При выполнении действий одной ступени без скобок, действия выполняются по порядку слева направо.
В третьих, при выполнении данного вида вычислений не нужны специальные вычислительные действия какого-то нового вида, а требуется лишь последовательное применение принципа образования чисел в натуральном ряду.
Например:
Вычислите 6+1+1.
(Прибавляя к 6 единицу, получаем число следующее – это7; прибавляя к 7 единицу, получаем следующее число – это 8. Значит, 6+1+1=8)
В качестве наглядной модели удобно использовать линейку – прибавляя единицу дважды, ребенок делает вправо от числа 6 два «шага», получая ответ наглядно ( на первых порах эти «шаги» полезно прослеживать пальцем).
При использовании пальцевого счета, ребенок отгибает (или загибает) последовательно два пальца, присчитывая их к 6 пальцам, или, в крайнем случае, сосчитывая заново все количество отогнутых (загнутых) пальцев.
Аналогично ребенок действует в случае вычислений вида а-1-1. В этом случае используется понимание образования числа предыдущего к данному и знание последовательности чисел в обратном порядке.
Вычислительный прием а 2 является случаем, объединяющим последовательное присчитывание (отсчитывание) двух единиц к числу, производимое в предыдущем случае.
При прибавлении к любому числу двух, ребенок заменяет его на сумму двух единиц и последовательно присчитывает ( отсчитывает) их от числа.
Например: 3 + 2 = 3 + 1 + 1
1 1 4
В качестве наглядной модели удобно использовать линейку – прибавляя два, ребенок делает вправо от числа два «шага», получая ответ наглядно.
В качестве наглядной модели удобно также использовать счеты, поскольку прибавляя или вычитая 2, ребенок чаще всего перебрасывает дважды по одной косточке, фактически моделируя приведенную выше схему приема. Если ребенок сначала сосчитывает на счетах две косточки, а потом перебрасывает их, он, как правило, затем при нахождении результата сосчитывает заново все количество оставшихся (полученных) косточек. Этот способ выполнения вычислений показывает, что ребенок понимает смысл действий, но приемами присчитывания и отсчитывания по каким-то причинам не пользуется. В этом случае следует заменить счеты на линейку.
При использовании пальцевого счета, ребенок отгибает (или загибает) два пальца, присчитывая (или отсчитывая) два или сосчитывая весь результат.
Методически ставится цель довести умение ребенка прибавлять и отнимать 2 до состояния навыка, т.е. до запоминания результатов прибавления и вычитания двух в пределах 10 наизусть:
1+2=3 2+2=4 3+2=5 4+2=6
5+2=7 6+2=8 7+2=9 8+2=10
3-2=1 4-2=2 5-2=3 6-2=4
7-2=5 8-2-6 9-2=7 10-2=8
Таблица сложения и вычитания двух содержит самое большое количество случаев, а поскольку она изучается первой, многие дети испытывают большие трудности, пытаясь заучить этот объем.
Если ребенок хорошо владеет приемами присчитывания и отсчитывания, он всегда может вычислить забытый случай из таблицы, используя осознанную вычислительную деятельность. Для многих детей с проблемами процессов запоминания (это характерно для многих часто болеющих детей, что обусловлено действием некоторых медицинских препаратов, для детей с синдромом дефицита внимания, с гиперподвижностью, для детей с задержкой развития и т.д.) формирование осознанной вычислительной деятельности – это единственно возможный путь избежать мучительного и бессмысленного зазубривания.
Если при изучении чисел в пределах 10 (в разделе «нумерация в пределах 10»), ребенок выучил наизусть состав однозначных чисел и легко его воспроизводит, то проще всего для запоминания таблицы сложения и вычитания связать соответствующие случаи с составом однозначных чисел:
3 значит 3 = 1 + 2 тогда 1 + 2 = 3, а 3 – 2 = 1
1 2
7 значит 7 = 5 + 2 тогда 5 + 2 = 7, а 7 – 2 = 5
5 2
При опоре на состав числа имеет смысл сразу ориентировать ребенка на составление и запоминание тройки взаимосвязанных равенств:
8 6+2=8, 8-2=6, 8-6=2
6 2
Умение прибавлять и вычитать 2 является опорным умением для формирования дальнейшей вычислительной деятельности.
