Критика школы человеческих отношений и поведенческих наук.
Отсутствие строгих (точных) математических методов исследования, конкретных расчетов (т.е. эмпирический подход, проверка идей путем экспериментов, изучения практики).
23.Возникновение школы человеческих отношений и поведенческих наук было обусловлено развитием социологии и психологии.В
(бихевиористское направление в социологии и психологии) (с 1950-х годов по настоящее время).
Бихевиористское учение менеджмента ориентирует управленческую деятельность на перенос акцента с задач на человека (заботу о человеке). Представители: Мэри Паркер Фоллетт, Абрахам Маслоу, Крис Арджирис, Дуглас Мак-Грегор, Фредерик Герцберг и др.
Они изучали:
- различные аспекты социального взаимодействия, мотивации;
- характер власти и авторитета;
- роль организационной структуры (организационное поведение ч-ка);
- коммуникации в организации;
- лидерство;
- качества трудовой жизни человека и др.
Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившись главным образом на способах налаживания межличностных отношений.
Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет улучшения качества человеческих ресурсов.
Человек рассматривается как главная ценность организации (в основе которой профессиональные и личностные характеристики).
Критика школы человеческих отношений и поведенческих наук.
Отсутствие строгих (точных) математических методов исследования, конкретных расчетов (т.е. эмпирический подход, проверка идей путем экспериментов, изучения практики).
Содержание и этапы развития процессного подхода
В совр теории менеджмента существует 3 основных подхода: процессный, системный, ситуационный.
Процессный подход рассматривает управление как процесс, состоящий из последовательных взаимосвязанных действий, или функций направленных на достижение целей организации.
Процессный подход хронологически является первым среди подходов. Его рождение относится к 20-м гг. XX в. и связано с именем Анри Файоля.
Первый этап - с 20-х гг. до настоящего времени. Процесс управления рассматривается как взаимосвязанная цепь повторяющихся функций менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля.
Второй этап — с 40-х гг. до наст вр. Процесс управления изучается как процесс, включ три стадии: принятие управленческого решения, организацию исполнения управленческого решения и контроль его исполнения.
Новый, третий этап в развитии процессного подхода начался совсем недавно, в 90-х гг. прошлого века, и получил название «реинжиниринга бизнес-процессов».
Впервые термин «реинжиниринг бизнес-процессов» был введен М.Хаммером, кот определяет этот вид деят-ти как «фундаментальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы».
Реинжиниринг бизнес-процессов ориентирован на коренную перестройку всей деятельности предприятия, а не на частичные изменения в той или иной сфере управления.
Существуют следующие категории бизнес-процессов:
процессы, обеспечивающие выпуск продукции; процессы планирования и управления; ресурсные процессы; процессы преобразования.
Бизнес-процесс характеризуется:
существующей технологией реализации бизнес-процесса;
существующей структурой бизнес-системы;
средствами автоматизации, оборудованием, механизмами и т.п., обеспечивающими реализацию процесса.
Показателями оценки эффективности бизнес-процессов являются:
количество произв продукции заданного качества, оплаченное за определенный интервал времени; количество потребителей продукции; стоимость издержек производства продукции; длительность выполнения типовых операций; капиталовложения в производство продукции.
26. Сущность системного подхода в менеджменте.В рамках системного подхода организация рассматривается как система, т.е. некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит вклад в характеристики целого. Возникновение этого общенаучного подхода связано с именем австрийского биолога Л. фон Берталанфи, эмигрировавшего в США в 1930-х годах.
Система- совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели.
Под элементом понимается объект, кот в рамках данной системы является неделимым.
Под целью понимается некоторый результат, ради достижения кот элементы связываются в единое целое, это то, что необходимо достичь.
Организационная система - такая система, структурными элементами кот являя люди, осуществляющие преобразование ресурсов этой системы.
Примеры организационных систем: промышленные предприятия, объединения, отрасли, ассоциации, кооперативы и т.д.
Организационные системы включают трудовые ресурсы, средства производства и другие ресурсы, участвующие в производственной и управленческой деятельности.
Выживание и развитие организации неразрывно связано со скоростью обновления её отдельных элементов и подсистем.
