишнего беспокойства, гнева и депрессии. Книга, которую вы держите в руках, сосредоточена на таких эмоциях, как беспокойство (подавленный страх), гнев, депрессия (подавленная грусть) и удовольствие. Теперь разберемся, что означает эмоциональная культура и каким образом она связана с нашими эмоциями.

Эмоциональная культура

Люди отличаются как по уровню интеллекта, так и по эмоциональной культуре. Эмоциональная культура - это способность разбираться в своих эмоциях и управлять ими (Goleman, 1995)*.

Высокий интеллект и хорошее образование не гарантируют того, что вы умеете справляться со своими эмоциями или преуспеваете в жизни. Неуправляемые и слишком сильные эмоции, а также низкая способность переносить фрустрацию могут привести к неудаче.

Успех и признание ровесников были главными целями Джона, кандидата психологических наук. Эмоционально уязвимый перед критикой, он однажды так увлекся, защищая свое исследование, что ударил в нос другого психолога. Его оборонительная позиция, неудовлетворительный контроль над эмоциями, критические замечания по поводу коллег и председателя стоили ему работы. Джон - пример умного и хорошо образованного человека. Однако недостаток эмоциональной интуиции и неумение управлять эмоциями помешали ему достичь желаемого.

Плохо справляясь со своими эмоциями, мы создаем серьезные проблемы в отношениях. Злобно выкрикивая: «Ненавижу тебя!» ребенку или другому близкому человеку, мы разрушаем отношения с ним.

Ваша эмоциональная культура значительно важнее для успешной и радостной жизни, чем уровень интеллекта. Поскольку эмоциональная культура не передается по наследству, а приобретается в процессе обучения, ее можно повысить. Следующие главы предлагают специальные приемы, которые помогут вам лучше управлять вашими эмоциями. Теперь рассмотрим, из чего состоит эмоциональная культура.

Пять способностей лежат в основе эмоциональной культуры (Goleman, 1995). Это:

• Умение понимать свои эмоции

• Умение управлять своими эмоциями

• Умение распознавать эмоции других людей

• Умение выстраивать отношения с окружающими

• Умение мотивировать себя на достижение целей

Исследуем и вкратце рассмотрим каждую составляющую эмоциональной культуры. Первая способность: умение понимать свои эмоции - это самосознание, осмысление своих основных чувств и способность дать дефиницию своим эмоциям. Понимание своих эмоций также предполагает, что мы осознаем свою внутреннюю речь и мысли, непроизвольно сопровождающие наши эмоции и настроения.

Вторая способность: умение управлять своими эмоциями - очень зависит от понимания своих эмоций, непроизвольных мыслей и непроизносимых вслух внутренних утверждений. Главная цель этой книги - научить людей эффективнее управлять своими эмоциями, что имеет решающее значение для успешной жизни. Многие пытаются заглушить свои эмоции перееданием, выпивкой, легкими наркотиками и сверхурочной работой. Эти неадекватные способы успокоить себя приводят к еще большим проблемам с эмоциями и в дружеских отношениях.

ИЛИ

ОНИ НАЧНУТ УПРАВЛЯТЬ ВАМИ

Эффективное управление эмоциями подразумевает следующее:

• Умение утешать и успокаивать себя, если это необходимо

• Умение контролировать себя

• Умение управлять гневом

• Умение контролировать порывы

• Умение выражать эмоции в нужном месте и в нужное время

• Умение не скрывать гнев, беспокойство и депрессию

• Умение справляться с неизбежными поражениями и неудачами

• Умение предотвращать негативные эмоции, не позволяя им возобладать над вами, когда вы выносите суждения и решаете проблемы

СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ

Источники эмоций

Каковы источники эмоций? Откуда они появляются? Сильные эмоции позволили нашим предкам выжить в мире, где все определял девиз: «Ешь или будешь съеден». Те же эмоции и центры мозга, отвечающие за них, передавались генетически бесчисленным поколениям. Мы все еще испытываем те же эмоции, хотя саблезубые тигры давно исчезли.

