II. Потери энергии в переходных режимах.
При пуске, реверсе, торможении ток I > Iн, потери увеличиваются, и это приводит к дополнительному нагреву. Особенно это важно для ЭП, у которых динамический режим основной (ПКР). Это подъемные краны, прокатные станы.
а) Мс=0 (т.е. без нагрузки)
Проще выразить потери через механические параметры. Потери энергии в якоре ДПТ и роторе АД:
Из уравнения движения ЭП: , значит (для ДПТ) или (для АД). Подставим в формулу вместо dt это выражение и заменим пределы интегрирования: при t=0 s=sнач, а при tпп s=sкон. Получим:
Проанализируем различные переходные режимы двигателя и оценим потери энергии:
1) Пуск двигателя.
sнач=1, sкон=0;
Потери равны запасу кинетической энергии к концу пуска
2) Динамическое торможение
sнач=0, sкон=1;
3) Торможение противовключением.
sнач=2, sкон=1;
4) реверс
sнач=2, sкон=0;
Эти формулы определяют полные переменные потери энергии в ДПТ и потери в роторе в АД. Для АД нужно еще учесть потери в цепи статора:
б) Нагруженный двигатель (Мс≠0)
+Мс – при пуске; -Мс – при торможении
Считают, что момент постоянен и равен среднему моменту Мср.
Методы снижения потерь:
§ использование малоинерционного ЭП (снижение потерь благодаря уменьшению момента инерции J);
§ регулируют скорость идеального холостого хода ω0 (достигается благодаря понижению напряжения на якоре для ДПТ и изменению частоты питающей сети для АД).
КПД и коэффициент мощности
КПД для циклически изменяющейся нагрузки (средневзвешенный):
где Апол , Апотр – полезная и потребленная энергия;
∆А – потери энергии;
Рпол i – полезная механическая энергия на i-ом участке цикла;
∆Рi – потери механической энергии;
n – число участков работы ЭП.
КПД для ЭП в установившемся режиме:
КПД ЭП как системы:
ηпу – КПД преобразующего устройства;
ηуу – КПД управляющего устройства;
ηд – КПД ЭД;
ηмп – КПД механической передачи;
Более мощные и скоростные ЭД характеризуются более высоким КПД. КПД зависит от развиваемой ЭД полезной механической на валу (рисунок 5.1).
Способы повышения КПД:
§ ограничение времени работы ЭД на холостом ходу;
§ обеспечение нагрузки ЭД при работе близкой к номинальной;
§ применение регулятора экономичности;
§ снижение потерь энергии в переходных режимах;
§ использование частотного регулирование скорости АД.
ЭП, подключаемые к сети ~I, потребляют активную и реактивную мощность. Активная мощность расходуется на полезную работу ЭП и покрытие в нем потерь. Реактивная создает электромагнитное поле, но непосредственно работы не совершает. Соотношение между активной и реактивной мощностью характеризуется коэффициентом мощности:
Стараются обеспечить максимальный коэффициент мощности cosφ.
Коэффициент мощности cosφ для циклически изменяющейся нагрузки (средневзвешенный)
, где Ап – полная энергия.
Более высокое значение cosφ соответствует ЭД с большими номинальными мощностями и скоростями вращения.
Способы повышения cosφ:
§ замена малозагруженных АД на ЭД меньшей мощности;
§ ограничение работы ЭД на хх;
§ понижение питающего напряжения;
§ замена АД на СД.