Основной государственный экзамен
Основной государственный экзамен
По ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
Вариант № 003
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
20 заданий. Часть 1 содержит 18 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 2 задания, которые необходимо выполнить на компьютере.
На выполнение экзаменационной работы по информатике отводится 2 часа 30 минут (150 минут). К выполнению заданий части 2 можно перейти, только сдав выполненные задания части 1 экзаменационной работы. Вы можете самостоятельно определять время, которое отводите на выполнение заданий части 1, но рекомендуемое время – 1 час 15 минут (75 минут) и на выполнение заданий части 2 также 1 час 15 минут (75 минут).
При выполнении заданий части 1 нельзя пользоваться компьютером, калькулятором, справочной литературой.
Ответы к заданиям 1–6 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 7–18 записываются в виде числа, последовательности букв или цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Если в задании в качестве ответа требуется записать последовательность цифр или букв, при переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Часть 2 содержит 2 задания (19, 20). Результатом выполнения каждого из этих заданий является отдельный файл. Формат файла, его имя и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответом к заданиям 1–6 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
1 |
Статья, набранная на компьютере, содержит 16 страниц, на каждой странице 32 строки, в каждой строке 30 символов. Определите информационный объём статьи в кодировке КОИ-8, в которой каждый символ кодируется 8 битами.
1) | 240 байт | 2) | 120 байт | 3) | 15 Кбайт | 4) | 12 Кбайт |
Ответ: |
2 |
Для какого из приведённых имён истинно высказывание:
НЕ ((Первая буква согласная) ИЛИ (Последняя буква гласная))?
1) | Максим |
2) | Марина |
3) | Ольга |
4) | Олег |
Ответ: |
3 |
Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице.
A | B | C | D | E | F | |
A | ||||||
B | ||||||
C | ||||||
D | ||||||
E | ||||||
F |
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и D (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).
1) | 2) | 3) | 4) |
Ответ: |
4 |
Пользователь работал с каталогом C:\2011\Избранное\Видео. Он поднялся на 2 уровня вверх, затем спустился на один уровень вниз.
В результате он оказался в каталоге Фото.
Укажите полный путь к этому каталогу.
1) | C:\2011\Избранное\Фото |
2) | C:\2011\Фото |
3) | C:\Фото |
4) | C:\2011\Байкал\Фото |
Ответ: |
5 |
Дан фрагмент электронной таблицы.
A | B | C | D | |
=C1-A1 | =(C1+B1)/4 | =B1*2+1 |
Какая из перечисленных ниже формул должна быть записана в ячейке C2, чтобы построенная после выполнения вычислений круговая диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
1) | =C1+1 | 2) | =(A1+B1)/3 | 3) | =B1*D1 | 4) | =A1-B1 |
Ответ: |
6 |
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду
Сместиться на (a, b)(где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается, если отрицательные – уменьшается.
Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (1, 1), то команда Сместиться на (–2, 4)переместит Чертёжника в точку (–1, 5).
Запись
Повтори k раз
Команда1 Команда2 Команда3
Конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3повторится k раз.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Сместиться на (–4, –1)
Повтори 3раз
Сместиться на (–5, –1)Сместиться на (3, 2) Сместиться на (3, –1)
Конец
Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?
1) | Сместиться на (–1, –1) |
2) | Сместиться на (1, 1) |
3) | Сместиться на (4, 1) |
4) | Сместиться на (–3, 0) |
Ответ: |
Ответами к заданиям 7–18 являются число, последовательность букв или цифр, которые следует записать в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
7 |
Ваня шифрует русские слова, записывая вместо каждой буквы её номер
в алфавите (без пробелов). Номера букв даны в таблице.