Высокий уровень напряжения, настороженность, беспокойство и агрессивность, как и мгновенная реакция «бежать или сражаться», помогли нашим предкам выжить в мире саблезубых тигров и других опасностей. Но в современном мире, где нет ежедневной борьбы за выживание, эти сильнейшие эмоции мешают адаптации и спокойным отношениям с окружающими.

Особые примитивные центры в мозгу оказывают заметное влияние на эмоции. Однако использование речи и сложных нервных центров мозга ощутимо подавляют примитивные эмоциональные центры. Наибольшее воздействие на эмоции и поведение оказывают мышление, оценка событий и молчаливые внутренние утверждения.

От наследственности (генотипа), конечно, зависит характер реакции - спокойный или возбужденный, но не слишком. Детский опыт и эмоциональная поддержка окружающих вас людей воздействуют на ваше эмоциональное состояние: от этого зависит, спокойны ли вы. Различные физические обстоятельства (болезнь, недосып, плохое питание) предрасполагают вас к тому, что вы легко огорчаетесь. Однако на преобладающее большинство людей эти факторы не оказывают существенного влияния. От них не зависит уровень удовольствия и свободы, беспокойства, гнева или депрессии.

Нашими эмоциями в значительной мере, но не полностью, управляют наши взгляды, то, что мы думаем о проблемах, и наши внутренние монологи. Если физическое состояние и болезнь предрасполагают к негативным эмоциям, обратитесь к врачу. Он поможет вам изменить эти психические состояния. Кроме того, изучайте и практикуйте приемы, описанные в этой книге. Наши иррациональные шаблоны мышления похожи на дурные привычки: они приносят вред и их трудно изменить.

Эмоции и здоровье

Да! Терапевты, психологи и психиатры признают, что травмирующие события, эмоциональные потрясения и наша оценка неприятностей серьезно вредят нашему здоровью (Gatchel&Blanchard, 1993; American Psychiatric Association, 1994). Психологические факторы могут принести ущерб нашему организму*. Этот ущерб бывает временным или постоянным. Однако есть много свидетельств того, что люди вылечиваются от серьезных заболеваний, изменив свой взгляд на мир и эмоциональное состояние.

Что вызывает напряжение у одного, не обязательно становится фактором стресса для другого. Как вы узнаете из следующей главы, наша интерпретация и оценка неприятных событий в значительной мере определяют нашу эмоциональную реакцию на эти события.

Каким образом эмоциональное напряжение наносит ущерб нашему организму? Оно усиливает напряжение мускулатуры, мы скрипим зубами, испытываем сильные головные и другие боли. Спазмы сосудов головного мозга - частая причина мигреней.

В состоянии гнева и страха в нашу кровь выбрасываются вещества, приводящие к образованию тромбов. От плохих новостей давление иногда повышается до опасного уровня. Высокое давление и выброс в кровь адреналина побуждали наших предков спасаться от саблезубых тигров. Но при современном сидячем образе жизни такая реакция скорее наносит вред нашему здоровью. То, что когда-то помогало выжить нашим предкам, теперь может убить нас.

Эмоциональная сумятица подавляет нашу иммунную систему, делая нас уязвимыми перед вирусами и бактериями. Стресс порой изменяет слизистую носа, горла и легких, что приводит к частым или хроническим инфекциям. Некоторые виды сыпи и выпадение волос обусловлены психологическими причинами.

При эмоциональном нарушении желудок выделяет слишком много кислоты, что приводит к изжоге и гастриту. Тошнота, рвота, диарея и запор - частые следствия эмоциональных проблем. Хорошо известно, что такие расстройства, как булимия и анорексия, спровоцированы психологическими причинами.

Плохое понимание того, что такое эмоции, и неумение управлять ими мешает нам испытывать удовольствие от жизни, отношений с окружающими и достигать целей, а вместе с тем подрывает наше здоровье. Используйте приемы, описанные в этой книге, чтобы научиться управлять эмоциями и навести порядок в своей жизни.

