Концепции харизматического и преобразующего лидерства
1. Под харизмой понимают наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. Этот феномен характерен для малых и особенно для больших групп, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения. В основе концепции харизматического лидерства лежит представление о харизме как о наборе специфичных лидерских качеств. Харизма возникает, главным образом, в экстремальных ситуациях.
Харизматическим считается лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. В числе качеств, которые приписывают харизматическому лидеру, - наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, способность к видению решения проблемы за пределами сложившегося статус–кво, умение представить это видение на уровне, понятном для последователей и побуждающем их к действиям. Кроме того, лидеры харизматического типа испытывают высокую потребность во власти и в деятельности, причем они глубоко убеждены в собственной моральной правоте. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей, упор на большие ожидания, доверительность, инспирирование у последователей импульса к действиям. Основные признаки этичного и неэтичного поведения харизматического лидера приведены в Таблице 10.
Харизматическое лидерство свойственно ситуациям, когда последователи склонны идеологизировать свои желания и пути их выполнения. Это объясняет наличие харизмы преимущественно у лидеров, проявляющих себя в политике, религии, а также на военной службе. В то же время, для бизнеса важность харизматического лидерства проявляется при возникновении кризисных ситуаций, а также в случае осуществления в организации инноваций.
2. Концепция преобразующего лидерства.Лидер – реформатормотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития.
Таблица 10
Этичность поведения харизматического лидера
Неэтичное поведение харизматического лидера | Этичное поведение харизматического лидера |
Использует власть исключительно в личных интересах | Использует власть в интересах организации, общества |
Продвигает исключительно свое личное видение | Строит свое видение в соответствии с нуждами и стремлениями последователей |
Пресекает критику в свой адрес | Считается с критикой и извлекает из нее уроки |
Требует беспрекословного выполнения собственных решений | Стимулирует у последователей творческий подход к делу |
Осуществляет коммуникации только в одном направлении - от себя вниз | Поощряет открытые и двусторонние коммуникации |
Нечувствителен к потребностям и нуждам последователей | Научает, развивает и поддерживает последователей |
Приписывает себе все успехи своих последователей | Делит свою славу с другими |
Списывает неудачи на ошибки своих последователей | Принимает ответственность за неудачи на себя |
Полагается на удобные внешние моральные стандарты для удовлетворения собственных интересов | Полагается на внутренние моральные стандарты для удовлетворения общественных интересов |
Концепция преобразующего лидерства (иначе говоря, реформаторского лидерства или лидерства для изменений) предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации. Концепция имеет ряд отличительных моментов:
- для лидера признается необходимым влиять на последователей через привлечение их к участию в управлении;
- лидеру следует быть самому частью группы (организации), а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия;
- от последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияния эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении.
Следует учитывать, что поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, возникает опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же, наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти ситуации несовместимы с позицией лидера – преобразователя.
9.8. Эффективное лидерство
Лидерство – это одновременно природный дар, искусство, мастерство, учение, талант. Эффективное лидерство формируется в процессе непосредственного руководства людьми. В то же время можно выделить ряд характеристик, которые могут служить ориентиром при формировании эффективного лидерства. Лидер:
- делает для всех (действует в интересах группы, организации, общества), но не для себя. В разрешении управленческих ситуаций руководствуется соображениями гармонизации интересов всех участников, но не собственной выгодой, не корыстными побуждениями;
- имеет всегда высокий положительный эмоциональный настрой, находится в радостном, приподнятом настроении;
- оптимист и энтузиаст. Энтузиазм заразителен так же, как и скука;
- обладает отличным здоровьем;
- обладает сильной волей, четко осознает цель, интенсивно к ней стремится, смел и решителен;
- проявляет творческую, ничем не ограниченную инициативу, умение видеть и ставить проблемы, нестандартное мышление;
- обладает стратегическим видением, у него развитая интуиция;
- способен рисковать, не допуская авантюризма, решать проблемы, рассматривая их как задачи;
- тактичен и внимателен, относится к людям с уважением. В ком больше уважения, в том больше силы;
- заботится о своих последователях, всегда доступен и человечен;
- справедлив, честен сам с собой и перед последователями. Признание критики и собственных ошибок воспринимается как свидетельство силы и власти, а не слабости;
- последователен, ответственно относится к данному слову. Не делает необдуманных заявлений, не дает невыполнимых обещаний;
- руководствуется правилом: когда дела идут плохо – это моя вина, когда же дела идут хорошо – это заслуга моих последователей.
- скромен, но уверен в себе;
- знает, что движение к цели требует постоянных усилий;
- хорошо разбирается в людях;
- умеет делегировать полномочия, не взваливая на себя всю работу и не сосредоточиваясь исключительно на «текучке». Наделяйте подчиненных ответственностью;
- не пользуется особыми привилегиями;
- не имеет любимчиков. «Фаворитизм» разрушает атмосферу сотрудничества;
- остается лидером во всех ситуациях. «Король всегда король».
Контрольные вопросы
1. Кто есть лидер ? Чем он отличается от руководителя ? От начальника ? От менеджера ?
2. Какова природа лидерства ?
3. Как Вы считаете, лидерами рождаются или становятся ? Обоснуйте свою позицию.
4. Как лидеры различаются по стилю деятельности ?
5. Какие еще типы лидеров Вы знаете ?