III. 3 уровень. Вставь окончания, в скобках напиши склонение и падеж.

1. В нашей республик . . ( ) имеются запасы нефт . . ( ), мед . ( ). На реке Кубан . . ( ) построена электростанция. Пионеры дружно запели песню о Родин . . . ( ). Мальчики нашего класса играют наскрипк . . . ( ), гитар . . . балалайк . . . ( ).

2. Дети в школу идут по широкой улиц . . . ( ). По тропинк . . . ( ) бежала группа девочек. Около кроват . . . ( ) лежали игрушки. Туристы доехали до горной рек . . . ( ). Корм птиц . . . ( ) доставили из кор­мовой кухн ...( ).

3. Для дойк . . ( ) коров тут есть машины. В фантастической ракет . . . ( ) можно побывать на дальней планет . .. . ( ). В звериной норк . ( ) поселились новые жильцы. У лягушк . . . ( ) икра плавает на воде.

4. Ребята были в музе . . ( ), в театр . . . ( ), катались на пароход . . . ( ) по реке. На ветк . . ( ) сирен . . ( ) сидела синичка. По зеркальной глад . . ( ) озера скользила лодка. С горы деревня была видна как на ладон . . ( ).

5. От площад . . ( ) во все стороны расходятся широкие улицы. На цвета . . ( ) яблон . . . ( ) ползает шмель. В альбом . . . ( ) и в тетрад . . . ( ) у Саш . . ( ) был порядок. По площадк . . . ( ) мчатся мотоциклы.

6. К пристан . . . ( ) причалил пассажирский паро­ход. В степ . . ( ) весной цветут красивые цветы. На молодом топол . . ( ) появились почки. Мальчик заболел и лежит в постел . . ( ).

7. Друзья-пионеры мечтают в тиш . . ( ) у лесного костра о дерзком высотном полет . . ( ), о дальнем поход . . ( ) в Моря, о честной хорошей работ . . . ( ). Мечтайте, мечтайте, друзья! У рыс . . ( ) очень сильные лапы. Она сядет на ветку ел . . ( ) и ждет добычу.

8. Летом наш дом утопает в зелен . . . ( ). По алмазной скатерти ( ) снегов пробегают ласки, охотятся хорьки. Грачи прилетают в март . . . ( ), соловьи — только в начал . ( ) мая.

9. Хорошо идти по лесу от полянк . . ( ) к полянк . . ( ). На рябин . . ( ) около березк . . .( ) я сма­стерил кормушку для птиц. В пол . . ( ), на огород . . ( ) появились маленькие проталины. Октябрята и пионеры дружно работали на школьном участк . . . ( ).

10. В бледном неб . . ( ) мерцали редкие звезды. В жидком свет . . . ( ) фар из темноты выглядывали деревья. В лазур . . . звенят песни голосистого жаворонка. Ежик выбежал из-под кроват . . ( ) и прямо к газет . . ( ) надел себе на колючк . . ( ) уголок газет . . ( ) и потащил ее в угол.

IV. 4 уровень. Найди и объясни написание безударных окончаний существительных.

1. На березке, на клене, на сливе с листка на листок пры­гают озорные капли дождя. Под окном у бабушки рос куст белой сирени. Наташа се­ла на стул и стала рассматривать рисунок вышивки на скатерти.

2. Маленькое солнце на моей ладошке. Белая ромашка на зеленой ножке. В глиняном кувшине, в банке, или чашке весело теснятся крупные ромашки. С елки шишки хлоп да хлоп, Саше в спину, Маше в бок. Седые ели стеной высились по краям дороги.

3. Князь для белочки потом выстроил хрустальный дом. Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке назван царем водяной птицей. На молодой зелени леса сияли радужные капли росы. Осыпались цветы с черемухи, вишни, яблони.

4. Над Москвой-рекой, на круче, где стоит наш Кремль те­перь, был когда-то бор дремучий, а в бору водился зверь. На аллее главной, на самом перекрестке еще не облетели осенние березки.

5. На опушке вблизи дороги паслось стадо колхозных ко­ров. В зеленой чаще кустов птички порхали с ветки на ветку. Охотнее селятся птицы на ели, тополе, дубе, липе, чем на ясене и клене.

6. Собираем в августе урожай плодов. Много людям радости после всех трудов. Кабана мальчики увидели в рыбацком поселке на главной улице. В глубине норки спал сердитый ежик. Дедушка с рыбалки приехал веселый и довольный.

7. В лесу на ложбине побежит веселый говорливый ручеек. С вокзала до пристани пришлось идти через весь огород. От беседки прямой линией шла тропинка к аллее и к берегу речки.

8. На небольшой мели лежали ягнята. В небесной лазури плавно кружился ястреб. Леса защищают поля от засухи. Деревья очищают воздух от пыли. Из лесной чащи вытекают ручьи. Без влаги растения гибнут.

9. Около нашей деревни протекает тихая речка. В портфеле подруги лежали новые учебники. Леса Сибири богаты различными ягодами. Во время войны чудеса храбрости проявили школьники в борьбе с
врагом.

10. По широкой улице и по центральной площади ехали конники. Отряд подошел к опушке, у опушки росли кусты смородины. Ребята с осени запасли шишки ели, семена ольхи. Кормушки они повесили у самой опушки. К этой кормушке подходили зайцы, прилетали птицы.

Прилагательное.

I. 1 уровень. Найди прилагательное, выдели окончание, напиши вопрос.

1. Юра долго болел. Олег помогал больному товарищу учить уроки. Лесник живет на лесной полянке. Там растет молодой лесок. У нас на окнах цветы. Они, и зимой цветут.

2. Зимой лосиха с лосенком ночевали в густом осиннике. Начало светать, порозовело небо. Лес стоял весь белый, притихший. Мелкий блестящий иней оседал на ветки, лоси дремали.

3. Столовая ложка. Дождливая погода. Степной край. Воздушный шар, космический корабль. Вечерняя заря. Золотое кольцо. Счастливая семья. Ветвистые рога.

4. В кустах прыгают веселые чижи. Над цветами кружатся золотые пчелы. Колокольчики весело закачали лиловыми головками.

5. Москва от глаза далека, да к сердцу близка. Красуйся не улыбкой сладкой, а трудовой ухваткой. Нет такого дружка, как родная матушка.

6. Хороши в дорожку пирожки с горошком. Хорошая травка — молока прибавка.

7. Букет цветов в вазе поставили на столе. В комнате стало светлей и радостней. Цветы украшают нашу жизнь. Цвета­ми отмечают радостные события жизни. Счастлив тот, кто любит цветы и охраняет их.

8. Стояла холодная зима. Птицы голодали. Школьники за­думали открыть птичью столовую. Они сделали кормушки и повесили на деревья в школьном дворе. Всю зиму ребята кор­мили пернатых друзей.

Наши рекомендации