ВЫ НЕ НАЛАДИТЕ ОТНОШЕНИЯ,

НЕ НАУЧИВШИСЬ УПРАВЛЯТЬ

ЭМОЦИЯМИ

Искаженное мышление

Правильное мышление

Верный взгляд на эмоции

(правильно полагают, что «А» активизирует «В», но лишь «В» вызывает «С»)

Такое мышление называется также А-В-С взглядом на эмоции

как справиться с тревогой, гневом и депрессией - student2.ru

Эмоциональные следствия включают в себя беспокойство, гнев, депрессию и другие негативные эмоции. Но иногда к ним относятся положительные эмоции, такие как счастье и радость.

Поведенческие следствия бывают позитивными и самопомогающими. Или же негативными, приносящими вред самому себе, сбивающими с толку, неадекватными. Брань в адрес начальника, месть ему или другому коллеге, как результат разочарования, - пример саморазрушительного поведения из-за фрустрации.

Что характерно для вас, искаженное или правильное мышление? Правильное мышление означает: мы сознаем, что события и ситуации влияют на нас, но наши рациональные или иррациональные утверждения и убеждения воздействуют на нас гораздо больше. Правильное мышление - это признание того, что «В» в основном приводят к «С» (следствиям: эмоциональным и поведенческим). Правильное мышление - это А-В-С мышление.

Думайте правильно, а не искаженно! У тех, кто думает правильно, в жизни больше радости и меньше огорчений!

ВНИМАТЕЛЬНЕЕ ВАШИ «ДОЛЖЕН»,

ДОЛЖНЫ ЧТО-ТО СДЕЛАТЬ

Можно лишь предпочитать или желать, чтобы мы сами или окружающие изменились к лучшему. Это здоровые чувства. Отказываясь принимать мир таким, каков он есть, и жить в нем, предъявляя вместо этого абсолютные, жесткие требования, мы страдаем от эмоциональных проблем.

Для практики, отложите книгу, возьмите карандаш, бумагу и вспомните «Три главных долженствования».

Три главных долженствования

Лишний эмоциональный багаж

как справиться с тревогой, гневом и депрессией - student2.ru

«У меня точно много проблем. Большую часть времени я чувствую напряжение и беспокойство, гнев и ярость, также у меня депрессия. Мой врач говорит, что это из-за моих внутренних утверждений. Но я не хочу в это верить!..»

То, что мы верим Трем главным долженствованиям и используем их в нашей ВУ, - основная причина эмоционального расстройства. Три главных долженствования это: Я ДОЛЖЕН...!; Ты (он или она) ДОЛЖЕН...! и Мир и условия, в которых я живу, ДОЛЖНЫ...! Избавляйтесь от этих иррациональных утверждений. Путешествие по жизни - нелегкое дело, даже без лишнего эмоционального багажа.

Обвинять окружающих, мир и самих себя или предъявлять ко всему жесткие требования - эти факторы - основа большей части эмоциональных проблем. Мы понапрасну тратим время, ожидая, что мир будет соответствовать нашим требованиям. Принимайте мир таким, какой он есть, а не таким, каким мы бы хотели его видеть.

Я-не-могу-это-перенести-изм

Я не могу выносить дискомфорт, беспокойство, гнев или депрессию. Я не выживу или не буду счастлив, если мне придется испытать эти чувства. Я категорически отказываюсь смириться с этими неприятными переживаниями. Результат такого иррационального убеждения – низкая способность переносить фрустрацию.

Устрашение

Эта ситуация более чем на 100% ужасна. Просто КУЖ - кошмарная, ужасная, жуткая. Столь же ужасно, когда мы представляем что-либо катастрофичным и пугающим.

Я - ничтожество

Я ни на что не гожусь Неприятие себя (НП) низкая самооценка и депрессия - следствие иррациональных убеждений и мыслей вроде: «Я ни на что не гожусь, пропащий человек».

Всегда и никогда

Он, она или ситуация всегда будут такими и никогда не изменятся.

Мы создаем себе значительную тревожность, гнев и депрессию, когда присоединяем к трем главным долженствованиям горячие связки. Связки называются «горячими», потому что они содержат взрывоопасный эмоциональный язык, который приводит к сильным и нездоровым чувствам. Теперь подробно рассмотрим пять горячих связок.

