Основные факторы, усложняющие процесс управления мотивацией подчиненных.
1 Неочевидность мотивов поведения человека. Можно только предполагать, догадываться о воздействующих мотивах, но их трудно выявить.
2 Изменчивость мотивационного процесса. В зависимости от конкретной ситуации потребности человека изменяются, что может привести к непредвиденной реакции работников на мотивирующее воздействие со стороны руководства.
3 Различия мотивационных структур работников. То, что эффективно для мотивации одних людей, оказывается неэффективно для других.
4 Наличие множества путей и способов удовлетворения каждой отдельной потребности человека.
5 Взаимозависимость работ в организациях, недостаточная информированность о результатах работы сотрудников, частые перемены в служебных обязанностях вследствие совершенствования технологии.
40.Все теории мотивации делятся на две группы: - содержательные теории мотивации; - процессуальные теории мотивации.
Содержательные теории мотивации концентрируются на выявлении и анализе содержания факторов мотивации, они основаны на определении внутренних потребностей и мотивов человека, кот побуждают его действовать определенным образом. В этих теориях анализируются потребности и их влияние на мотивацию, они описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связанны с мотивацией человека к деятельности (теории иерархии потребностей Маслоу, приобретенных потребностей Д. МакКлелланда, и др.).
Теории иерархии потребностей Маслоу. Первым психологом, кот обратил внимание руководителей на влияние потребностей на мотивацию персонала, был Абрхам Маслоу, опублик в 1943 г. работу «Теория человеческой мотивации».А. Маслоу разделил потребности на 5 категорий:
физиологические, удовлетворяя кот чел может выжить, это потребности в еде, одежде, жилище;
безопасности и уверенности в будущем, включающие потребности в защите от физ и псих нападения окружающих и в уверенности, что физиологические потр-сти будут удовл-ся в будущем;
социальные, т.е. потребности ощущать себя членом какой-либо общности, иметь социальные контакты;
уваженияпотребность в признании личных качеств или достижений;
самовыражения, т.е. потребность в реализации своих потенциальных возможностей, в росте как личности.
Физиологические потребности и потребности безопасности являются первичными, т.е. врожденными или потребностями низших уровней.
Соци потребности, потребности в уважении и самовыражения явл вторичными, т.е. приобретенными, или потребностями высших уровней.
Согласно А. Маслоу, если у человека сущ 2 потребности разных уровней, то доминирующей, т.е. определяющей его поведение, явл потребность более низкого уровня.
Т.к. с развитием человека потребности высших уровней постоянно расширяются, то они никогда не могут быть полностью удовл, и поэтому мотивация поведения через потребности бесконечна.
Теория потребностей Д. Мак-КлелландаОн выделил 3 вида потребн высших ур: Потребности власти выражается в желании возд-вать на др людей. Потребность успеха удовлетворяется процессом доведения работы до успешного завершения. Потребность причастности вкл чувство принадлеж к чему-либо, соц взаимодействия, общения, по сути совпадает с соц потребностью Маслоу.
41. Процессуальные теории мотивации.Все теории мотивации делятся на 2 группы: - содержательные теории мотивации; - процессуальные теории мотивации.
Процессуальные теории мотивации – это теории, предметом исследования кот явл динамика взаимодействия различных мотивов, основанная на том, как ведут себя люди с учетом не только их потребностей, но и восприятия, ожидания возможных последствий выбранного типа поведения. Эти теории основаны на учете того, как человек выбирает конкретный вид деят-ти и вид поведения в процессе своей деятельности.
Процессуальные теории считают, что поведение людей определяется не только ими, а также ожиданиями и восприятием конкретной ситуации.
Основн из этих теорий являются:- теория ожидания В. Врума;- теория справедливости Д. Адамса;- модель мотивации Портера—Лоулера;- и др.
Сущность теории ожидания. Согласно теории ожидания, наличие активной потребности не явля единств необходимым условием мотивации, ч-к должен также надеяться на то, что его действия приведут к желаемым рез-ам. Теория ожидания выделяет три фактора, влияющие на мотивацию.
1 Ожидание того, что усилия дадут желаемые результаты.
2 Ожидание того, что рез-ты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение.3 Ожидаемая ценность вознаграждения.
Если значение любого из этих факторов будет небольшим, то мотивация и результаты труда будут низкими.
Сущность теории справедливости. Теория справедливости опирается на, что люди субъективно сравнивают полученное вознаграждение с затраченными усилиями и затем соотносят его с вознаграждением др людей, выполняющих аналогичную работу.
