Рыночная экономика и менеджмент: понятие, сущность и функции менеджента

Сущность менеджмента в индустрии туризма и гостеприимства состоит в достижении целей, которые ставят перед собой туристские предприятия и выполнении следующих управленческих задач:

- сопоставление текущего состояния предприятия с желаемым;

- разработка руководящие требования к действиям (что надо сделать?);

- определение критериев принятия решений;

- выбор инструментов и форм контроля.

Поскольку понятие «менеджмент» трактуется по-разному, то предлагается понимать его как управление социально-экономическими явлениями и процессами, происходящими в индустрии туризма и гостеприимства.

В настоящее время признанными являются следующие концепции, раскрывающие сущность понятия «менеджмент».

1) Рождением своим менеджмент обязан росту числа крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих, для руководства которыми владельцы нанимали специальных людей - менеджеров. Группы таких людей и получили название «менеджмент» («руководство»). Так как менеджмент как наука и как практический опыт зародился в условиях рыночной экономики, то реализация его функций возможна только при ведении хозяйственной деятельности на принципах рыночной экономики.

2) Практическая реализация менеджерами предпринимательских и управленческих функций может рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, это управление организацией, действующей в условиях рынка, связанное с необходимостью принимать самостоятельные управленческие решения. С другой стороны, это управление самостоятельным видом деятельности, не обязательно предполагающее создание организации и управление подчиненными.

3) Менеджмент – это и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 г. Джозеф Вартон.

4) Наконец, менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, психология, право.

Таким образом, в общем виде менеджмент – это наука и искусство управления, это все человеческие возможности, которые используют лидеры для достижения тактических и стратегических задач организации.

Функция управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами.

Все функции управления делятся на конкретные и общие. Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. К основным видам менеджмента, свойственным современным организациям и связанным с теми или иными процессами, протекающими внутри них, относятся: производство; материальное обеспечение; сбыт; инновации; маркетинг; кадры; финансы и др.

Общие функции выделяются по этапам управления. Они были сформулированы в 1916 г. одним из основоположников менеджмента Анри Файолем: 1) планирование; 2) организация; 3) мотивация; 4) координация; 5) контроль.

Планирование– первый этап процесса управления, на котором определяются цели любой организации, а также средства и методы их достижения.

Организационный этап– это этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Поскольку всю работу выполняют люди, то посредством этой функции определяется, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, а также какие для этого потребуются средства.

Мотивация –это деятельность менеджера, направленная на активизацию сотрудников фирмы в плане повышения эффективности их труда для достижения как личных целей, так и целей фирмы.

Предприятия сферы сервиса и туризма ориентируются на два аспекта это проблемы: мотивацию потребителей и мотивацию трудовых отношений.

Мотивы путешествий – это причина, цель поездки, при отсутствии которой данная поездка не состоялась бы. Мотивация путешествий:

1. физическая (отдых для тела, лечение, спорт);

2. межличностная (знакомства, общество, социальные контакты);

3. престижная (личностное развитие, признание);

4. психологическая (отдых для ума, новые впечатления);

5. культурная (знакомство с чужими странами, искусство, религия, спорт).

Мотивация трудовых отношений – это совокупность стимулов, побуждающих работников к активной трудовой деятельности. В этих целях используются:

· стимулирование, т.е. побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материального и морального стимулирования);

· собственно мотивирование, т.е. создание у работников внутреннего побуждения к труду (заинтересованность в труде, удовлетворенность трудом).

Сущность функции координациизаключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления и осуществляется путем проведения совещаний, личных контактов между руководителями, согласования рабочих планов, увязывания работы между исполнителями.

Функция контроля –это вид управленческой деятельности, посредством которой показатели деятельности организации сравниваются с установленными стандартами (планами).

Различают три вида контроля:

· предварительный,

· текущий,

· заключительный.

Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления, так как каждая управленческая функция движима другой. Возникает своего рода постепенное круговое движение.

Наши рекомендации