1. Порицание и осуждение себя и других

Порицание и осуждение себя и других - это желание наказать и принести вред себе или другим. Подобный внутренний монолог порождает усиленный гнев, а иногда и агрессивное поведение по отношению к окружающим. Порицание себя действует саморазрушительным образом и вызывает депрессию. Брань, конечно же, относится к порицанию и осуждению! Например, мы говорим себе: «Этот чертов водитель впереди меня настоящий урод! Его нужно выкинуть из машины и расстрелять!»

Как уже было упомянуто в главе 1, гнев наносит вред как нашим эмоциям, так и сердечно-сосудистой системе. Принимайте себя, окружающих и весь мир со всем несовершенством и сложностью. Избегайте обобщающих оценок, например порицания (Dryden & DiGiuseppe, 1990) или грубых слов!

Я-не-могу-это-перенести-изм

Внутренний голос восклицает: «Я не могу выносить дискомфорт, беспокойство, гнев или депрессию. Я не выживу или не буду счастлив, если мне придется испытать эти чувства. Я категорически отказываюсь мириться с этими неприятными переживаниями».

Говоря, что не могут перенести какое-то событие, люди преувеличивают, поскольку в реальности они от этого не умирают. Хотя событие было крайне неприемлемым и неприятным, они выжили и продолжают жить. Иногда люди утверждают, что не могут выносить то, с чем смирились уже давно. Тоня привыкла повторять про себя: «Я умру, если профессор вызовет меня!» И хотя профессор периодически вызывал ее, она жива!

Я-не-могу-это-перенести-измы приводят к низкой способности переносить фрустрацию (НСПФ), что, в свою очередь, вызывает повышенное чувство фрустрации. НСПФ мешает нам решать проблемы и достигать цели, приводит к беспокойству, гневу и депрессии. НСПФ вызывает у нас раздражение к себе и окружающим. Студенты с НСПФ быстро впадают в уныние и падают духом, когда учеба становится сложнее.

Устрашение

Говорить, будто что-либо ужасно, значит, утверждать, это плохо более, чем на 100%, рискованно и опасно для жизни.

Как бы мы ответили, если бы нас спросили: «Назовите что-то, на 100% ужасное, вообразите самое худшее, что может с вами произойти». На это люди обычно отвечают примерно так: «Быть с любимым человеком и погибнуть или серьезно покалечиться вместе при несчастном случае». Если такое событие на 100% ужасно, как вы оцените по этой шкале потерю работы, проваленный экзамен или превышение кредитного лимита на текущем счете в банке? Приберегите устрашение для действительно ужасных и опасных событий.

Я-НЕ-МОГУ-ЭТО-ПЕРЕНЕСТИ-ИЗМ

ß приводит к

НСПФ - НИЗКОЙ СПОСОБНОСТИ

ПЕРЕНОСИТЬ ФРУСТРАЦИЮ

ßкоторая приводит к

УСИЛЕННОЙ ФРУСТРАЦИИ

ß порождающей

ТАК ВЫ ПОЙМЕТЕ СВОИ ЭМОЦИИ

Н Я - ничтожество

У Устрашение

В Всегда и никогда

Я ПНУ В - сокращение, которое поможет вам лучше запомнить горячие связки*.

Когда вы чем-то расстроены, прислушайтесь к тому, что вы говорите себе. Обратите особое внимание на «должен» и «абсолютно точно нужно». А затем посмотрите на использование пяти горячих связок. Многие невзгоды, навязанные себе людьми, постигает тех, кто сочетает три долженствования и горячие связки. Ныть - значит часто повторять себе и окружающим горячие связки.

Теперь для практики отложите книгу, возьмите карандаш, бумагу и напишите список пяти горячих связок по памяти. Они начинаются буквами: Я ПНУ В.

