Порядок и правила построения сетевых графиков
При построении сетевого графика необходимо соблюдать ряд правил:
1. Вначале планируемый процесс разбивается на отдельные работы, составляется перечень работ и событий, продумываются их логические связи и последовательность выполнения, работы закрепляются за ответственными исполнителями. Затем составляется сетевой график.
2. В сетевой модели не должно быть «тупиковых событий», т.е. событий, из которых не выходит ни одна работа за исключением завершающего события.
3. В сетевом графике не должно быть «хвостовых событии» (кроме исходного), которым не предшествует хотя бы одна работа.
4. В сети не должно быть замкнутых контуров и петель, т.е. путей соединяющих некоторые события с ними самими.
5. Любые два события должны быть непосредственно связаны не более чем одной работой стрелкой.
– если такие работы встречаются, то рекомендуется ввести «фиктивное событие » и «фиктивную работу», при этом одна из параллельных работ замыкается на – это фиктивное событие Фиктивная работа на графике изображается пунктирными линиями.
6. В сети рекомендуется иметь одно исходное и одно завершающее событие.
Если в сетевом графике это не так, то добиться желаемого можно путем введения фиктивных событий, работ. Фиктивные работы можно вводить в следующих случаях.
Один из них – отражение зависимости событий, не связанных с реальными работами.
Другой случай – неполная зависимость работ, кроме того, фиктивные работы могут вводиться для отражения реальных отсрочек и ожидания. В отличие от предыдущих случаев, здесь фиктивная работа имеет протяженность во времени.
Упорядочение сетевого графика. Понятие пути
Упорядочение сетевого графика – заключается в таком расположении событий и работ, при котором для любой работы предшествующее ей событие расположено левее и имеет меньший номер по сравнением с завершающим эту работу событием.
Другими словами, в упорядоченном сетевом графике все работы-стрелки направлены слева направо: от событий с меньшими номерами к событиям с большими номерами.
Одно из важнейших понятий сетевого графика – понятие пути.
Путь – любая последовательность работ, в которой конечное событие каждой работы совпадает с начальным событием следующий за ней работы.
Полный путь L – любой путь, начало которого совпадает с исходным событием сети, а конец – с завершающим.
Наиболее продолжительный полный путь в сетевом графике называется критическим. Критическими также называются работы и события расположенные на этом пути. Работы этого пути определяют общий цикл завершения всего комплекса работ, планируемых при помощи сетевого графика. И для сокращения продолжительности проекта необходимо в первую очередь сокращать продолжительность работ, лежащих на критическом пути.