А | Й | У | Э | ||||
Б | К | Ф | Ю | ||||
В | Л | Х | Я | ||||
Г | М | Ц | |||||
Д | Н | Ч | |||||
Е | О | Ш | |||||
Ё | П | Щ | |||||
Ж | Р | Ъ | |||||
З | С | Ы | |||||
И | Т | Ь |
Некоторые шифровки можно расшифровать несколькими способами. Например, 311333 может означать «ВАЛЯ», может – «ЭЛЯ», а может – «ВААВВВ».
Даны четыре шифровки:
Только одна из них расшифровывается единственным способом. Найдите её и расшифруйте. Получившееся слово запишите в качестве ответа.
Ответ: ___________________________.
8 |
В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «–», «*» и «/» – операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствует правилам арифметики.
Определите значение переменной b после выполнения данного алгоритма:
a := 10
b := 32
a := b / 2– a / 2
b := b / 4 + 2 * a
В ответе укажите одно целое число – значение переменной b.
Ответ: ___________________________.
9 |
Определите, что будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведен на трех языках программирования.
Алгоритмический язык | Бейсик | Паскаль |
алг нач цел s, k s := 7 нцдля k от 2 до 8 s := s + 7 кц вывод s кон | DIM k, s AS INTEGER s = 7 FOR k = 2 TO 8 s = s + 7 NEXT k PRINT s END | var s,k: integer; begin s := 7; for k := 2 to 8 do s := s + 7; writeln(s); end. |
Ответ: ___________________________.
10 |
В таблице Dat хранятся данные о количестве сделанных учениками заданий (Dat[1] заданий сделал первый ученик, Dat[2] – второй и т. д.). Определите, какое число будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.
Алгоритмический язык | |
алг нач целтаб Dat[1:11] цел k, m Dat[1] := 20; Dat[2] := 25 Dat[3] := 19; Dat[4] := 25 Dat[5] := 26; Dat[6] := 22 Dat[7] := 24; Dat[8] := 28 Dat[9] := 26; Dat[10] := 21 Dat[11] := 27 m := 0 нцдля k от 1до 11 если Dat[k] < 22 то m := m + Dat[k] все кц вывод m кон | |
Бейсик | Паскаль |
DIM Dat(11) AS INTEGER DIM k,m AS INTEGER Dat(1) = 20: Dat(2) = 25 Dat(3) = 19: Dat(4) = 25 Dat(5) = 26: Dat(6) = 22 Dat(7) = 24: Dat(8) = 28 Dat(9) = 26: Dat(10) = 21 Dat(11) = 27 m = 0 FOR k = 1 TO 11 IF Dat(k) < 22 THEN m = m + Dat(k) END IF NEXT k PRINT m END | var k, m: integer; Dat: array[1..11] of integer; begin Dat[1] := 20; Dat[2] := 25; Dat[3] := 19; Dat[4] := 25; Dat[5] := 26; Dat[6] := 22; Dat[7] := 24; Dat[8] := 28; Dat[9] := 26; Dat[10] := 21; Dat[11] := 27; m := 0; for k := 1 to 11 do if Dat[k] < 22 then m := m + Dat[k]; writeln(m) end. |
Ответ: ___________________________.
11 |
На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
Г |
В |
А |
К |
Б |
Д |
Е |
Ответ: ___________________________.
12 |
Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных
«Крупнейшие озёра мира».
Название | Площадь (тыс. км2) | Мах глубина (м) | Материк |
Байкал | 31,5 | Евразия | |
Больш. Невольничье | 28,6 | Северная Америка | |
Гурон | 59,6 | Северная Америка | |
Гэрднер | 7,7 | Австралия | |
Женевское | 0,5 | Евразия | |
Маракайбо | 16,3 | Южная Америка | |
Мёртвое море | 1,0 | Евразия | |
Онежское | 9,6 | Евразия | |
Онтарио | 19,5 | Северная Америка | |
Рудольф | 8,6 | Африка | |
Танганьика | 32,9 | Африка | |
Чудское | 3,5 | Евразия |
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию
(Материк = «Евразия») ИЛИ (Площадь (тыс. км2) > 30)?
В ответе укажите одно число – искомое количество записей.
Ответ: ___________________________.
13 |
Переведите двоичное число 1001010 в десятичную систему счисления.
Ответ: ___________________________.
14 |
У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:
Возведи в квадрат
Прибавь 2
Первая из них возводит число на экране во вторую степень, вторая увеличивает его на 2.
Составьте алгоритм получения из числа 4 числа 68, содержащий не более
5 команд. В ответе запишите только номера команд.
(Например, 12221 – это алгоритм:
возведи в квадрат
прибавь 2
прибавь 2
прибавь 2
возведи в квадрат,
который преобразует число 3 в 225.)
Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
Ответ: ___________________________.
15 |
Файл размером 64 Кбайт передаётся через некоторое соединение со скоростью 2048 бит в секунду. Определите размер файла (в Кбайт), который можно передать за то же время через другое соединение со скоростью
256 бит в секунду.
В ответе укажите одно число – размер файла в Кбайт. Единицы измерения писать не нужно.
Ответ: ___________________________.
16 |
Цепочка из трёх бусин, помеченных латинскими буквами, формируется по следующему правилу:
– в начале цепочки стоит одна из бусин D, B, A;
– на третьем месте – одна из бусин C, A, D, F, которой нет на первом месте;
– в середине – одна из бусин C, B, A, F, не стоящая на третьем месте.
Определите, сколько из перечисленных цепочек созданы по этому правилу?
DCB AAF DAD ACC BCA CAF CBA DAB DCF
В ответе запишите только количество цепочек.
Ответ: ___________________________.
17 |
Доступ к файлу privet.xls, находящемуся на сервере text.com, осуществляется по протоколу http. Фрагменты адреса файла закодированы цифрами от 1 до 7. Запишите последовательность этих цифр, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.
1) | com |
2) | .xls |
3) | text. |
4) | http |
5) | privet |
6) | / |
7) | :// |
Ответ: |
18 |
В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код – соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке убывания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц.
Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется
символ «|», а для логической операции «И» – «&».
Код | Запрос |
А | Мартышка | Осёл | Козёл |
Б | Мартышка & Осёл & Козёл & Мишка |
В | Мартышка & Осёл & Козёл |
Г | (Мартышка & Осёл) | Козёл |
Ответ: |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Задания этой части (19, 20) выполняются на компьютере. Результатом выполнения задания является отдельный файл (для одного задания – один файл). Формат файла, его имя и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.
19 |
В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по математике и физике. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы.
A | B | C | D | |
Ученик | Район | Математика | Физика | |
Шамшин Владислав | Майский | |||
Гришин Борис | Заречный | |||
Огородников Николай | Подгорный | |||
Богданов Виктор | Центральный |
В столбце A указаны фамилия и имя учащегося; в столбце B – район города, в котором расположена школа учащегося; в столбцах C, D – баллы, полученные по математике и физике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько участников набрали более 160 баллов в сумме по двум предметам? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G1таблицы.
2. Чему равен минимальный балл по математике у учащихся Заречного района? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G2таблицы.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
Вверх вниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.
Также у Робота есть команда закрасить,при которойзакрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:
Все
Здесь условие – одна из команд проверки условия.
Последовательность команд – это одна или несколько любых команд-приказов.
Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки и закрашивания клетки, можно использовать такой алгоритм:
Если справа свободно то
Вправо
Закрасить
Все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:
Вправо
Все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:
нц пока условие
последовательность команд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
Нц пока справа свободно
Вправо
кц
Выполните задание.
На бесконечном поле имеется лестница. Сначала лестница спускается вниз слева направо, затем спускается вниз справа налево. Высота каждой
ступени – одна клетка, ширина – две клетки. Робот находится слева от верхней ступени лестницы.
Основной государственный экзамен
По ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
Вариант № 003