Подсистемами наз крупные составляющие сложных организаций, выполняющие определенную функцию.
Сама организация представляет собой сложную систему, в составе которой можно выделить управляемую и управляющую подсистемы.
Управляемая подсистема, или объект управления, т.е. то чем (кем) управляют (исполнительные звенья).
Управляющая подсистема, или субъект управления, т.е. того, что (кто) управляет (правление, менеджер, руководитель).
М/д субъектом и объектом управления сущ прямые и обратные связи.
Прямая связь-это команда, поступающая от субъекта к объекту управления.Обратная связь – это информация, поступающая от объекта к субъекту управления об исполнении команд и состоянии управляемой части.
Управляющая подсистема является частью предприятия, осуществляющей воздействие на все предприятие в целом.
Основным содержанием системы управления организации является механизм управления, состоящий из: принципов управления; функций управления; методов управления; стиля управления.
27. Концепция ситуационного управления.Осуществляя все необходимые управленческие действия, такие, как планирование, или распорядительство, ли контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют.
В 1948 году профессор унив Ральф Стогдиллпровел детальное исследование характерных качеств лидеров и их профессиональных умений. Он пришел к выводу, что наличие тех или иных черт и навыков, присущих лидерам было обусловлено конкретной ситуацией управления.
Эти исследования, легли в основу ситуационного подхода в управлении организациями. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.
Ситуационные воззрения базируются на следующих предположениях:
1 Организационные феномены укладываются в логические структуры.
2 В близких по характеру ситуациях менеджеры разрабатывают и осуществляют схожие действия.
Эти идеи заложены в основу четырехшаговой методологии ситуационного подхода:
1 Руководитель должен знать средства профессионального управления, которые доказали свою эффективность.
2 Каждая из управленческих методик имеет свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен уметь просчитать последствия.
3 Руководитель должен верно определять какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
4 Руководитель должен увязать применение конкретных приемов, которые вызвали бы минимальный отрицательный эффект, с конкретными ситуациями.
Задача общего менеджмента - дать наиболее универсальные, но в то же время действенные модели организации, систем управления и контекста (ситуации).
28. Управленческий цикл и его этапы. Управленческий цикл — это завершенная последовательность повторяющихся действий, направленных на достижение поставленных целей.
Управленческий цикл начинается с уяснения задачи или проблемы и заканчивается достижением определенного результата. После этого цикл управления повторяется.
Основные этапы управленческого цикла:
1 Сбор и обработка информации, анализ, и оценка обстановки — диагноз.
2 Научно обоснованное предсказание наиболее вероятного состояния и особенностей развития объекта управления — прогноз.
3 Выработка и принятие управленческого решения.
4 Разработка системы мер, направленных на достижение поставленной цели — планирование.
5 Своевременное доведение до исполнителей поставленных задач, правильный подбор и расстановка сил, мобилизация исполнителей на выполнение принятого решения — организация.
6 Активация деятельности исполнителей — мотивация и стимулирование.
7 Получение, обработка, анализ и систематизация сведений о ходе реализации заданий, проверка того как выполняются задания— учет и контроль.
Общий для 4-х последних этапов — обеспечение пропорционального и непрерывного функционирования всей системы управления путем установления текущих оптимальных связей между отдельными исполнителями — регулирование.
Содержание и взаимосвязь основных функций управления.
Функции управления-определенные виды управленческой деяте-ости, выделившиеся в процессе специализации управленческого труда.
Функции управления делятся на 2 группы: - общие (основные); - специальные.
Общие функции управления осуществляются в каждой производственной системе и на каждом уровне управления. Весь процесс управления представляется как цепь последовательных, циклически повторяющихся общих функций: планирование, организация, мотивация и контроль.
Функция планирования – представляет собой управленческую деятельность, кот предусматривает выработку целей и задач управления организацией, а так же определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Цель планирования - это определение будущего состояния, перспектив развития объекта управления. Результатом выполнения функции планирования является – план.
