Торможение асинхронного двигателя
I Противовключение
Противовключение – режим, при котором магнитны поля статора и ротора вращаются в разные стороны.
1. Работающий ЭД нужно быстро затормозить.
Пусть АД работает в точке 1. При изменении порядка следования фаз магнитное поле статора стало вращаться в другую сторону со скоростью (–ω0), АД переходит на характеристику, соответствующую переключению фаз. Вследствие инерции ротора, АД переходит с той же скоростью ω1 в точку 2 характеристики, соответствующей режиму противовключения (рисунок 4.6).
Момент становится тормозным, и под его действием АД интенсивно тормозится. В точке 3 АД нужно отключить от сети, иначе будет реверс.
2. Тормозной спуск грузов АД.
АД включен на подъем. АД будет разгоняться из точки 4 на опускание груза. По уравнению движения электропривода:
, Мс>М, разгон до точки 5, т.к. в точке 5 Мс=М, то dω/dt=0. Груз будет опускаться с постоянной скоростью. АД работает в точке 5 со скоростью –ω1
II Рекуперативное торможение.
Осуществляется, если ротор вращается со скоростью, большей скорости холостого хода и в сторону вращения магнитного поля статора .
1. Тормозной спуск грузов (рисунок 4.7). АД включают на опускание груза (точка «а»). В этом случае уравнение движения M + Mc= J(dω/dt), происходит разгон в двигательном режиме (участок ab). В точке «b» М=0, уравнение движения Mc= J(dω/dt) (+), скорость ω увеличивается, ω>ω0. Начинается генераторное торможение, т.к. момент М сменил знак и стал тормозным моментом Мт. В точке «с» М=Мс, АД вращается с постоянной скоростью –ω1.
2. При переходе многоскоростного АД с высокой скорости на низкую. (рисунок 4.8)
АД работает в точке 1 с нагрузкой Мс. АД переключили на число пар полюсов р=2. Генераторное торможение происходит на участке 2-3.
III Динамическое торможение
Статор отключают от сети переменного напряжения и подключают к источнику постоянного тока. Обмотка ротора закорочена или в её цепь включается добавочное сопротивление R2доб. Смотри рисунок 3.9.
4.1.6 Методы регулирования скорости
1) Включение резисторов:
а) в цепь ротора (R2д) (рисунок 4.10)
Пусть добавочное сопротивление ротора R2д увеличивается, т.е. R′2 тоже увеличивается. Исходя из выведенных ранее формул получаем:
· критический момент Mк не изменяется (соответственно, перегрузочная способность двигателя остается прежней);
· критическое скольжение sк увеличивается.
· синхронная скорость ω0 не меняется
R2д> R2д1
ω2> ω1
Параметры регулирования как у ДПТ НВ при введении в цепь якоря добавочного сопротивления Rдоб.
б) в цепь статора (R1д) (рисунок 4.11)
Пусть добавочное сопротивление ротора R21д увеличивается, тогда сопротивление цепи статора R1увеличится, а значит момент критический Mк уменьшится, критическое скольжение sк не сильно уменьшится, синхронная скорость ω0 не изменится.
R1д2> R1д1
ω2> ω1
Невысокие показатели регулирования скорости. Очень маленький диапазон регулировки, большие потери мощности, уменьшается перегрузочная способность. Не применяется как метод регулирования скорости. Применяется для регулирования других координат АД (уменьшение тока и момента при переходных процессах ЭД – пуск, реверс, торможение).
2) Изменение напряжения.
Из уравнения (*) момент двигателя пропорционален квадрату напряжения (М~U²ф), значит при уменьшении напряжения U1 критический Mк, пусковой Mп и все остальные моменты уменьшатся; критическое скольжение sк и синхронная скорость ω0 останутся неизменными (рисунок 4.12).
Uн> U11> U12
Искусственные характеристики мало пригодны для регулирования скорости, т.к. при ↓U → Mк резко ↓, перегрузочная способность и диапазон регулирования очень мал.
Метод используется лишь при переходных процессах для ограничения I и М
3) Изменение частоты питающей сети.
Наиболее перспективный и широко применяется (рисунок 4.13).
Для лучшего использования и получения высоких энергетических показателей АД (cosφ, η, λ), одновременно с частотой нужно изменять и напряжение. Закон изменения напряжения зависит от характера нагрузки.
Если Mс=const → U1=const. Примем R1=0.
Регулирование вниз от основной характеристики.
Достоинства метода:
· плавность регулирования в широком диапазоне
· высокая жесткость
· двухзонное регулирование
(вверх и вниз от основной)
Недостатки:
· дорогие и сложные преобразователи частоты.
· необходим квалифицированный персонал
Изменение пар полюсов.
→ ступенчатость регулирования скорости ω0 вследствие ступенчатости регулирования числа полюсов p.
Статорная обмотка состоит из двух одинаковых секций – полуобмоток. Используются различные схемы их подключения благодаря чему меняется число пар полюсов (рисунок 4.14).
а)
|
б)
в)
Чаще на практике используют две схемы переключения многоскоростных статорных обмоток:
а) переключение треугольник – двойная звезда ;
б) переключение звезда – двойная звезда ;
а) (рисунок 4.15)
А1н и А2н – начала 1 и 2 секции фаз.
А1к и А2к – концы этих фаз.
Переключение определяет уменьшение числа пар полюсов в 2 раза.
Целесообразно применять при нагруженном ЭП.
б) (рисунок 4.16)
Также характеризуется уменьшением числа пар полюсов в 2 раза.
Достоинства:
· Экономичность;
· Потери малы;
· Высокий КПД;
· Хорошая жесткость;
· Достаточная нагрузочная способность.
Целесообразно применять при постоянном моменте нагрузки
Недостатки:
- ступенчатость изменения скорости;
- небольшой диапазон регулирования.