Игровые диагностические методики выявления лидеров
Лидерство - это степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи. Педагогу нужно помнить:
· лидер не выдвигается группой, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы;
· при выдвижении лидера с его личностью идентифицируется специфический, официально незафиксированный набор групповых норм и ценностей;
· о выдвижение лидера всегда связано со значимой для жизнедеятельности группы ситуацией.
Лидер – это субъект социальной деятельности труппы, за которым общество признает право на специфическую роль в конструировании эмоциональных и деловых взаимоотношений в детском сообществе, в совместном принятии решений. Руководитель же (формальный лидер - командир отряда) чаще осуществляет строго нормативную деятельность, благодаря реализации полномочий в качестве представителя власти или формальных структур. Поэтому желательно, чтобы формальным и неформальным лидером в коллективе был один и тот же человек.
Педагогическое стимулирование лидерства может быть непосредственным и опосредованным, оно включает:
· о помощь подростку в формировании определенного комплекса знаний о себе, других, о психологии отношений (здесь очень уместны различные тесты, тренинги и т. п.);
· воздействие на чувства подростка с целью пробуждения переживания самоутверждения, социальной ответственности, гражданского долга и приведения в действие волевых механизмов личности;
· воздействие педагога на личность через корректировку межличностных отношений в группах различных уровней развития, результатом которого может быть изменение цели, формы, средств общения;
· включение подростков в различные виды деятельности, позволяющие проявиться лидерским наклонностям личности, реализовать ее лидерский потенциал; средствами являются деловые игры, тренинги, биржи идей, практические занятия, организаторская деятельность.
Рассмотрим подробнее одно из средств – игры, которые направлены на выявление подростков с лидерской позицией, формирование команды, коллектива, оптимизацию взаимоотношений в группе, достижение комфортности для каждого из ребят.
1. Игры для выявления лидера – игры, позволяющие каждому ребенку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы. Они подчеркивают значимость и равные возможности каждого ребенка в коллективе. (Большая семейная фотография; Енотовы круги, Счет закрытыми глазами);
2. Игры для создания команды служат для формирования умения работать в команде, синхронно с другими людьми, для повышения сплоченности в группе, формируют зону общих интересов, поддержку, продуктивную форму социального поведения, умение слушать лидера. (Паутина, Бревно, Электроцепь, Приз);
В настоящее время B связи с потребностью освоения групповых методов работы в лагерях широко используются такие методы, как «Веревочные курсы».
Веревочные курсы – это создание специальной среды для тренинга, в которой основную роль играют натянутые над землей веревочные канаты, платформы и другие простейшие устройства. Веревочные курсы – это стройная система упражнений, проводимых на открытом воздухе, позволяющая подросткам познать и расширить свои духовные и физические возможности. Эти курсы построены таким образом, что позволяют вовлечь как активных, так и пассивных по натуре ребят, в результате чего каждый член группы и вся группа в целом помимо собственных ожиданий участвуют в достижении цели.
Веревочные курсы помогают, с одной стороны, познать дух коллективизма, основанного на доброжелательности и взаимопомощи между членами коллектива, а с другой стороны - снять напряжение, иногда возникающее в группе, и, конечно, опять-таки выявить лидеров, тех, кто готов взять на себя координацию действий.
Канаты образуют систему препятствий, прохождение которых не требует физической силы, но требует преодоления страха высоты (3-5 метров) и, несмотря на надежную страховку, самообладания. Задача веревочных курсов - доказать каждому человеку, что он может значительно больше, чем ему представляется. Веревочные курсы не требуют специальной физической подготовки, каждый человек может их пройти.
Другие препятствия (качающиеся бревна, тележки, скользящие по тросу на блоке, всякого рода «тарзанки» и др.) в силу видимой простоты также служат основой заданий, которые могут быть выполнены только при сотрудничестве всех участников группы. Конечно, для проведения таких курсов в полном объеме необходима специальная подготовка организатора.
3. Комплексные игры, например, «Выборы президента» (парламента, органов самоуправления) решают одновременно несколько задач. Главное требование к ним - воспроизведение процедур в соответствии с реальной нормативной базой. Результатом таких игр может быть: обучение основам самопрезентации и самореализации; выявление лидерства и формирование социального института лидеров отрядов; развитие навыка самостоятельного принятия решения и ответственности; формирование социально продуктивных форм деятельности; умение организовать самостоятельную деятельность.
4. Игры, нацеленные на проявление внутренней свободыребенка, его творческих способностей, помогают устранять психоэмоциональные зажимы, психофизические комплексы, способствуют улучшению навыков общения, снятию агрессивности, регулируют самооценку и самосознание, служат для поднятия настроения, снятия психологического барьера, знакомства.