Функция организации –представляет собой управленческую деятельность, кот заключается в установлении взаимоотношений между всеми подразделениями, рабочими местами и работниками и координации их действий. Цель функции организации – формирование структуры субъекта и объекта управления, а также их взаимосвязей. Результатом выполнения функции организации является создание организационной структуры управления предприятием и организационного процесса управления.
Мотивация – процесс побуждения работников и себя к активной трудовой деятельности для достижения личностных целей и целей предприятия, т.е. создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду. Главными здесь являются: заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, удовлетворенность от трудовой деятельности.
Контроль как функция управления призван обеспечить достижение целей организации путем систематического представления информации о действительном состоянии дела по выполнению плановых заданий, решений, нормативно установленных задач и предписаний, путем анализа этой информации и проведения соответствующих корректировок. Цель контроля заключается в том, чтобы предупреждать возникновение кризисных ситуаций. Контроль включает учет, анализ и регулирование. По итогам учета менеджер должен получить объективную информацию о реальном состоянии объекта управления.
30. Основное содержание специальных функций организации. Взаимосвязь общих и специальных функций
Специальные функции дают характеристику процесса управления в пространстве, определяя его направленность на конкретные стороны и сферы деятельности предприятия. При этом весь процесс управления расчленяется по определенным направлениям деятельности организации, в рамках которых повторяются и воспроизводятся управленческие циклы.
Состав специальных функций определяется спецификой деятельности предприятия.
К специальным функциям управления предприятием относятся:
- маркетинг, данное управление призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый процесс удовлетворение потребностей клиентов, организации и достижение целей организации;
- управление основным производством предполагает, что соответствующие службы менеджмента, руководители определенного уровня осуществляют управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде;
- управление вспомогательным производством;
- управление инновационной деятельностью;
- управление подготовкой производства;
- управление закупками;
- управление бухгалтерской деятельностью;
- управление финансами состоит в том, что менеджмент осуществляет управление процессом движения финансовых средств в организации;
- управление трудом и заработной платой;
- управление качеством продукции;
- управление сбытом;
- управление капитальным строительством и др.
Состав специальных функций определяется спецификой деятельности предприятия. Общие и специальные функции взаимосвязаны и образуют единую систему. Выполнение каждой специальной функции предполагает исполнение всех общих функций управления.
31. Сущность, цель и принципы функции планирования.
Функция планирования – представляет собой управленческую деятельность, кот предусматривает выработку целей и задач управления организацией, а так же определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.
Среди всех функций управления планирование занимает центральное место, так как оно призвано строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей.
Цель планирования это определение будущего состояния, тенденций и перспектив развития объекта управления.
Принципы планирования.
1 Принцип единства. Оначает, что планы каждого подразделения должны быть связаны с планами всей организации.
2 Принцип участия. Означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности.
3 Принцип непрерывности. Означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно.
4 Принцип гибкости. Он заключается в обеспечении возможности изменять направленности планов, в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
5 Принцип точности. Любой план должен быть составлен с такой степенью точности какая только возможна.
Результатом выполнения функции планирования является – план.
План– это документ, содержащий указания кому и какую задачу, в какое время необходимо решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.
32. Результатом выполнения функции планирования явл план. План – это документ, содержащий указания кому и какую задачу, в какое время необходимо решать, какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.
Существуют следующие виды планирования.
1 С точки зрения обязательности плановых заданий:
- директивное планир, когда принятые планы имеют обязат характер;
- индикативное пл, когда устанавл показатели, имеющие рекомен х-р.
2 В зависимости от срока, принято различать:
- долгосрочное планирование (перспективное);- среднесрочное планирование;- краткосрочное планирование (текущее);
Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, н-р, 10, 15 и 20 лет. Среднесрочное планирование осущ на период от 1 г до 5 лет. Текущее планирование охватывает период до года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное и суточное планирование.
3 По содержанию плановых решений выделяют:
Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия.
Тактическое планирование. Если стратегическое планирование рассматривают как поиск новых возможностей предприятия, то тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование – процессом их реализации.
Бизнес – планирование. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия.
4 По степени охвата:- общее пл, охватывающее все аспекты проблемы;- частичное пл, охватыв только опред области и параметры;
6 По сферам планирования:- планирование сбыта;- планир производства;- планир персонала (потребности, найма, переподготовки, увол);- планир инвестиций, финансов и т.д.