ЧТОБЫ УПОРЯДОЧИТЬ ЭМОЦИИ,

СНАЧАЛА ПРИВЕДИТЕ В ПОРЯДОК

ВАШИ УБЕЖДЕНИЯ И МЫСЛИ

ДОРОГА ПОВТОРЯЮЩИХСЯ НЕУДАЧ

В НАШЕЙ ЖИЗНИ ВЫМОЩЕНА

ИРРАЦИОНАЛЬНЫМИ УБЕЖДЕНИЯМИ

То, что важно запомнить:

• Эта книга научит вас использовать РЭПТ и А-В-С взгляд на наши эмоции, чтобы добиться поставленных целей и получать больше удовольствия от жизни.

• А-В-С объясняет причины наших эмоций. «А» - активизирующее событие или реальное неприятное событие. «В» - внутренний монолог и суждение об этом событии. «С» - следствия: в виде наших эмоций и поведения.

• Основные причины наших эмоциональных расстройств - это иррациональные убеждения, автоматические мысли и непроизносимые утверждения, а не реальные события и ситуации.

• Люди с искаженным мышлением полагают, что «А» (события и ситуации), в основном, определяют «С» (беспокойство, гнев, депрессию и другие неприятные эмоции).

• Люди с правильным мышлением знают, что «А» (события и ситуации) оказывают гораздо большее влияние на нас, на наши «В» (рациональные и иррациональные убеждения, взгляды и внутренние утверждения).

МЕНЬШЕ ОГОРЧЕНИЙ

• Когда мы настаиваем на трех главных долженствованиях (Я должен...!; вы (он или она) должны...!; мир и условия, в которых я живу, должны...!), это возбуждает в нас беспокойство, гнев, приводит к депрессии. «Должен» и «не должен», «абсолютно точно следует» и «не следует», «предписано» и «надлежит» - все это вредные внутренние убеждения, которые используются как абсолютные требования.

• Горячие связки также - иррациональные убеждения, взгляды и утверждения. К ним относятся порицание и осуждение, я-не-могу-это-перенести-измы, устрашение, я - ничтожество, всегда и никогда. «Я ПНУ В(ас)» - полезный код, чтобы легче запомнить горячие связки.

ИМЕЙТЕ ДЕЛО С ТАКИМ МИРОМ,

МЫ ДУМАЛИ, БУДТО МИР ДОЛЖЕН

Самостоятельный анализ собственной азбуки эмоций

СОБСТВЕННАЯ АЗБУКА ЭМОЦИЙ

как справиться с тревогой, гневом и депрессией - student2.ru

Чтобы достичь наших целей и получать удовольствие от жизни, важно знать собственную азбуку наших эмоций.

«А» - это активизирующие события, реальные ситуации, с которыми мы сталкиваемся; многие из них неприятны. «В» - это наши верования, взгляды, убеждения, внутренний монолог или то, что мы говорим про себя об этих событиях. «С» - это следствия, эмоциональные и поведенческие. Эти следствия включают в себя беспокойство, страх, депрессию и прочие негативные чувства и наши поведенческие реакции.

Наши эмоции - скорее результат нашего внутреннего монолога, чем следствие самих неприятных событий в нашей жизни.

Мы огорчаем себя преимущественно тем, что обостряем стремления и желания, возводя их до уровня абсолютных «следует», «должен» и требований. Эти требования и долженствования впоследствии становятся неизменными бескомпромиссными иррациональными убеждениями; их усиливают наши внутренние убеждения, утверждения, взгляды. Иррациональные убеждения в сочетании с пятью горячими связками порождают сильные чувства беспокойства, гнева и депрессию.

Представьте себе стоящую перед зеркалом 17-летнюю Джанет. Она весит на 7 фунтов больше нормы и говорит себе: «Я не могу терпеть (горячая связка) того, что вешу на 7 фунтов больше нормы, мне следует иметь (основной «должен») идеальное тело, а у меня не идеальное, это ужасно (горячая связка), и я - ничтожество (другая горячая связка,)». Как же она будет чувствовать себя, когда пойдет на свидание? Очень несчастной! То, что она негативно оценивает себя, наверняка отразится на ее поведении.

