Никакого конспекта -- нельзя.
Я один в бесконечных коридорах -- тех самых. Немое бетонное небо.
Где-то капает о камень вода. Знакомая, тяжелая, непрозрачная дверь -- и
оттуда глухой гул.
Она сказала, что выйдет ко мне ровно в 16. Но вот уже прошло после 16
пять минут, десять, пятнадцать: никого.
На секунду прежний я, которому страшно, если откроется эта дверь. Еще
последние пять минут, и если она не выйдет -- --
Где-то капает о камень вода. Никого. Я с тоскливой радостью чувствую:
спасен. Медленно иду по коридору, назад. Дрожащий пунктир лампочек на потолке все тусклее, тусклее...
Вдруг сзади торопливо брякнула дверь, быстрый топот, мягко
отскакивающий от потолка, от стен, -- и она, летучая, слегка запыхавшаяся от
бега, дышит ртом.
-- Я знала: ты будешь здесь, ты придешь! Я знала: ты -- ты...
Копья ресниц отодвигаются, пропускают меня внутрь -- и... Как
рассказать то, что со мною делает этот древний, нелепый, чудесный обряд,
когда ее губы касаются моих? Какой формулой выразить этот, все, кроме нее, в душе выметающий вихрь? Да, да, в душе -- смейтесь, если хотите.
Она с усилием, медленно подымает веки -- и с трудом, медленно слова:
-- Нет, довольно... после: сейчас -- пойдем.
Дверь открылась. Ступени -- стертые, старые. И нестерпимо пестрый гам,
свист, свет...
---
С тех пор прошли уже почти сутки, все во мне уже несколько отстоялось
-- и тем не менее мне чрезвычайно трудно дать хотя бы приближенно-точное описание. В голове как будто взорвали бомбу, а раскрытые рты, крылья, крики, листья, слова, камни -- рядом, кучей, одно за другим...
Я помню -- первое у меня было: "Скорее, сломя голову назад". Потому что
мне ясно: пока я там, в коридорах, ждал -- они как-то взорвали или разрушили Зеленую Стену -- и оттуда все ринулось и захлестнуло наш очищенный от низшего мира город.
Должно быть, что-нибудь в этом роде я сказал I.
Она засмеялась:
-- Да нет же! Просто мы вышли за Зеленую Стену...
Тогда я раскрыл глаза -- и лицом к лицу со мной, наяву то самое, чего
до сих пор не видел никто из живых иначе, как в тысячу раз уменьшенное,
ослабленное, затушеванное мутным стеклом Стены.
Солнце... это не было наше, равномерно распределенное по зеркальной
поверхности мостовых солнце: это были какие-то живые осколки, непрестанно прыгающие пятна, от которых слепли глаза, голова шла кругом. И деревья, как свечки, -- в самое небо; как на корявых лапах присевшие к земле пауки; как немые зеленые фонтаны... И все это карачится, шевелится, шуршит, из-под ног шарахается какой-то шершавый клубочек, а я прикован, я не могу ни шагу -- потому что под ногами не плоскость -- понимаете, не плоскость, -- а что-то отвратительно-мягкое, податливое, живое, зеленое, упругое.
Я был оглушен всем этим, я захлебнулся -- это, может быть, самое
подходящее слово. Я стоял, обеими руками вцепившись в какой-то качающийся сук.
-- Ничего, ничего! Это только сначала, это пройдет. Смелее!
Рядом с I -- на зеленой, головокружительно прыгающей сетке чей-то
тончайший, вырезанный из бумаги профиль... нет, не чей-то, а я его знаю. Я
помню: доктор -- нет, нет, я очень ясно все понимаю. И вот понимаю: они
вдвоем схватили меня под руки и со смехом тащат вперед. Ноги у меня
заплетаются, скользят. Там карканье, мох, кочки, клекот, сучья, стволы,
крылья, листья, свист...
И -- деревья разбежались, яркая поляна, на поляне -- люди... или уж я
не знаю как: может быть, правильней -- существа.
Тут самое трудное. Потому что это выходило из всяких пределов вероятия. И мне теперь ясно, отчего I всегда так упорно отмалчивалась: я все равно бы не поверил -- даже ей. Возможно, что завтра я и не буду верить и самому себе -- вот этой своей записи.
На поляне, вокруг голого, похожего на череп камня шумела толпа в триста
-- четыреста... человек -- пусть -- "человек", мне трудно говорить иначе.
Как на трибунах из общей суммы лиц вы в первый момент воспринимаете только знакомых, так и здесь я сперва увидел только наши серо-голубые юнифы. А затем секунда -- и среди юниф, совершенно отчетливо и просто: вороные, рыжие, золотистые, караковые, чалые, белые люди -- по-видимому, люди. Все они были без одежд и все были покрыты короткой блестящей шерстью – вроде той, какую всякий может видеть на лошадином чучеле в Доисторическом Музее. Но у самок были лица точно такие -- да, да, точно такие же, -- как и у наших женщин: нежно-розовые и не заросшие волосами, и у них свободны от волос были также груди -- крупные, крепкие, прекрасной геометрической формы. У самцов без шерсти была только часть лица -- как у наших предков.
Это было до такой степени невероятно, до такой степени неожиданно, что
я спокойно стоял -- положительно утверждаю: спокойно стоял и смотрел. Как весы: перегрузите одну чашку -- и потом можете класть туда уже сколько угодно -- стрелка все равно не двинется...
Вдруг -- один: I уже со мной нет -- не знаю, как и куда она исчезла.
