Характеристика системы и этапов служебно-профессионального продвижения персонала.
Служебно-профессиональное продвижение — серия поступательных перемещений по различным должностям, способствующая развитию как организации, так и личности. Перемещения могут быть вертикальными и горизонтальными
Система служебно-профессионального продвижения — совокупность средств и методов должностного продвижения персонала применяемых в различных организациях. В практике управления различают два вида должностного продвижения: продвижение специалиста и продвижение руководителя. Последнее, в свою очередь, имеет два направления: продвижение функциональных руководителей и продвижение линейных руководителей.
Например, система продвижения линейных руководителей предусматривает пять основных этапов.
Первый этап — работа со студентами старших курсов базовых институтов или направленных на практику из других вузов.
Второй этап — работа с молодыми специалистами, принятыми в организацию. Молодым специалистам назначается испытательный срок (от одного до двух лет), в течение которого они обязаны пройти курс начального обучения (подробное знакомство с организацией). Кроме обучения для молодых специалистов предусматривается стажировка в подразделениях организации в течение года|
Третий этап — работа с линейными руководителями низового звена управления. На этом этапе к отобранным линейным руководителям низового звена (мастера, начальники участков) присоединяется также часть работников, окончивших вечерние и заочные вузы, успешно работающих в своих коллективах и прошедших тестирование. В течение всего периода (2—3 года) с данной группой проводится конкретная целенаправленная работа. Линейные руководители замещают отсутствующих руководителей, являются их дублерами, обучаются на курсах повышения квалификации.
Четвертый этап — работа с линейными руководителями среднего звена управления. На данном этапе к уже сформировавшейся группе молодых руководителей присоединяются действующие перспективные начальники цехов и их заместители. За каждым назначенным на должность руководителя среднего звена закрепляется наставник — руководитель высшего звена для индивидуальной работы с ним. Руководитель-наставник совместно со специалистами подразделений управления персоналом на основании проведенного анализа личных качеств и профессиональных знаний, навыков претендента составляет для него индивидуальный план подготовки.
Пятый этап — работа с линейными руководителями высшего звена управления.
Целью управления служебно-профессиональным продвижением является согласование интересов организации и каждого конкретного работника в направлении накопления и использования человеческого капитала. Служебно-профессиональное продвижение призвано решать следующие задачи:
• закрепление в организации стабильного контингента работников;
• повышение эффективности использования человеческого капитала персонала;
• создание условий для сотрудников для получения ими в перспективе работы, соответствующей их интересам и запросам;
• своевременное обеспечение производства высококвалифицированными работниками;
• обеспечение работниками малопривлекательных и неквалифицированных рабочих мест с неблагоприятными условиями труда.
Надежным инструментом для формирования типовых решений являются схемы служебно-профессионального продвижения. Они строятся на основе достаточно большого числа статистических зависимостей между эффективностью труда и сроком пребывания в конкретной должности с учетом требований Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и тарифно-квалификационных справочников для рабочих. Для каждой должности разрабатываются схемы продвижения с указанием традиционных нетрадиционных возможностей перемещения.
В типовых схемах служебно-профессионального продвижения должны быть отражены:
1) типовые модели продвижения персонала в рамках данной профессии
2) формы профессионально-квалификационной подготовки;
3) условия перемещения работников на другую ступень в организационной иерархии рабочих мест;
4) требования к работнику, его образовательному и квалификационному уровню;
5) формы материального и морального стимулирования;
6) методы адаптации, профориентации и профессионального подбора.