Если сравнение показывает дисбаланс, то чел испытывает чувство несправед и псих напряжение. В этом случае люди начинают работать менее интенсивно или стремятся повысить вознаграждение. Основной вывод теории справ для практики управления состоит в том, что люди будут уменьшать интенсивность своего труда до тех пор, пока не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение.
Сущность модели мотивации Портера—Лоулера. Его модель мотивации основана на теориях ожиданий и справедливости. Результаты, достигнутые сотрудником, зависят от 3 переменных: затраченные усилия, способности и характера чел, осознание им своей роли в процессе труда. Уровень затрачиваемых усилий, зависит от ценности вознаграждения и от того, насколько чел верит в получение вознаграждения и удовлетворение им.
42. Сущность, задачи и необходимость контроля.Контроль является одной из основных функций управления.
Контроль — процесс оценки результатов реализации стратегий и планов организации, выполнения необходимых корректирующих действий, обеспечивающих достижение установленных целей.
Цель контроля заключается в том, чтобы предупреждать возникновение кризисных ситуаций.
Контроль - комплексная функция, включающая в себя функции учета, оценки, анализа.
Задачи контроля:
- сбор и систематизация информации о фактическом состоянии
деятельности и ее результатах (функция - учет);
- оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов, плановых заданий (функция - оценка);
- анализ причин отклонений, влияющих на результаты деятельности (функция - анализ);
- прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.
Необходимость контролязаключается в следующем:
1Контроль предупреждает возникновение кризисных ситуаций. Позволяет выявить проблемы, когда они еще находятся в стадии зарождения.
2Контроль уменьшает степень неопределенности внешней среды организации. В современной организации, действующей в условиях сложной и нестабильной окружающей среды, контроль должен служить эффективным механизмом оценки возможных изменений окружающей среды.
3Контроль поддерживает сильные стороны организации
Субъект контроля – это органы, организации, подразделения и лица, осуществляющие функции контроля и являющиеся носителями практической деятельности по осуществл контроля, права, обязанности и ответственность кот регламентируются нормативными правовыми актами.
Объектом контроля явл предмет, на кот направлено воздействие. Объектами контроля могут быть как эконом система в целом, отдельные отрасли, регионы, организации, так и процессы, происходящие внутри этих объектов.
43. Виды контроля и их характеристика.Вид контроля — это классификационная группировка контроля по определенному признаку.
1 По форме осуществления контроль может быть:
а) внутренний контроль –система контроля организуется предприятием самост;б) внешний контроль – контроль со стороны внешних контролирующих органов, вышестоящих организаций, государ органов.
2 По содержанию:
а) финансовый контроль – охватывает все сферы деятельности фирмы и осуще на основе стоимостных показателей, которые позволяют сравнить плановые расходы с текущими. Объектами являются такие показатели, как прибыль, издержки, объемы производства и продаж…;
б) административный контроль – ведется на всех уровнях управления фирмой и призван оценить деят-ть сотрудников фирмы. Этот контроль осущест постоянно как спец подразделениями, так и руководителями на всех уровнях организации. Объекты контроля: производственно-хозяйственный процесс в целом и его отдельные части, плановые задания, сроки поставок...
3 По срокам проведения:
а) стратегический; б) тактический; в) оперативный.
Оперативный контроль разделяется на три вида.
- предварительный контроль – осущ до проведения начала работ. Цель: заранее проверить все элементы сис-мы с тем, чтобы цели организации были выполнимыми.
- текущий контроль – осущ в ходе проведения работ. Цель: вовремя обнаружить отклонения от намеченного плана, чтобы не допустить серьезных сбоев с оценкой достижения.
- заключительный контроль – связан с оценкой достижения коллективом плановых заданий и предполагает всесторонний анализ не только результатов работы за истекший период, но и анализ слабых сторон.
4 В зависимости от вида информационного обеспечения:
а) документальный контроль – это формально-правовая проверка документов. б) фактический контроль предполагает проверку контролируемых объектов путем: - инвентаризации; - осмотра материальных объектов; - лабораторного исследования качества продукции; - проверки фактического использования рабочего времени; - экспертной оценки.
5 В завис от источника финансирования различают след виды финансового контроля:- за счет проверяемого субъекта;
- за счет управляющего субъекта; - за счет третьих лиц.
6 По хар-ру контрольных мероприятий: плановый; б) внеплановый.