Кругом только эти, атласно лоснящиеся на солнце шерстью. Я хватаюсь за чье-то горячее, крепкое, вороное плечо:
-- Послушайте -- ради Благодетеля -- вы не видали -- куда она ушла? Вот
только сейчас -- вот сию минуту...
На меня -- косматые, строгие брови:
-- Ш-ш-ш! Тише. -- И космато кивнули туда, на середину, где желтый, как
череп, камень.
Там, наверху, над головами, над всеми -- я увидел ее. Солнце прямо в
глаза, по ту сторону, и от этого вся она -- на синем полотне неба -- резкая,
угольно-черная, угольный силуэт на синем. Чуть выше летят облака, и так,
будто не облака, а камень, и она сама на камне, и за нею толпа, и поляна --
неслышно скользят, как корабль, и легкая -- уплывает земля под ногами...
-- Братья... -- Это она. -- Братья! Вы все знаете: Там, за Стеною, в
городе -- строят "[Интеграл]". И вы знаете: пришел день, когда мы разрушим эту Стену -- все стены -- чтобы зеленый ветер из конца в конец -- по всей земле. Но "[Интеграл]" унесет эти стены туда, вверх, в тысячи иных земель, какие сегодня ночью зашелестят вам огнями сквозь черные ночные листья...
Об камень -- волны, пена, ветер:
-- Долой "[Интеграл]"! Долой!
-- Нет, братья: не долой. Но "[Интеграл]" должен быть нашим. В тот
день, когда он впервые отчалит в небо, на нем будем мы. Потому что с нами Строитель "[Интеграла]". Он покинул стены, он пришел со мной сюда, чтобы быть среди вас. Да здравствует Строитель!
Миг -- и я где-то наверху, подо мною -- головы, головы, головы, широко
кричащие рты, выплеснутые вверх и падающие руки. Это было необычайно странное, пьяное: я чувствовал себя над всеми, я был я, отдельное, мир, я перестал быть слагаемым, как всегда, и стал единицей.
И вот я -- с измятым, счастливым, скомканным, как после любовных
объятий, телом -- внизу, около самого камня. Солнце, голоса сверху – улыбка I. Какая-то золотоволосая и вся атласно-золотая, пахнущая травами женщина. В руках у ней чаша, по-видимому, из дерева. Она отпивает красными губами и подает мне, и я жадно, закрывши глаза, пью, чтоб залить огонь, -- пью сладкие, колючие, холодные искры.
А затем -- кровь во мне и весь мир -- в тысячу раз быстрее, легкая
земля летит пухом. И все мне легко, просто, ясно.
Вот теперь я вижу на камне знакомые, огромные буквы: "Мефи" -- и
почему-то это так нужно, это простая, прочная нить, связывающая все. Я вижу грубое изображение -- может быть, тоже на этом камне: крылатый юноша, прозрачное тело, и там, где должно быть сердце, -- ослепительный, малиново-тлеющий уголь. И опять: я понимаю этот уголь... или не то: чувствую его -- так же как не слыша, чувствую каждое слово (она говорит сверху, с камня) -- и чувствую, что все дышат вместе -- и всем вместе куда-то лететь, как тогда птицы над Стеной...
Сзади, из густо дышащей чащи тел -- громкий голос:
-- Но это же безумие!
И кажется, я -- да, думаю, что это был именно я, -- вскочил на камень,
и оттуда солнце, головы, на синем -- зеленая зубчатая пила, и я кричу:
-- Да, да, именно! И надо всем сойти с ума, необходимо всем сойти с ума
-- как можно скорее! Это необходимо -- я знаю.
Рядом -- I; ее улыбка, две темных черты -- от краев рта вверх, углом; и
во мне уголь, и это мгновенно, легко, чуть больно, прекрасно...
Потом -- только застрявшие, разрозненные осколки.
Медленно, низко -- птица. Я вижу: она живая, как я, она, как человек,
поворачивает голову вправо, влево, и в меня ввинчиваются черные, круглые глаза...
Еще: спина -- с блестящей, цвета старой слоновой кости шерстью. По
спине ползет темное, с крошечными, прозрачными крыльями насекомое -- спина вздрагивает, чтобы согнать насекомое, еще раз вздрагивает...
Еще: от листьев тень -- плетеная, решетчатая. В тени лежат и жуют
что-то похожее на легендарную пищу древних: длинный желтый плод и кусок чего-то темного. Женщина сует это мне в руку, и мне смешно: я не знаю, могу ли я это есть.
И снова: толпа, головы, ноги, руки, рты. Выскакивают на секунду лица --
и пропадают, лопаются, как пузыри. И на секунду -- или, может быть, это
только мне кажется -- прозрачные, летящие крылья-уши.
Я из всех сил стискиваю руку I. Она оглядывается:
-- Что ты?
-- Он здесь... Мне показалось...
-- Кто он?
-- ...Вот только сейчас -- в толпе...
Угольно-черные, тонкие брови вздернуты к вискам: острый треугольник,
улыбка. Мне неясно: почему она улыбается -- как она может улыбаться?
-- Ты не понимаешь -- I, ты не понимаешь, что значит, если он или
кто-нибудь из них -- здесь.
-- Смешной! Разве кому-нибудь там, за Стеною, придет в голову, что мы
здесь. Вспомни: вот ты -- разве ты когда-нибудь думал, что это возможно? Они ловят нас там -- пусть ловят! Ты бредишь.
Она улыбается легко, весело, и я улыбаюсь, земля -- пьяная, веселая,
легкая -- плывет...
Запись 28-я.
Конспект: