Организация работы с кадровым резервом
Кадровый резерв – это потенциально активная и подготовленная часть персонала организации, способная замещать вышестоящие должности, а также часть персонала, проходящая планомерную подготовку для занятия рабочих мест более высокой квалификации.
По своему качественному и количественному составу резерв руководящих кадров должен отвечать действующим организационно-штатным структурам с учетом перспектив их развития. Резерв создается на все без исключения должности руководителей, осуществляющих функции управления на конкретном уровне.
Существуют следующие виды резерва:
перспективный резерв – группа выпускников вузов и молодых специалистов, которые в перспективе могут занять ключевые должности в организации;
потенциальный резерв или резерв функционирования – группа специалистов и руководителей, которые должны обеспечить эффективное функционирование организации на ближайший период;
резерв развития - группа специалистов и руководителей, готовящихся к рамках новых направлений (профессиональная карьера, руководящая карьера).
Сущность формирования резерва заключается в оценке и выдвижении в резерв наиболее перспективных работников, удовлетворяющих большинству из предъявленных к ним требований.
Формирование резерва проводится на основе выводов аттестационных комиссий, базирующихся на объективной всесторонней оценке информации о деловых и личностных качествах кандидатов на руководящие должности.
Планомерная работа по подготовке резерва позволяет:
1. Сформировать качественный состав и организовать целенаправленное обучение будущих руководителей.
2. Проверить на практике готовность специалистов к исполнению обязанностей руководителя на планируемой должности.
3. Сократить период адаптации вновь назначенных руководителей
Источники резерва:
· руководящие работники аппарата управления;
· главные и ведущие специалисты;
· квалифицированные специалисты, имеющие соответствующее образование и положительно зарекомендовавшие себя в производственной деятельности;
· заместители руководителей подразделений
· молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку.
Основными методами подбора кадров при организации работы по формированию служебно-профессионального продвижения являются следующие:
Работа по формированию резерва складывается из следующих этапов:
1. Составление прогноза предполагаемых изменений в составе руководящих кадров.
2. Оценка деловых и личностных качеств кандидатов в резерв на выдвижение.
3. Определение кандидатов в резерв.
4. Принятие решения о включении в резерв.
5. Согласование списка кандидатов.
Общими принципами формирования в резерв являются следующие:
1. Подбор кандидатов в состав резерва осуществляется в соответствии с их профессиональными и деловыми качествами.
2. Соблюдение возрастного и образовательного цензов на выдвижение. Отбор кандидатов должен проводиться на конкурсной основе среди специалистов в возрасте до 35 лет, положительно зарекомендовавших себя на практической работе и имеющих соответствующее высшее образование.
3. Рациональное определение оптимальной структуры и состава резерва с учетом того, что на каждую руководящую должность необходимо иметь не менее 2-х кандидатов.
4. Осуществление регулярного и систематического поиска кандидатов в резерв.
5. Решение о включении работников в группы резерва принимается на специальной комиссии и утверждается приказом по организации.
6. Гласность в организации работы с резервом.
Основными критериями при отборе кадров в резерв являются:
1) высшее образование необходимого профиля;
2) опыт практической деятельности в области предполагаемого использования;
3) опыт работы с людьми;
4) личное согласие занять предполагаемую должность;
5) состояние здоровья;
6) принадлежность к определенной возрастной группе.
Дополнительными критериями являются:
1) мобильность (принципиальное согласие и готовность к перемене места работы);
2) способность переносить повышенные физические и психологические нагрузки;
3) возможность освобождения от ранее выполняемых функций.
Планирование и организация работы с кадровым резервом.
Работа с резервом должна носить целевой характер, прогнозируемый на определенный период, иметь необходимое опережение во времени. Она включает:
1. Научно обоснованное определение реальной потребности в руководящих кадрах для решения текущего и перспективного развития производства.
2. Постоянное изучение руководящих кадров, систематический аттестационный отбор, периодическая оценка.
3. Определение перспективных направлений дальнейшей работы по повышению квалификации и переподготовке руководящих кадров и специалистов.
Структура резерва кадров (специализация, сфера использования, уровень управления) является оптимальной, если она отражает все уровни управления предприятием и соответствует структуре должностей и функций, которые могут быть заняты и выполнены лицами, входящими в резерв.
Структура резерва руководящих кадров определяется соответствующим уровнем управления и номенклатурой. Перечень должностей, право назначения на которые имеют руководитель определенного ранга, называется его номенклатурой.
Перечень должностей, входящих в номенклатуру руководителя предприятия или организации, на которые формируется резерв кадров, устанавливается приказом их руководителя.
Содержание приказа должно отражать:
· перечень должностных лиц, ответственных за формирование резерва;
· состав комиссии для персонального рассмотрения кандидатур в резерв;
· порядок и сроки представления в комиссию материалов от подразделений на кандидатов в резерв;
· формы и сроки обучения резерва;
· порядок контроля и отчетности о работе с резервом.
При определении оптимальной численности резерва кадров необходимо принимать во внимание факторы:
1. Фактическую численность подготовленного к данному времени резерва кадров всех эшелонов управления.
2. Расчетное значение потребности в руководящих кадрах на ближайшие 2-5 лет.
3. Примерный процент выбытия из резерва кадров отдельных работников в силу их несоответствия определенным требованиям (невыполнение индивидуальной программы)
4. Число руководящих работников (высвобождающихся в результате организационных изменений), которые могут быть использованы для последующего выполнения функций на другом участке.
При этом следует иметь в виду:
1. За время пребывания в резерве кадров работник проходит основательную подготовку на запланированную должность и должен быть своевременно на нее назначен.
2. Пребывание работника в резерве кадров с учетом необходимого времени его подготовки составляет от двух до пяти лет.
Подготовкарезерва организуется и проводится с учетом опыта и знаний специалиста, а также требований, предъявляемых к должности, на которую специалист зачислен в резерв. Основную подготовку он проходит в процессе производственной деятельности под руководством руководителя, на должность которого состоит в резерве.
Учебу специалистов целесообразно проводить на трех этапах:
1 этап – перед занятием первой руководящей должности (базовая учеба). Этот вид учебы относится к перспективному резерву.
2 этап – перед переходом на конкретную руководящую должность (должностная учеба), то есть обучение резерва на должности номенклатуры руководителя предприятия.
3 этап – самостоятельная подготовка; переподготовка руководящих кадров; различные курсы повышения квалификации.
Пересмотррезерва кадров проводится один раз в год по состоянию на 1 декабря.
При пересмотре резерва кадров проводится всесторонний анализ его состава, с последующим принятием решения об оставлении работника в составе резерва или его исключении.
Причинами исключения из состава резерва кадров могут быть:
· неудовлетворительная работа;
· отрицательная оценка при аттестации;
· отказ от повышения квалификации или переподготовки;
· состояние здоровья;
· возраст и др.
Решение об исключении из резерва принимает руководитель предприятия. Факт исключения и его причины сообщаются работнику.
Отчетность о работе с резервом. По итогам работы с резервом кадров руководитель предприятия издает приказ, в котором отражаются положительные стороны и недостатки, а также пути совершенствования этой работы.