9 По учету изменения данных:
- жесткое планирования;- гибкое планирование;
10 По очередности во времени:
-текущее пл, при кот о завершении одного плана разрабатывается др план, (планы чередуются послед один за др);
- скользящее пл, при кот по истечении определенного запланированного срока план продлевается на след период;
- внеочередное пл, при кот планир осуществ по мере необходимости, н-р, при реконструкции предприятия.
33. Основные этапы планирования.Планирование деятельности предприятия осуществляется в несколько этапов:
1) постановка целей предприятия на перспективу;
2) определение задач планирования;
3) разработка планов действий для достижения поставленных целей и выполнения задач.
4) определение направлений, обеспечивающих ориентацию на достижение запланированного результата;
5) выделение процедур и норм, регламентирующих деятельность, направленную на выполнение планов.
Модель планирования отражает содержание планирования как функции управления. Здесь учитываются все составляющие, которые взаимосвязаны между собой, и внешние факторы, влияющие на процесс. Блоки и модели планирования характеризуют основные этапы процесса.
34. Методы планирования.Методы планирования – это способы реализации функции планирования.
Методы планировании:
Традиционным является балансовый метод планирования. Он представляет собой целенаправленное согласование ресурсов предприятия и их использования по всей системе взаимосвязанных материальных, стоимостных и трудовых балансов.
Программно-целевой методпланирования сравнительно недавно вошел в практику. Суть его в том, что он строит планирование, исходя из конечных целей, а затем определяет возможные пути реализации этих целей, опираясь при этом на последние достижения науки и техники.
Нормативный метод планирования предст собой разработку норм
и норматиов затрат сырья, материалов, энергии на производство продукции .
В наст время расчетно-аналитический метод планирования является основным и повсеместно используемым.
Расчеты плановых показателей осуществляются в табличной форме. Система показателей, форм и разделов плана определяются предприятием самостоятельно.
Математические методы планирования могут применяться при планировании в различных областях дея-ти (производство, маркетинг и т.д.)
- если планируемый объект или процесс может быть описан математической аналитической моделью;
- если имеются соответствующие этой модели наборы количественных данных.
Используется большая группа математических методов планирования: оптимальное, линейное, стохастическое, целочисленное, выпуклое, квадратичное, методы нелинейного, динамического программирования и целый ряд других методов.
Линейное программирование – наиболее часто используемый метод планирования. В общем виде задача линейного программирования формулируется следующим образом: найти максимальное (минимальное) значение целевой функции при ограничениях в виде равенств и неравенств и условиях их не отрицательности.
35.Одной из осн фун-й управления является функция организации, кот закл в установлении взаимоотношений между всеми подразделениями, рабочими местами и работниками и координации их действий.
Функцию организации можно рассматривать в двух аспектах, как:
формирование организационной структуры (деление организации на подразделения в соответствии с ее целями и стратегией);
установл взаимоотн-й м/у членами орган-ии в рамках ее структуры.
Цель функции организации – формирование структуры субъекта и объекта управления, а также их взаимосвязей.
Содержание функции организации в менеджменте раскрывается через такие понятия как: «департаментализация», «делегирование», «диапазон контроля», «централизация».
департаментализация–это группировка родственных функций и главных видов работ в соответствующие структурные подразделения.
Делегирование полномочийозначает передачу задач и полномочий определенному лицу, кот принимает на себя обязательство их выполнения.
Диапазон контроля — число лиц, непосредственно подчинённых руководителю, которыми он способен эффективно управлять.
Централизация означает концентрацию прав принятия решений, властных полномочий на верхнем уровне руководства организации.
Децентрализация – передача или делегирование прав принятия ключевых решений на нижние уровни управления.
Регламентация представляет собой организационную деятельность, осуществляемую в виде разработки организационных регламентов, норм, нормативов, инструкций, правил и процедур, которые являются основными документально оформленными результатами выполнения функции организации.
Результатом выполнения функции организации является создание организационной структуры управления предприятием и организационного процесса управления.