Вычислительные приемы а±3 и а ±4 могут выполняться последовательным присчитыванием или отсчитыванием по 1: 8 – 4 = 8 – 1 – 1 – 1 – 1; 6 + 3 = 6 + 1 + 1 + 1 .
В этом случае используется ссылка на понятие числа предыдущего и последующего. Может быть использована линейка, по которой ребенок делает нужное количество «шагов» вправо или влево от заданного числа, или пальцевый счет. Методически этот способ считается менее совершенным, чем прибавление и вычитание по частям для данных вычислительных приемов.
Прибавление (или вычитание) по частям предполагает раскладывание второго слагаемого (или вычитаемого) на удобные для выполнения вычислений составные части, и последовательное их прибавление (или вычитание):
Например:
8 – 3 = 8 – 2 – 1 5 + 4 = 5 + 2 + 2
2 1 6 2 2 7
5 9
Приведенные примеры показывают, что с примерами а±3 и а ±4 легче справиться тем детям, которые помнят наизусть результаты случаев прибавления и вычитания двух, или могут достаточно быстро найти (вычислить) эти результаты.
Именно для освоения вычислений вида а±3 и а ±4 предыдущую таблицу для случая а±2 учитель требовал заучивать наизусть.
После освоения приема вычислений по частям, составляют таблицы для случае а±3:
1+3=4 2+3=5 3+3=6
4+3=7 5+3=8 6+3=9 7+3=10
4-3=1 5-3=2 6-3=3
7-3=4 8-3=5 9-3=6 10-3=7
а также а ±4 :
1+4=5 2+4=6 3+4=7
4+4=8 5+4=9 6+4=10
5-4=1 6-4=2 7-4=3
8-4=4 9-4=5 10-4=6
Первая таблица содержит 14 случаев, вторая таблица содержит 12 случаев. В сумме с 16 случаями таблицы прибавления двух получается 42 случая. Неудивительно, что очень многие дети на этапе изучения табличного сложения и вычитания в пределах 10 испытывают массу трудностей, в связи с необходимостью в достаточно короткие сроки заучить наизусть большой объем формализованного материала. При этом единственным мотивом изучения этого объема наизусть для ребенка выступает требование учителя. Все задания на решение примеров в этот период (а также на решение задач, на сравнение выражений и т.п.) требуют воспроизведения наизусть табличных случаев сложения и вычитания вразбивку. Поэтому, если ребенок учил таблицу наизусть подряд ( например, по возрастанию результатов и т.п.), то даже легко отвечая ее результаты подряд, он может ошибаться при воспроизведении таблицы вразбивку, и тем более при необходимости воспроизводить разбивку случаи из разных таблиц.
В связи с этим при запоминании таблиц для случаев вида а±3 и а ±4 многие учебники математики для 1 класса ориентируют ребенка на использование состава числа как основы для запоминания таблиц сложения и вычитания. При ориентации на состав числа удобнее делать акцент не на составление и заучивание таблицы каждого случая целиком, а на составление и запоминание взаимосвязанных троек:
9 9= 5+4, значит, 5+4=9; 9-4=5; 9-5=4
5 4
В качестве внешней опоры при вычислении случаев вида а±3 и а ±4 может быть использована линейка, счеты, пальцевый счет. Для ускорения вычислений в домашних условиях (при выполнении домашней работы) часто используют треугольную таблицу, помогающую найти результат суммирования любых пар чисел в пределах 10. Такая таблица может быть повешена над столом ребенка. Постоянное обращение к ней при выполнении домашних заданий более полезно, чем использование калькулятора, поскольку зрительный образ соответствующих случаев постепенно запоминается ребенком, пополняя тем самым количество запомненных наизусть случаев табличного сложения и вычитания.
Таблица сложения и вычитания:
2 | |||||||||
4+2=6 6-2=4 6-4=2 | |||||||||
ПЕРЕСТАНОВКА СЛАГАЕМЫХ
Правило перестановки слагаемых: