Структура отряда и самоуправление
Школа вожатского мастерства
Лекция №11
План лекции:
· Сплоченность малой группы и ее показатели;
· Зачем необходимо самоуправление в лагере;
· Игровые диагностические методики выявления лидеров;
· Этапы развития коллектива по А.Н. Лутошкину.
Работа вожатого заключается в умении работать с отрядом, в отряде важно не только наладить дисциплину, но и создать атмосферу, в которой каждому ребенку будет комфортно. Атмосфера – это то, что в некоторых случая оказывается важнее дисциплины. Если вы смогли достичь хороших отношений, сделать так, чтобы всем было уютно в отряде и все друг за друга готовы на всё…то и с дисциплиной проблем не будет, и вы будете встречаться с отрядом после смены и ещё не раз её вспомните…она станет вашей лучшей сменой!
1. Сплочение. Один за всех и все за одного. Это одна из основных наших задач. Сделать из отряда команду (группу единомышленников). Необходимо именно вам налаживать этот дух. Здесь очень помогут командные игры и личный пример вожатых. А это в свою очередь выгодно отличает вас от других.
Характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, наиболее значимым для группы в целом. Сплоченность как черта выражает степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач. Военные называют подобный процесс «боевое слаживание».
Сплоченность является своего рода результатом действия тех сил, которые удерживают людей в группе. При этом считается, что группа удовлетворяет человека, насколько и пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превышают «издержки», но превышают более, чем могли бы в какой-то другой группе или вообще вне ее. С данной точки зрения силы сплочения определены «балансом» степеней привлекательности собственной и других доступных групп.
К числу основных факторов групповой сплоченности относятся прежде всего:
§ сходство главных ценностных ориентаций членов группы;
§ ясность и определенность групповых целей;
§ демократический стиль лидерства;
§ кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;
§ относительно небольшой объём группы;
§ отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп; престиж и традиции группы.
Конкретными показателями психологической сплоченности обычно являются:
§ уровень взаимных симпатий в межличностных отношениях (чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность);
§ степень привлекательности (полезности) группы для ее членов: она тем выше, чем больше число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, — тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превышает значимость затрачиваемых усилий.
2. Отличие, оригинальность.
§ Всегда, если ты не такой как все, это выделяет тебя из толпы!
§ И вашим детям тоже нравится, если они самые первые в эстафете, лучше всех убираются, лучшие на сцене, в футболе. Нужно акцентировать на этом внимание, пусть это даже и пустячок!
§ Но не всегда так бывает на самом деле (не раскрылись, стесняются) – это ошибка вожатого!
§ Вам нужно найти какую-то отличительную черту отряда (пусть не самую положительную) и возвести её в такую степень, чтобы каждый ею гордился
§ Ваш отряд самый лучший! И не бойтесь это повторять (но не голословно). Кстати и вожатые тоже должны быть лучшими.
Успешный отряд можно получить, только понимая каким он должен быть. Вожатый, приступающий к работе должен иметь представление, что он хочет получить в результате. Т.е. иметь в голове идеальную картину того отряда, к созданию которого он приступает. Причем картина эта должна быть "идеальной". Какие взаимоотношения вы хотели бы иметь между детьми, между детьми и вожатыми, каким должно быть отношение в отряде к спорту, творчеству, правилам поведения в лагере, алкоголю, ваша роль в отряде, кем вы хотите быть, с какими впечатлениями от лагеря и лично от вас должны уехать дети из лагеря. Картина эта должна быть "привлекательна". Привлекательна в первую очередь для вас самих. Это должен быть "мир" в котором вам самому хотелось бы существовать. За право существования, которого вы были бы готовы бороться.
§ Кстати, отличиться – не значит “ все козлы, а мы такие!”. Очень важно научить детей хвалить себя, но не ругать других.
3. Атмосфера в мероприятиях. Сплоченность, отрядный дух в лучшем случае должны проявляться в каждом мероприятии - (Название, представление, Создание отрядного уголка, Дискотека (Круг), Зарядка (Подтягивание), Отбой и т.д. ...)
Анализ дня
Школа вожатского мастерства
Лекция №11
План лекции:
· Сплоченность малой группы и ее показатели;
· Зачем необходимо самоуправление в лагере;
· Игровые диагностические методики выявления лидеров;
· Этапы развития коллектива по А.Н. Лутошкину.
Работа вожатого заключается в умении работать с отрядом, в отряде важно не только наладить дисциплину, но и создать атмосферу, в которой каждому ребенку будет комфортно. Атмосфера – это то, что в некоторых случая оказывается важнее дисциплины. Если вы смогли достичь хороших отношений, сделать так, чтобы всем было уютно в отряде и все друг за друга готовы на всё…то и с дисциплиной проблем не будет, и вы будете встречаться с отрядом после смены и ещё не раз её вспомните…она станет вашей лучшей сменой!
1. Сплочение. Один за всех и все за одного. Это одна из основных наших задач. Сделать из отряда команду (группу единомышленников). Необходимо именно вам налаживать этот дух. Здесь очень помогут командные игры и личный пример вожатых. А это в свою очередь выгодно отличает вас от других.
Характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, наиболее значимым для группы в целом. Сплоченность как черта выражает степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач. Военные называют подобный процесс «боевое слаживание».
Сплоченность является своего рода результатом действия тех сил, которые удерживают людей в группе. При этом считается, что группа удовлетворяет человека, насколько и пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превышают «издержки», но превышают более, чем могли бы в какой-то другой группе или вообще вне ее. С данной точки зрения силы сплочения определены «балансом» степеней привлекательности собственной и других доступных групп.
К числу основных факторов групповой сплоченности относятся прежде всего:
§ сходство главных ценностных ориентаций членов группы;
§ ясность и определенность групповых целей;
§ демократический стиль лидерства;
§ кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;
§ относительно небольшой объём группы;
§ отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп; престиж и традиции группы.
Конкретными показателями психологической сплоченности обычно являются:
§ уровень взаимных симпатий в межличностных отношениях (чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность);
§ степень привлекательности (полезности) группы для ее членов: она тем выше, чем больше число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, — тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превышает значимость затрачиваемых усилий.
2. Отличие, оригинальность.
§ Всегда, если ты не такой как все, это выделяет тебя из толпы!
§ И вашим детям тоже нравится, если они самые первые в эстафете, лучше всех убираются, лучшие на сцене, в футболе. Нужно акцентировать на этом внимание, пусть это даже и пустячок!
§ Но не всегда так бывает на самом деле (не раскрылись, стесняются) – это ошибка вожатого!
§ Вам нужно найти какую-то отличительную черту отряда (пусть не самую положительную) и возвести её в такую степень, чтобы каждый ею гордился
§ Ваш отряд самый лучший! И не бойтесь это повторять (но не голословно). Кстати и вожатые тоже должны быть лучшими.
Успешный отряд можно получить, только понимая каким он должен быть. Вожатый, приступающий к работе должен иметь представление, что он хочет получить в результате. Т.е. иметь в голове идеальную картину того отряда, к созданию которого он приступает. Причем картина эта должна быть "идеальной". Какие взаимоотношения вы хотели бы иметь между детьми, между детьми и вожатыми, каким должно быть отношение в отряде к спорту, творчеству, правилам поведения в лагере, алкоголю, ваша роль в отряде, кем вы хотите быть, с какими впечатлениями от лагеря и лично от вас должны уехать дети из лагеря. Картина эта должна быть "привлекательна". Привлекательна в первую очередь для вас самих. Это должен быть "мир" в котором вам самому хотелось бы существовать. За право существования, которого вы были бы готовы бороться.
§ Кстати, отличиться – не значит “ все козлы, а мы такие!”. Очень важно научить детей хвалить себя, но не ругать других.
3. Атмосфера в мероприятиях. Сплоченность, отрядный дух в лучшем случае должны проявляться в каждом мероприятии - (Название, представление, Создание отрядного уголка, Дискотека (Круг), Зарядка (Подтягивание), Отбой и т.д. ...)
Анализ дня
Структура отряда и самоуправление
В зависимости от общей легенды лагеря отряд может быть отсеком космического корабля, экипажем флотилии, лесным племенем и т.п., но в любом случае сначала вам необходимо определить, какова будет структура вашего отряда, по каким законам вы будете жить, выбрать название отряда и его командира.
Командир отряда может быть постоянным (на весь срок лагеря) или дежурным (на определенный период, например, сутки). Командир отсека (экипажа) выбирается на общем собрании отсека (экипажа), вождь племени - на Совете племени и т.д. В системе отрядного самоуправления основные функции командира - управление отрядом и руководство Советом отряда (в него могут войти лидеры групп, творческих секторов, действующих в отряде). Кроме того, командир участвует в работе общелагерного органа самоуправления (Совета командиров, Совета старейшин и т.д.).