Действительно ли Джанет нужна на 100% идеальная фигура, чтобы иметь здоровую самооценку и принимать себя? Нет, не нужна! Поскольку вообще нереально иметь по-настоящему идеальную фигуру, Джанет сама сделала все, чтобы чувствовать себя несчастной. При этом для нее существует высокий риск впасть в депрессию, испытать беспокойство и нарушения питания, например анорексию или булимию.

Склонности, предпочтения и желания не сделают нас несчастными. Если бы Джанет говорила себе: «Я хотела бы иметь идеальное тело», этим она не огорчала бы себя. Но, возводя свое желание в ранг абсолютного требования и добавляя к нему горячие связки, она чувствует себя несчастной.

Джанет была бы меньше огорчена и более уравновешена, думая так: «Я хочу иметь идеальную фигуру, и я постараюсь достичь этого. Но если у меня не получится, это не будет КУЖ - кошмарно, ужасно, жутко, а лишь крайне досадно, и я-могу-это-перенести. Мне просто не понравится это так, как понравилось бы идеальное тело».

В главе 6 перечислены и описаны наиболее распространенные иррациональные убеждения и внутренние утверждения, которые приводят людей к эмоциональному расстройству. Возможно, вы захотите просмотреть кое-какие из них.

ЗВЕЗДЫ ПРЕДПОЛАГАЮТ,

ИМЕЙТЕ ДЕЛО С ТАКИМ МИРОМ,

А-В-С анализ гнева Чарли

«А»активизирующее событие

как справиться с тревогой, гневом и депрессией - student2.ru

«Он сказал, что у меня слишком большой нос»

«В» внутренние убеждения и утверждения

как справиться с тревогой, гневом и депрессией - student2.ru

«Он не имел права так разговаривать со мной. Он не должен был, ему абсолютно точно не следовало оскорблять меня. Он... дурак! Какой же все-таки ... дурак может ляпнуть такое! Я-не-могу-выносить то, что он говорит!»

«С»следствия: эмоциональные и поведенческие

как справиться с тревогой, гневом и депрессией - student2.ru

«Я в бешенстве! Я злюсь! Я этому... врежу! Хотя он мой начальник, я сделаю ему выговор и потребую извинения".

«Д» дискуссия

как справиться с тревогой, гневом и депрессией - student2.ru

«Подожди минуточку. Я сам свожу себя с ума. Он не может контролировать состояние моего гнева, но я-то могу контролировать свой гнев. Я раздражен, но не хочу злиться. Я бы, конечно, предпочел, чтобы он так со мной не разговаривал. Но только я отвечаю за свой гнев».

«А» - активизирующее событие. Вероятно, его начальник сказал, что у Чарли слишком большой нос.

«В» - внутренние убеждения и утверждения Чарли содержат абсолютное долженствование: «Он не должен...» Как вы помните из главы 2, существует три главных принципа долженствования: Я должен...!; вы (он или она) должны...!; мир и условия, в которых я живу, должны...! Чарли утверждает второй главный принцип долженствования: «Он должен...»

Что же с горячими связками? Какие из них использует Чарли? Порицание и осуждение: Я-не-могу-это-перенести-изм - наиболее очевидные горячие связки в его внутреннем монологе.

«С» - следствия: эмоциональные и поведенческие. Какие эмоции испытывает Чарли? Он в гневе! А что с его поведением? Чарли размышляет о том, как сделать выговор начальнику и потребовать извинения, а очевидно, что эти действия навредят ему же. Он фантазирует о том, как бы ударить шефа, что явно не принесет Чарли пользы!

«Д» - дискуссия. Чарли оспаривает свой искажающий реальность А-С ход мыслей. Он понимает, что его внутренний монолог - причина гнева. О дискуссии вы узнаете больше в главе 4..

«Форма для самоанализа А-В-С» рассчитана на то, чтобы помочь вам проанализировать ваши иррациональные убеждения и внутренний монолог. Для начала взглянем на «Форму Чарли для самоанализа А-В-С». Эта форма поможет ему понять свои эмоции и реакцию на неп

Наши рекомендации